Материальная ответственность сторон является одним из основных принципов трудовых отношений. Работник в этом случае находится в более привилегированном положении, нежели работодатель. Возмещение причиненного вреда гарантируется имуществом работодателя, с помощью которого осуществляется его предпринимательская деятельность и которое может быть реализовано в ходе исполнительного производства.
При этом по наиболее значимым случаям государство установило еще и дополнительные гарантии, введя обязательное страхование (страхование несчастных случаев и профессиональных заболеваний). Это в свою очередь гарантирует работнику получение некоего пусть и минимального, но возмещения своего ущерба.
В отличие от работника, работодатель, как показывает практика, достаточно часто оказывается не в состоянии возместить свой ущерб. Как не оказаться в подобной ситуации, мы и расскажем в статье.
Как показывает практика, в вопросе материальной ответственности работодатель чаще всего оказывается в более уязвимом положении, нежели работник. Во-первых, привлечь работника к полной материальной ответственности можно только в ограниченном количестве случаев. Во-вторых, даже обязанность полного возмещения вреда далеко не всегда гарантирует, что работник ее исполнит. Причем в неблагоприятном положении, как правило, оказываются небольшие фирмы, например, те, которые занимаются оказанием услуг по автомобильному ремонту и сервису. В настоящей статье мы расскажем, в каких случаях и в каком порядке владелец автосервиса может привлечь своих работников к полной материальной ответственности, а также дадим несколько советов, которые помогут взыскать денежные средства с работника.
Пределы возмещения материального ущерба
Каждому руководителю необходимо знать, что в отличие от предпринимательских отношений, где возмещается весь вред, включая упущенную выгоду, работник согласно ст. 238 ТК РФ возмещает работодателю только прямой действительный ущерб. Под ним понимается утрата имущества или ухудшение его состояния, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
Так, если по вине работника будет причинен вред автомобилю клиента, находящемуся на сервисе, работник будет обязан возместить все затраты, связанные с устранением такого вреда. При этом неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. В то же время необходимо различать упущенную выгоду самого работодателя и те платежи, которые он произвел, чтобы компенсировать упущенную выгоду другой организации.
В автосервисе отремонтирован автомобиль, принадлежащий предпринимателю, но клиент не успевает его забрать. Работник, находясь в нетрезвом состоянии, наносит ему ущерб (бьет стекла). Из-за отсутствия необходимых запасных частей полное восстановление автомобиля занимает дополнительные три дня. Клиент обращается в суд и взыскивает с владельца автосервиса упущенную выгоду, выразившуюся в штрафных санкциях за срыв срока поставки. Для владельца автосервиса данные выплаты будут прямым ущербом, и он вправе будет потребовать их возмещения с работника. При этом ремонтный бокс был занят дополнительных три дня, из-за чего работодатель не смог его использовать для ремонта других автомобилей. Суммы, которые он мог получить за ремонт машин, составят упущенную выгоду самого автосервиса, и взыскать ее с работника будет уже невозможно.
Так, согласно ст. 239 ТК РФ, работник не может быть привлечен к материальной ответственности, несмотря на наличие ущерба, если он возник вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.
Автомобили, находящиеся на ремонте, пострадали в результате обрушения стены, вызванного провалом грунта (непреодолимая сила); слесарь автосервиса, выгоняя автомобиль из загоревшегося бокса, помял крыло и разбил фару, тараня ворота (крайняя необходимость); вверенные кладовщику запасные части пострадали в результате пожара, начавшегося из-за нарушения правил пожарной безопасности администрацией автосервиса (работодатель не обеспечил надлежащие условия хранения).
К нормальному хозяйственному риску могут быть отнесены действия работника, которые соответствуют современным знаниям и опыту, когда поставленная цель не могла быть достигнута. Если работник надлежащим образом выполнил возложенные на него должностные обязанности, проявил определенную степень заботливости и осмотрительности, принял меры для предотвращения ущерба, и объектом риска являлись материальные ценности, а не жизнь и здоровье людей.
Директор автосервиса в рамках повышения эффективности управления запасами и ожидая скорое их поступление реализовал излишки запасных частей со склада. Однако в результате действий таможни доставка ожидающихся запасных частей затянулась, из-за чего автосервису пришлось оплачивать неустойку за срыв сроков ремонта.