Top.Mail.Ru

Материальная ответственность работников автосервиса

Материальная ответственность сторон является одним из основных принципов трудовых отношений. Работник в этом случае находится в более привилегированном положении, нежели работодатель. Возмещение причиненного вреда гарантируется имуществом работодателя, с помощью которого осуществляется его предпринимательская деятельность и которое может быть реализовано в ходе исполнительного производства. При этом по наиболее значимым случаям государство установило еще и дополнительные гарантии, введя обязательное страхование (страхование несчастных случаев и профессиональных заболеваний). Это в свою очередь гарантирует работнику получение некоего пусть и минимального, но возмещения своего ущерба. В отличие от работника, работодатель, как показывает практика, достаточно часто оказывается не в состоянии возместить свой ущерб. Как не оказаться в подобной ситуации, мы и расскажем в статье.
Как показывает практика, в вопросе материальной ответственности работодатель чаще всего оказывается в более уязвимом положении, нежели работник. Во-первых, привлечь работника к полной материальной ответственности можно только в ограниченном количестве случаев. Во-вторых, даже обязанность полного возмещения вреда далеко не всегда гарантирует, что работник ее исполнит. Причем в неблагоприятном положении, как правило, оказываются небольшие фирмы, например, те, которые занимаются оказанием услуг по автомобильному ремонту и сервису. В настоящей статье мы расскажем, в каких случаях и в каком порядке владелец автосервиса может привлечь своих работников к полной материальной ответственности, а также дадим несколько советов, которые помогут взыскать денежные средства с работника.

Пределы возмещения материального ущерба

Каждому руководителю необходимо знать, что в отличие от предпринимательских отношений, где возмещается весь вред, включая упущенную выгоду, работник согласно ст. 238 ТК РФ возмещает работодателю только прямой действительный ущерб. Под ним понимается утрата имущества или ухудшение его состояния, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Так, если по вине работника будет причинен вред автомобилю клиента, находящемуся на сервисе, работник будет обязан возместить все затраты, связанные с устранением такого вреда. При этом неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. В то же время необходимо различать упущенную выгоду самого работодателя и те платежи, которые он произвел, чтобы компенсировать упущенную выгоду другой организации.

Пример 1

В автосервисе отремонтирован автомобиль, принадлежащий предпринимателю, но клиент не успевает его забрать. Работник, находясь в нетрезвом состоянии, наносит ему ущерб (бьет стекла). Из-за отсутствия необходимых запасных частей полное восстановление автомобиля занимает дополнительные три дня. Клиент обращается в суд и взыскивает с владельца автосервиса упущенную выгоду, выразившуюся в штрафных санкциях за срыв срока поставки. Для владельца автосервиса данные выплаты будут прямым ущербом, и он вправе будет потребовать их возмещения с работника. При этом ремонтный бокс был занят дополнительных три дня, из-за чего работодатель не смог его использовать для ремонта других автомобилей. Суммы, которые он мог получить за ремонт машин, составят упущенную выгоду самого автосервиса, и взыскать ее с работника будет уже невозможно.

Так, согласно ст. 239 ТК РФ, работник не может быть привлечен к материальной ответственности, несмотря на наличие ущерба, если он возник вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

Пример 2

Автомобили, находящиеся на ремонте, пострадали в результате обрушения стены, вызванного провалом грунта (непреодолимая сила); слесарь автосервиса, выгоняя автомобиль из загоревшегося бокса, помял крыло и разбил фару, тараня ворота (крайняя необходимость); вверенные кладовщику запасные части пострадали в результате пожара, начавшегося из-за нарушения правил пожарной безопасности администрацией автосервиса (работодатель не обеспечил надлежащие условия хранения).

К нормальному хозяйственному риску могут быть отнесены действия работника, которые соответствуют современным знаниям и опыту, когда поставленная цель не могла быть достигнута. Если работник надлежащим образом выполнил возложенные на него должностные обязанности, проявил определенную степень заботливости и осмотрительности, принял меры для предотвращения ущерба, и объектом риска являлись материальные ценности, а не жизнь и здоровье людей.

Пример 3

Директор автосервиса в рамках повышения эффективности управления запасами и ожидая скорое их поступление реализовал излишки запасных частей со склада. Однако в результате действий таможни доставка ожидающихся запасных частей затянулась, из-за чего автосервису пришлось оплачивать неустойку за срыв сроков ремонта.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Дисциплинарная ответственность и депремирование: необычные основания

На практике случается, что работников привлекают к дисциплинарной ответственности (в том числе увольняют) или снижают им размер премий по, казалось бы, надуманным поводам: не убрался на рабочем месте, ходил в свитере вместо униформы, отвлекал других от работы и т.п. Что это: самодурство руководства или обоснованные претензии? Как суды смотрят на такое? Анализируем примеры из судебной практики и делаем выводы, за что и при каких не совсем стандартных обстоятельствах сотрудника можно наказать, какие документы для этого необходимы, а когда ответные действия работодателя будут считаться необоснованными.

Топ-3 ошибок привлечения к дисциплинарной ответственности

При оформлении привлечения к дисциплинарной ответственности кадровики нередко допускают нарушения, из-за которых суд может признать взыскание незаконным. Мы отобрали и разобрали на конкретных примерах три основные ошибки – ​системную, процедурную и техническую. Знание о каждой из них поможет улучшить управление персоналом организации в целом и кадровую работу в частности, а также снизить риски штрафов от ГИТ и проигрыша в суде в трудовых спорах с работниками.

Три ошибки при увольнении за неоднократное неисполнение обязанностей

Работник несколько раз нарушил трудовую дисциплину. Можно ли его уволить за это по неоднократности? Можно, но осторожно, чтобы не совершить ошибку, обнуляющую увольнение. Мы отобрали три распространенных ошибки работодателей, из-за которых суды чаще всего признают незаконным увольнение по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. На основе анализа судебной практики даем рекомендации, как их избежать и не допустить восстановления сотрудника.

Увольнение по электронному заявлению: что учитывает суд

Переход на электронный кадровый документооборот неизбежно привел к росту числа трудовых споров, связанных с использованием электронных документов при оформлении трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Работодателям полезно изучать дела, в которых суды рассматривали различные аргументы сторон и делали свои значимые для практики выводы.

Когда истечение срока действия трудового договора не повод для его расторжения

Как и с любым увольнением, при расторжении трудового договора в связи с истечением его срока может возникнуть масса проблем. Обращаясь в суд, сотрудник будет использовать любые аргументы и ошибки работодателя, чтобы выиграть дело. Тем более если доводы будут подкреплены доказательствами. Изучим виды споров, которые возникают между организацией и подчиненным, заключившими срочный трудовой договор. Выясним природу таких отношений и порядок их надлежащего оформления. А также разберемся, как работодателю защищаться от необоснованных требований бывших сотрудников.

Как защититься от злоупотреблений работников трудовыми правами

Трудовой кодекс РФ предоставляет работнику гораздо более широкие возможности для защиты своих прав, нежели работодателю. Недобросовестные сотрудники вовсю этим пользуются, расставляя ловушки при трудоустройстве, расторжении договора или оспаривании незаконного увольнения. Автор рассказывает, когда работники злоупотребляют правом и как это доказать, чем отличается злоупотребление от правонарушения, и предлагает методы по предотвращению злоупотреблений.

Отзыв заявления об увольнении по собственному желанию

В случае возникновения конфликта с работником работодатели нередко предлагают ему уволиться «по собственному» вместо негативной записи в трудовой книжке. Однако они забывают, что написавший заявление об увольнении по собственному желанию работник вправе отозвать его в любое время. Сэкономить на суде поможет материал нашего эксперта. В нем проанализированы типичные ошибки работодателей, из-за которых работников восстанавливают на работе.

Суды об электронной переписке в трудовых отношениях

В заключительной части цикла статей расскажем, как суды оценивают электронную переписку, которая ведется в рамках трудовых отношений. Проанализируем судебную практику, в которой рассмотрены ситуации, когда через Интернет по электронной почте направлялись следующие документы: с просьбой работника выслать трудовую книжку по почте, уведомлением сотрудника от открытом больничном листке, а также письмо-поручение руководителя подчиненному.