Top.Mail.Ru
В статье раскрывается правовое значение лицензирования, правила получения лицензии, а также нормативные положения о лицензировании отдельных видов деятельности. Кроме того, рассматриваются случаи правомерного и неправомерного отказа в выдаче лицензии, степень ответственности за нарушение лицензионного законодательства и другие правовые аспекты лицензирования.
В настоящее время необходимость государственного регулирования экономических отношений получает все большее признание: формируется нормативная основа деятельности хозяйствующих субъектов, в практическую сферу внедряются эффективные правовые средства, призванные обеспечить реализацию прав предпринимателей при параллельном соблюдении общественных и государственных интересов. Одним из наиболее эффективных механизмов государственного регулирования рыночных отношений можно считать лицензионную систему.

Правовой институт лицензирования обеспечивает сбалансированное функционирование рынка путем осуществления «фильтрации» потенциальных предпринимателей с целью не допустить в экономическую сферу недобросовестных хозяйствующих субъектов. Данный институт, являясь совокупностью правовых норм, регулирует две группы общественных отношений:

  • отношения в сфере создания и организации деятельности экономических субъектов;
  • отношения, возникающие между органом исполнительной власти и лицом, желающим получить (получившим, утратившим) лицензию.

Основные положения

Лицензирование – это комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий; переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий; приостановлением и возобновлением действия лицензий; аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов. Итак, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (ст. 49 ГК РФ).

Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (лицензиату). Выполнение лицензиатом этих требований и условий является обязательным при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Специальное разрешение (лицензия) не ограничивает права и свободы хозяйствующего субъекта, а разрешает осуществление деятельности, которая без должного контроля со стороны государства может нанести ущерб правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ (ст. 4 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001 г. (далее – Закон о лицензировании). Государство в лице компетентных органов, таким образом, осуществляет предварительный контроль за деятельностью, которая является потенциально опасной для общества.

Вместе с тем важным становится вопрос о пределах такого контроля. В ст. 3 Закона о лицензировании закреплены принципы лицензирования, которые характеризуют систему лицензирования в России и ограничивают необоснованное вмешательство государства:

  • обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
  • установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
  • установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
  • установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
  • гласность и открытость лицензирования;
  • соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Таким образом, юридическое лицо или предприниматель не могут быть ограничены в правах, иначе как в случаях, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано в суд.

Субъектами лицензируемой деятельности, с одной стороны, являются лицензирующие органы – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а с другой – юридические лица и индивидуальные предприниматели, наделенные специальной правоспособностью на основании выдачи им специального разрешения на такую деятельность (лицензии).

Важно отметить, что субъективные права, возникшие у лицензиата, нельзя передать другому лицу, за исключением прав правопреемства или реорганизации предпринимателя (организации).

К объектам лицензирования относят:

  • а) собственно хозяйственную деятельность, которая не ограничена количественными критериями и носит длящийся характер (лицензирование видов деятельности);
  • б) отдельные хозяйственные операции, исчерпывающиеся однократным действием и имеющие количественные признаки.

Виды лицензируемой деятельности

В Законе о лицензировании содержатся два перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию. По одному перечню (ст. 17) лицензирование осуществляется в соответствии с указанным Законом, это так называемый общий перечень. Лицензирование видов деятельности, указанных в данном перечне, прежде всего осуществляется с целью охраны частных интересов – интересов субъектов предпринимательской деятельности.

По перечню, который содержится в ч. 2 ст. 1 Закона о лицензировании, лицензирование осуществляется также и в соответствии с другими нормативно-правовыми актами. Эти виды деятельности не случайно выделены в отдельную группу. Каждый из них требует индивидуального подхода, так как их лицензирование призвано защищать наиболее важные интересы граждан, общества и государства. Примером может служить деятельность в области производства и оборота этилового спирта и другой алкогольной продукции. Именно этот вид деятельности всегда приносил большую часть доходов в государственный бюджет. Поэтому у него особый правовой режим. Вообще, лицензирование большинства видов деятельности из этого перечня охраняет в основном публичные интересы в области внешней торговли, финансов, а также интересы в других областях экономики, где необходимо строгое государственное регулирование.

Лицензирование каждого отдельного вида деятельности осуществляется в...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Какие документы запросит Роскомнадзор на проверке по персданным

Штрафы за неправильную обработку персональных данных растут, ответственность постоянно ужесточается (планируется введение уголовной). А это значит, что пора тщательно проверить, все ли документы в компании, касающиеся персданных, оформлены правильно. Автор подробно разъясняет, какие документы должны быть в наличии для успешного прохождения проверки соблюдения законодательства о персональных данных и как их составить, чтобы избежать гигантских штрафов.

Что можно скрыть при раскрытии отчетности

Федеральные стандарты позволяют раскрывать информацию об отчетности в ограниченном объеме, а контролирующие органы соглашаются ограничить доступ к ней на государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности (bo.nalog.ru). Объясняем, что можно скрыть от пользователей отчетности и как это сделать законно. Приводим наглядную таблицу о том, как можно сократить пояснения к отчетности; образцы документов: приказа об ограничении раскрытия информации, заявления в Минфин России о предоставлении выписки из перечня подпадающих под ограничительные меры лиц, заявления в ИФНС России о сокрытии информации, содержащейся в ГИРБО.

10 обсуждаемых изменений законодательства в 2023 году

Уходящий год традиционно богат на изменения, причем как глобальные, так и не очень. Мы выбрали 10 наиболее интересных и обсуждаемых изменений в законодательстве, которые вступили в силу в уходящем 2023 году. И расположили их в хронологическом порядке, подобрав те, которые затронули самые разные сферы – ​от налогов и взносов до штрафов.

Внесудебное банкротство гражданина

Объясняем, что представляет собой внесудебное банкротство гражданина и как им можно воспользоваться, в какие сроки заявление о несостоятельности по такой процедуре будет рассмотрено, какие последствия повлечет и когда в результате должник будет считаться освобожденным от долгов. Анализируем права должника и кредиторов, даем советы и тем, и другим, как лучше поступить в конкретных ситуациях. Приводим образцы оформления заявления гражданина о внесудебном банкротстве, списка кредиторов. Узнаете, как быть кредиторам, не учтенным в списке кредиторов в рамках внесудебного банкротства, какие есть полномочия у МФЦ, как противостоять незаконным действиям должника, а также о тенденциях правоприменительной практики в данной сфере, в том числе по спорам о признании незаконными действий МФЦ по возбуждению внесудебного банкротства и возврату заявления о возбуждении банкротства.

Что смягчит административную ответственность

При решении вопроса о привлечении к административной ответственности и назначении наказания согласно ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются не только характер совершенного правонарушения, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, но и наличие обстоятельств, отягчающих и (или) смягчающих ответственность. И последние особенно интересны, поскольку их можно самостоятельно «генерировать» даже на стадии рассмотрения дела, в отличие, скажем, от популярных оснований освобождения от административной ответственности – малозначительности правонарушения (ст. 2.9) и крайней необходимости (ст. 2.7) – которые «цементируются» в момент совершения правонарушения. Расскажем, что такое смягчающие обстоятельства, когда нарушитель может к ним апеллировать, на что упирать в ходе судебного заседания. Поясним, какие действия суды признают содействием в рассмотрении дела об административном правонарушении.

Ответственность руководителя организации

Российское законодательство содержит немало норм, на основании которых руководитель организации может быть привлечен к ответственности. Такие положения есть и в трудовом праве, и в гражданском, административном и в уголовном законодательстве. В статье приведены меры ответственности для руководителя, регламентированные разными кодексами. Кроме того, рассказано о том, как организовать процедуру передачи дел между бывшим и новым руководителями, чтобы не повесить на себя чужие грехи, но и своих оправдательных документов не утерять. Приведены примеры из судебной практики о привлечении к ответственности руководителей организаций.

Какие документы запросит Роскомнадзор на проверке по персданным

Штрафы за неправильную обработку персональных данных растут, ответственность постоянно ужесточается (планируется введение уголовной). А это значит, что пора тщательно проверить, все ли документы в компании, касающиеся персданных, оформлены правильно. Автор подробно разъясняет, какие документы должны быть в наличии для успешного прохождения проверки соблюдения законодательства о персональных данных и как их составить, чтобы избежать гигантских штрафов.

Роспотребнадзор может прийти к вам

Что проверяют сотрудники Роспотребнадзора? На какие области распространяются полномочия этого контролирующего органа? В какие организации может прийти проверяющий? Как проходит проверка? Что не могут делать проверяющие, а на что имеют право? Какие нарушения допускают контролеры во время проверок? И, наконец, какие решения могут принять сотрудники Роспотребнадзора по итогам проверки?