В статье раскрывается правовое значение лицензирования, правила получения лицензии, а также нормативные положения о лицензировании отдельных видов деятельности. Кроме того, рассматриваются случаи правомерного и неправомерного отказа в выдаче лицензии, степень ответственности за нарушение лицензионного законодательства и другие правовые аспекты лицензирования.
В настоящее время необходимость государственного регулирования экономических отношений получает все большее признание: формируется нормативная основа деятельности хозяйствующих субъектов, в практическую сферу внедряются эффективные правовые средства, призванные обеспечить реализацию прав предпринимателей при параллельном соблюдении общественных и государственных интересов. Одним из наиболее эффективных механизмов государственного регулирования рыночных отношений можно считать лицензионную систему.Правовой институт лицензирования обеспечивает сбалансированное функционирование рынка путем осуществления «фильтрации» потенциальных предпринимателей с целью не допустить в экономическую сферу недобросовестных хозяйствующих субъектов. Данный институт, являясь совокупностью правовых норм, регулирует две группы общественных отношений:
- отношения в сфере создания и организации деятельности экономических субъектов;
- отношения, возникающие между органом исполнительной власти и лицом, желающим получить (получившим, утратившим) лицензию.
Основные положения
Лицензирование – это комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий; переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий; приостановлением и возобновлением действия лицензий; аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов. Итак, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (ст. 49 ГК РФ).
Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (лицензиату). Выполнение лицензиатом этих требований и условий является обязательным при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Специальное разрешение (лицензия) не ограничивает права и свободы хозяйствующего субъекта, а разрешает осуществление деятельности, которая без должного контроля со стороны государства может нанести ущерб правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ (ст. 4 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001 г. (далее – Закон о лицензировании). Государство в лице компетентных органов, таким образом, осуществляет предварительный контроль за деятельностью, которая является потенциально опасной для общества.
Вместе с тем важным становится вопрос о пределах такого контроля. В ст. 3 Закона о лицензировании закреплены принципы лицензирования, которые характеризуют систему лицензирования в России и ограничивают необоснованное вмешательство государства:
- обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
- установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
- установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
- установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
- гласность и открытость лицензирования;
- соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Таким образом, юридическое лицо или предприниматель не могут быть ограничены в правах, иначе как в случаях, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано в суд.
Субъектами лицензируемой деятельности, с одной стороны, являются лицензирующие органы – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а с другой – юридические лица и индивидуальные предприниматели, наделенные специальной правоспособностью на основании выдачи им специального разрешения на такую деятельность (лицензии).
Важно отметить, что субъективные права, возникшие у лицензиата, нельзя передать другому лицу, за исключением прав правопреемства или реорганизации предпринимателя (организации).
К объектам лицензирования относят:
- а) собственно хозяйственную деятельность, которая не ограничена количественными критериями и носит длящийся характер (лицензирование видов деятельности);
- б) отдельные хозяйственные операции, исчерпывающиеся однократным действием и имеющие количественные признаки.
Виды лицензируемой деятельности
В Законе о лицензировании содержатся два перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию. По одному перечню (ст. 17) лицензирование осуществляется в соответствии с указанным Законом, это так называемый общий перечень. Лицензирование видов деятельности, указанных в данном перечне, прежде всего осуществляется с целью охраны частных интересов – интересов субъектов предпринимательской деятельности.
По перечню, который содержится в ч. 2 ст. 1 Закона о лицензировании, лицензирование осуществляется также и в соответствии с другими нормативно-правовыми актами. Эти виды деятельности не случайно выделены в отдельную группу. Каждый из них требует индивидуального подхода, так как их лицензирование призвано защищать наиболее важные интересы граждан, общества и государства. Примером может служить деятельность в области производства и оборота этилового спирта и другой алкогольной продукции. Именно этот вид деятельности всегда приносил большую часть доходов в государственный бюджет. Поэтому у него особый правовой режим. Вообще, лицензирование большинства видов деятельности из этого перечня охраняет в основном публичные интересы в области внешней торговли, финансов, а также интересы в других областях экономики, где необходимо строгое государственное регулирование.
Лицензирование каждого отдельного вида деятельности осуществляется в...