• Журнал «Юридический справочник руководителя» март 2009
  • Рубрика Договорные отношения

Аутсорсинг – лекарство от кризиса?

  • 0 комментариев
  • 11345 просмотров
В стабильной экономической ситуации аутсорсинг помогает компаниям оптимизировать издержки на непрофильную деятельность. Насколько ­он эффективен в условиях финансового кризиса?


В условиях финансового кризиса многие компании ставят своей целью снижение затрат и повышение эффективности бизнес-процессов. ­Насколько полезным в решении этих задач может оказаться аутсорсинг?

Справка
Свернуть Показать

Аутсорсинг (out – внешний, source – источник, англ.) – способ оптимизации деятельности предприятий за счет сосредоточения усилий на основном предмете деятельности и передачи непрофильной деятельности внешним подрядчикам.

Так, с помощью аутсорсинга компании «избавляются» от функции снабжения и поставок, обслуживания, ­финансов ­и бухгалтерии, обеспечения персоналом, IT и даже производства.

В стабильной экономической ситуации практика аутсорсинга помогает компаниям решить проблемы функционирования и развития путем сокращения издержек, увеличения приспособляемости к условиям внешней среды, улучшения качества продукции и услуг, уменьшения рисков. В условиях кризиса и нестабильности аутсорсинг может стать одним из факторов, позволяющих компании эффективно оптимизировать затраты и сосредоточить усилия на стратегических задачах, а не на рутинных процедурах. Но было бы неверно говорить о том, что аутсорсинг является универсальным средством для выхода из кризисной ситуации. Действительно, передача ключевых функ­ций на аутсорсинг может привести к потере контроля над деятельностью предприятия или недостижению его стратегических целей.

Мнение
Свернуть Показать
Елена Сафарова, руководитель отдела правового консалтинга и судебных споров, автор книги «Аутсорсинг учетных процессов»:

Принимая решение о переходе на использование аутсорсинга, компании необходимо ответить на один очень важный вопрос: целесообразно ли отдать данную конкретную функцию аутсорсеру или правильнее будет выполнять ее самостоятельно? В качестве критерия целесообразности в условиях экономического кризиса разумно использовать себестоимость данной функции и вовлеченность ­ее в ключевые бизнес-процессы.

Семь раз отмерь, один – отдай

Для определения необходимости аутсорсинга и возможных рисков, связанных с ним, рекомендуется ответить на ряд вопросов:

  • Является ли функция, которую мы планируем передать на аутсорсинг, ключевой или вспомогательной и в какой мере ее аутсорсинг может поставить под угрозу деятельность компании?
  • Сколько мы планируем сэкономить путем передачи функции на аутсорсинг?
  • С какими рисками сопряжена наша текущая и планируемая будущая аутсорсинговая деятельность?
  • Как мы можем более эффективно выявлять такие риски в будущем?
  • Пытались ли мы усвоить лучшие практики и опыт других отраслей, находящиеся на более развитых стадиях непрерывного процесса аутсорсинга?
  • Является ли экономия от аутсорсингa постоянной или же в будущем могут возникнуть проблемы?

Практика показывает, что чаще всего на аутсорсинг отправляются функ­ции, не относящиеся к основному производственному процессу компании, требующие капитальных вложений и привлечения квалифицированного персонала. Например, многие компании передают на аутсорсинг функцию логистики. При этом отпадает необходимость в приобретении собственного парка транспортных средств, их ремонте и техническом обслуживании, периоды простоя транспорта сокращаются.

Кроме того, традиционно популярна передача на аутсорсинг ряда управленческих функций, в частности бухгалтерского учета, а в последнее время, особенно в условиях кризиса, многие компании задумались об аутсорсинге функции внутреннего аудита.

Справка
Свернуть Показать

Долгое время аутсорсинг внутреннего аудита считался «привилегией» только крупных и чаще всего публичных компаний. Но его преимущество – доступ к более широкому спектру навыков, которых может недоставать традиционным небольшим отделам внутреннего аудита, – оценили также компании среднего и малого бизнеса.

Несмотря на кажущуюся дороговизну услуг профессиональных консультантов, аутсорсинг тем не менее позволяет обеспечить гибкость с точки зрения затрат и бюджета компании на внутренний аудит при высоком качестве результатов и их своевременности для заинтересованных пользователей. Сокращение стоимости достигается для компании, например, за счет использования готовых инструментов и методик внутреннего аудита, которыми обладает консультант, новейших технологий и применения электронных систем управления аудитом, значительно сокращающих время на документирование и обработку данных, за счет готовых рабочих программ аудита выбранной области, посредством доступа к глобальному «банку» специалистов и использования их уникального опыта работы, за счет привлечения экспертов по определенным вопросам, только когда в этом возникает необходимость, и готовых наработок там, где компании потребовалось бы проработать целое множество решений, прежде чем найти наиболее оптимальное. Компания экономит на необходимости инвестировать средства в приобретение, модернизацию или разработку специфических технологий и другой ­инфраструктуры внутреннего аудита.

Аудиторы многих компаний уже ощутили влияние кризиса, кто-то сумел быст­ро отреагировать на сложившуюся ситуацию – скорректировать планы аудитов, перенаправить усилия на наиболее критичные области деятельности компании, переоценить риски и предложить менеджменту помощь в решении проблем. Но аудиторам не всех компаний такая задача оказалась по плечу. И здесь также может помочь аутсорсинг, поскольку он позволяет в сжатые сроки провести аудит кризисных областей, предложить решения по сокращению издержек и если не по повышению, то хотя бы по сохранению прежней эффективности бизнеса. Компания, прибегая к аутсорсингу внутреннего аудита в условиях кризиса, может рассчитывать на быстрый поиск путей оптимизации затрат с наименьшим риском для будущего компании и с учетом долгосрочных перспектив. В рамках программы аутсорсинга профессиональные консультанты участвуют в разработке антикризисных программ, оценивают и просчитывают последствия поспешных решений органов управления компании в условиях провокационного поведения рынка.

Преимущества, получаемые пользователем услуг по внешнему ведению бухгалтерского учета, очевидны. Аутсорсинг позволяет решить проблемы с привлечением и обучением квалифицированного персонала. Кроме того, не возникает проблем при болезни, отпуске или увольнении кого-либо из сотрудников бухгалтерии. И, что особенно важно в условиях кризиса, появляется гибкость в управлении ресурсами. При необходимости сокращения численности персонала не возникают юридические риски, связанные с увольнением сотрудников, компания избегает расходов на выходное пособие и сохраняет репутацию надежного работодателя. Однако основной выгодой является возможность использования значительного опыта, накопленного при решении аналогичных задач, и постоянный доступ к новым технологиям и знаниям. Компания, специализирующаяся на предоставлении услуг по аутсорсингу управленческих функций, первой сталкивается с возникающими проблемами в данной области, инвестирует в выработку решений задач и развитие соответствующих технологий, в постоянное ­повышение квалификации своего персонала.

Мнение
Свернуть Показать
Елена Сафарова, руководитель отдела правового консалтинга и судебных споров, автор книги «Аутсорсинг учетных процессов»:

Необходимо отметить, что, передавая на аутсорсинг функцию бухгалтерского и налогового учета, компании целесообразно отдать аутсорсеру и методологию ведения учета. То есть работа компании-аутсорсера должна состоять не только в механическом подсчете цифр, но и в повышении эффективнсти учетных ­процедур. В противном случае заказчику придется содержать собственных методологов, что усложнит взаимоотношения с аутсорсером и в конечном итоге не приведет ­к желаемой экономии времени и средств.

Риск потери контроля над учетным процессом может быть сведен к минимуму с помощью правильно составленного договора аутсорсинга, который позволит осуществлять необходимый контроль, избегая при этом лишних затрат на трудовые ресурсы.

Правовое обоснование

Что же касается некоторых правовых аспектов аутсорсинга, в частности функций внутреннего аудита, то хотелось бы отметить следующее. В силу того, что понятия договора аутсорсинга1 и аутсорсинга как такового не содержатся в российском законодательстве, часто возникают вопросы по поводу правового регулирования данной категории правоотношений.

Справедливым является утверждение, что к данному договору применимы положения Гражданского кодекса РФ о договоре возмездного оказания услуг (глава 39 ГК РФ). В частности, п. 2 ст. 779 ГК РФ прямо указывает на применение данных положений закона в отношении аудиторских услуг. Данный вид договора следует рассматривать как консенсуальный (совершаемый под определенным условием), двусторонний (заключаемый между двумя субъектами) и, естественно, возмездный.

Мнение
Свернуть Показать
Елена Сафарова, руководитель отдела правового консалтинга и судебных споров, автор книги «Аутсорсинг учетных процессов»:

Необходимо отметить, что аутсорсинг – это всего лишь термин. Если действующее законодательство его не применяет, то исключительно в силу иностранного происхождения слова outsourcing, что в дословном переводе с английского языка означает использование чужих ресурсов. В том или ином виде данное понятие раскрывается в российском законодательстве. Например, п. 2 ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» устанавливает, что руководитель предприятия в зависимости от наличия объема работ имеет право передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту.

Налоговый кодекс в подп. 36 п. 1 ст. 264 включает в число прочих расходов, связанных с производством и реализацией, расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организациями или ­индивидуальными предпринимателями.

Одним из квалифицирующих признаков любого договора возмездного оказания услуг является его объект, в качестве которого выступают сами услуги, то есть определенные действия, совершаемые исполнителем в интересах заказчика. Среди наиболее важных положений, которые должен содержать договор данного вида, необходимо выделить порядок оказания и порядок оплаты услуг.

В соответствии с положениями ГК РФ запрещено передавать исполнение обязательств по договору третьим лицам; заказчик обязан оказать услуги лично. Однако если согласие заказчика на исполнение обязательст­ва другим лицом предусмотрено положениями договора, такое исполнение будет признано правомерным. Услуги могут предоставляться в соответствии с определенным графиком, согласованным сторонами договора.

В зависимости от соотношения оказания услуг и момента поступления платы за них оплата может быть предварительной (предваряет оказание услуги), последующей (оплата после оказания услуг), с применением авансирования (предварительной частичной оплаты), возможно установление определенного графика оплаты услуг. Цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.) услуг определяются соглашением сторон. Хотя цена и не признается сущест­венным условием данного договора, отсутствие условия о цене ­в договоре может вызвать существенные затруднения при ее определении.

К обязанностям исполнителя, необходимым для закрепления в договоре и характерным для большинства видов обязательств об оказании услуг, можно отнести и обязанность по обеспечению конфиденциальности информации о заказчике услуги, получаемой в ходе исполнения обязательства. Аналогичная обязанность по неразглашению коммерческой тайны зачастую возлагается по договору и на заказчика услуги, так как в процессе оказания услуг он может стать обладателем информации, составляющей коммерческую тайну исполнителя.

Мнение
Свернуть Показать
Елена Сафарова, руководитель отдела правового консалтинга и судебных споров, автор книги «Аутсорсинг учетных процессов»:

Довольно часто положения о конфиденциальности вносятся не в текст договора аутсорсинга, а фиксируются отдельным соглашением.

Пример
Свернуть Показать

Основной обязанностью заказчика услуг является уплата вознаграждения, что вытекает из самой конструкции рассматриваемого обязательства. Возмездный характер признается законодателем существенным признаком обязательств об оказании услуг.

Говоря о мерах ответственности по договору оказания услуг, можно выделить следующие аспекты. Невозможность исполнения, вызванная виновными действиями заказчика, не освобождает его от обязанности оплатить услуги, равно как и виновно созданная невозможность исполнения обязательства не дает заказчику права требовать возврата оплаченных за услуги средств. Виновный в невозможности исполнения обязательства не вправе требовать исполненное им по обязательству (п. 2 ст. 416 ГК РФ). Если по вине заказчика услуги вообще не оказаны, то следует говорить не об оплате услуг (т.к. они не оказаны), а об ответственности заказчика в форме убытков (ст. 15 ГК РФ). Невозможность исполнения прекращает обязательство, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает (п. 1 ст. 416 ГК РФ).

П. 3 ст. 781 ГК РФ также содержит важное положение о возмещении расходов: в случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы (если иное не предусмотрено договором). В этом случае оплата фактических расходов не является формой имущественной ответственности – речь идет о риске возникновения убытков исполнителя, который частично принимает на себя заказчик. Соответствующие условия о распределении рисков между исполнителем и заказчиком должны быть предусмотрены в тексте договора.

Подводя итоги, хотелось бы порекомендовать руководству компаний тщательно оценивать все риски, связанные с передачей той или иной функции на аутсорсинг и, несмотря на экономическую выгоду, принимать во внимание возможные косвенные потери. Единого рецепта использования аутсорсинга как лекарства от кризиса не существует – решение должно приниматься после анализа всех аргументов «за» и «против» с учетом ­специфики деятельности компании.

на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  нет голосов

Нет комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.