Все больше авиакомпаний вводит в обиход электронные авиабилеты. Автор рассказывает о правовых проблемах, которые встают перед организациями, приобретающими билеты через Интернет. Затронуты и вопросы налогообложения. В частности, каков порядок включения затрат на приобретение электронных билетов в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль? Какие документы будут служить подтверждением расходов? В статье автор рассматривает эти и другие ключевые вопросы, связанные как с приобретением электронных авиабилетов, так и с документальным оформлением такой операции.
В настоящее время продажа авиабилетов в электронной форме только получает распространение в России. Через Интернет продают авиабилеты такие авиакомпании, как «Сибирь» и «Аэрофлот», и РАО «РЖД». К 2010 году проект по продаже авиационных и железнодорожных билетов будет «запущен» по всей России. Такая форма реализации авиабилетов удобна и для транспортных компаний, и для организаций-покупателей. Но пока она доступна только ограниченному кругу потребителей.Между тем в зарубежных странах можно приобрести авиабилет с использованием возможностей бездокументарных технологий E-tickets, Интернет и даже с помощью мобильного телефона. Однако в России такая система только зарождается, и для ее дальнейшего развития значительную роль будет играть решение правовых вопросов и вопросов налогообложения. Хотя с 2007 года переход от бумажных билетов к электронным в России происходит в рамках общемировой кампании. И если на международных рейсах проблема как-то решается, то внутренние перевозки страдают из-за несоответствия технологических процессов и правового обеспечения.
Правовые аспекты проблемы
Не секрет, что современная Россия отстает в области внедрения электронных средств и электронных способов оказания услуг от многих стран. Причем проблема не в технологической составляющей, а в правовом аспекте. До сих пор законодатель рассмотрел только возможность отнесения на расходы затрат, связанных с применением электронной формы отчетности и передачи кодируемых сообщений по системе «банк – клиент». Однако использование электронных форм документов наталкивается на проблему признания их именно в качестве документов, с соответствующими реквизитами. По оценкам Минэкономразвития РФ, в случае внедрения электронных форм документов и признания расходов на их составление, приобретение и т.п. юридические лица смогут экономить до 40 процентов своих расходов на создание, приобретение бумажных носителей.
Для покупки авиабилета организация-покупатель должна на соответствующем сайте в системе Интернет сделать заявку, в которой необходимо указать Ф.И.О. пассажира, номер рейса, способ оплаты.
Первым из ведомств, откликнувшихся на веление времени, оказался Минтранс РФ. Своим приказом от 08.11.2006 г. № 134 (далее – Приказ № 134) он устанавливает единую форму электронного авиабилета и багажной квитанции, а приказом от 23.07.2007 г. № 102 утверждает единую форму проездного документа (билета) на железнодорожном транспорте. С точки зрения технологии данного процесса пассажир или его организация-работодатель через сеть Интернет заказывает билет и оплачивает его в безналичной форме. В аэропорту пассажир предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и получает распечатку своего билета. Безусловно, такая форма удобна и перевозчикам, и пассажирам, и их работодателям. Кроме того, организации, приобретающие такие билеты для поездок своих сотрудников в командировки, экономят на доставке билетов в офисы, а также избегают рисков срыва командировочных поездок из-за того, что работники могут забыть проездные документы дома.
Однако вопросы...