Top.Mail.Ru

Интеллектуальная собственность в судах

В этом году нормы, затрагивающие интеллектуальную деятельность, претерпели значительные изменения – с начала года вступила в силу 4 глава Гражданского кодекса. Кроме того, к интеллектуальной деятельности проявил интерес и ВАС, выпустивший информационное письмо по арбитражной практике. В статье рассмотрены изменения, а также позиция судей на некоторые вопросы авторского и смежных с ним прав, патентного права, товарного знака, фирменного наименования и коммерческого обозначения. В частности, рассказано о компенсации за нарушение прав на товарный знак, о схожести товарных знаков, о наличии приоритета в случае двух патентов на полезную модель, о прокате компьютеров в случае установления на них программ и др.

В конце прошлого года Высший Арбитражный Суд рассмотрел арбитражную практику, связанную с применением законодательства об интеллектуальной собственности. Итогом было появление на свет информационного письма от 13.12.2007 г. № 122 с рекомендациями, которые могут быть учтены в судах (далее – Письмо № 122). Причем выработанные подходы можно применить и при рассмотрении дел в этом году. Естественно, что данное правило действует в случае, если рекомендации арбитров не противоречат действующему законодательству.

Это становится тем более важным, поскольку с этого года в связи с принятием раздела VII части четвертой Гражданского кодекса «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» признаны утратившими силу следующие законы:

  • Патентный закон от 23.09.1992 г. № 3517-I;
  • Закон от 23.09.1992 г. № 3523-I «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;
  • Закон от 23.09.1992 г. № 3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;
  • Закон от 09.07.1993 г. № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах»;
  • Закон от 23.09.1992 г. № 3526-I «О правовой охране топологий интегральных микросхем»;
  • Закон от 06.08.1993 г. № 5605-1 «О селекционных достижениях».

Интеллектуальная собственность

Ранее к интеллектуальной собственности относились исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (ст. 138 ГК РФ).

С этого года результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана, являются (п. 1 ст. 1225 ГК РФ):

  • произведения науки, литературы и искусства;
  • программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
  • базы данных;
  • исполнения;
  • фонограммы;
  • сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
  • изобретения;
  • полезные модели;
  • промышленные образцы;
  • селекционные достижения;
  • топологии интегральных микросхем;
  • секреты производства (ноу-хау);
  • фирменные наименования;
  • товарные знаки и знаки обслуживания;
  • наименования мест происхождения товаров;
  • коммерческие обозначения.

Ноу-хау

Впервые введено определение секрета производства (ноу-хау). Итак, к ноу-хау относятся сведения любого характера, которые (ст. 1465 ГК РФ):

  • имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам;
  • к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании;
  • в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Регулируются отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства, законом от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

Авторское право и смежные права

Согласно статье 1255 Гражданского кодекса интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами. Интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности, на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач, на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние, считают смежными правами (ст. 1303 ГК РФ).

Учтите, что авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, прекращается по истечении 70 лет со дня обнародования произведения, а если оно не было обнародовано – со дня создания произведения (ст. 6 Федерального закона от 18.12.2006 г. № 231-ФЗ, далее – Закон № 231-ФЗ).

Наличие исключительных прав

Арбитры указали, что наличие исключительных прав у одного лица на произведение не препятствует иным лицам самостоятельно создавать на основе той же исходной информации самостоятельные произведения (п. 1 Письма № 122). В данном случае подвергались исследованию картографические произведения. Карта истца и карта ответчика различались расположением на листе, количеством обозначений и подписями к ним. При создании обеих карт была использована единая исходная информация.

Судебно-арбитражная практика

ООО «Издательство «Экспресс»» при изготовлении рекламного материала для обозначения своего месторасположения на территории города указало фрагмент карты города Кирова, исключительные права на использование которой принадлежат ФГУП «Верхневолжское аэрогеодезическое предприятие». Суд признал схему проезда, созданную ответчиком с использованием указанной карты. Довод заявителя на сходство карты истца и фрагмента карты, использованной ответчиком, ввиду единой основы (г. Кирова) был отклонен (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.11.2006 г. № А28-19473/2005-393/25). Однако Высший Арбитражный Суд не согласился с решением, указав, что арбитры не учли, что упрощенная по сравнению с картой схема (изображение) не позволяет использовать такую схему как карту. Также данная схема не требовала для своего выполнения особых навыков, творчества, не являлась оригинальной и была основана на общеизвестных фактах, имеющих информационный характер. Поэтому сходство между содержанием карты и схемой проезда вытекает из единст ва информации и фактов, заложенных в оба изображения (постановление Президиума ВАС от 26.06.2007 г. № 2096/07).

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как заблокировать сайт, на котором размещен сворованный контент

Сайты компаний в сети Интернет уже давно стали эффективным маркетинговым инструментом. В связи с этим наполнение сайта, или, как принято его называть – ​контент, является важным нематериальным активом. Украсть такой актив несложно – ​злоумышленнику достаточно просто его скопировать и разместить на собственном сайте. Некоторые воры и вовсе создают дубликаты сайтов конкурентов, таким образом вводя в заблуждение потребителей. Но действующее законодательство позволяет бороться с воровством контента. Расскажем как. Приведем образцы досудебной претензии, заявления в Роскомнадзор об ограничении доступа к сайту, формулировок для иска.

Часть четвертая ГК РФ: Пленум ВС РФ разъясняет

Недавно вышло масштабное постановление, в котором Пленум ВС РФ разъяснил применение четвертой части ГК РФ. Рассмотрим основные положения этого документа. В частности, выясним, почему фотография не является интеллектуальной собственностью гражданина; как правообладатель может наказать лицензиата, который не использует полученный объект интеллектуальной собственности; могут ли сайты, не зарегистрированные как СМИ, свободно использовать произведения; что такое «цитирование фотографий» и можно ли наказать тех, кто им занимается.

Географическое указание – новый объект интеллектуальных прав

С 27 июля 2020 г. вступят в силу поправки в часть 4 ГК РФ, которая обогатится новым объектом интеллектуальных прав – ​средством индивидуализации товаров – ​географическим указанием. Оно позволит обратить внимание потребителя на связь товара с определенной местностью (регионом). Можно подумать, что введение нового объекта интеллектуальных прав излишне. Ведь уже сейчас ГК РФ предусматривает такое средство индивидуализации, как наименование места происхождения товара. Однако не все так просто, и между ними есть существенная разница. Разберемся, в чем она состоит, зачем может понадобиться охрана нового объекта и как его можно использовать.

Товарный знак банкрота. Ценный актив или бесполезная картинка?

В статье мы рассмотрим резонансное дело о судьбе товарного знака компании-банкрота, изменившее сложившуюся судебную практику. Последовавшее за этим разъяснение Пленума ВС РФ только усугубило проблему. Итак, могут ли кредиторы рассчитывать на хорошие деньги от продажи товарного знака должника? И стоит ли покупать такой актив? Узнаем из статьи.

Использование товарных знаков в рекламе

В современных рыночных условиях конкуренция товаров, по сути, заменена конкуренцией товарных знаков. Ведь потребителю приходится выбирать из однородной продукции, маркированной разными товарными знаками. Поэтому производитель, который рекламирует свой товар, акцентирует внимание именно на товарном знаке. Поговорим о том, что нужно учитывать при использовании своего товарного знака в рекламных материалах и можно ли включать в рекламу чужие знаки.

Товарный знак: инструкция по применению

Как показывает практика, большинство российских компаний для маркировки выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) используют товарные знаки (знаки обслуживания). Однако далеко не все считают нужным регистрировать свои знаки. Выясним, для чего нужна регистрация знаков, какие преимущества она дает правообладателю и какую выгоду получит компания после регистрации?

Недобросовестная конкуренция: обзор практики

Автор статьи на примерах объясняет, какие формы недобросовестной конкуренции существуют; каковы последствия отсутствия конкуренции; как действовать в случае, когда участники товарного рынка ведут себя недобросовестно; как продвигать и рекламировать свою продукцию, не нарушая принципов добросовестной конкуренции. Об этом и многом другом читайте в статье.

Новостные сообщения – объекты авторских прав?

Российское законодательство, следуя принципам международного частного права, не признает новости объектами авторских прав и не представляет им юридической защиты. Вместе с тем создаваемые журналистами новостные тексты являются литературными произведениями, исключительные права на которые принадлежат таким журналистам. Копирование новостей, представленных на веб-сайте, без переработки, без указания ссылки на первоисточник и размещение на ином сайте – все это является нарушением авторских прав. В статье рассматриваются такие вопросы, как перечень и содержание прав авторов в отношении создаваемых ими новостных сообщений, а также меры юридической ответственности и способы защиты нарушенных авторских прав.