Проведение государственных и муниципальных торгов в электронной форме имеет ряд неоспоримых преимуществ как для заказчиков, так и для всех, желающих стать их участниками. Для государства это прежде всего возможность сделать процедуру торгов более прозрачной, а расходование бюджетных средств – более эффективным. Для участников же, помимо такого явного преимущества, как существенная экономия времени за счет использования системы электронного документооборота (что ускоряет процессы подготовки, пересылки, проверки аукционной документации, заявок участников и пр. документов), электронная форма торгов является гарантией справедливого отношения, объективного подхода к рассмотрению заявок. В статье рассматриваются вопросы правового регулирования, порядок организации и проведения электронных торгов, форма проведения, условия участия (допуска к участию).
С 1 июля 2010 г. все федеральные государственные заказчики обязаны размещать заказы в форме открытого аукциона в электронной форме. Для субъектов Российской Федерации и муниципальных заказчиков такая обязанность введена с 1 января 2011 г. по всему перечню товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукционов. Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, прописан в распоряжении Правительства от 27.02.2008 г. № 236-р. Порядок размещения заказов путем проведения открытого аукциона в электронной форме прописан в гл. 3.1 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ).
Электронные площадки
Под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет (п. 1 ст. 41.1 Закона № 94-ФЗ).
Электронная площадка – это сайт в сети Интернет, на котором проводятся открытые аукционы в электронной форме (п. 2 ст. 41.1 Закона № 94-ФЗ).
Оператором электронной площадки является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, государственная регистрация которых осуществлена на территории Российской Федерации, которые владеют электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивают проведение открытых аукционов в электронной форме (п. 2 ст. 41.1 Закона № 94-ФЗ).
Порядок отбора электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме утвержден приказом Минэкономразвития от 26.10.2009 г. № 428. Согласно данному документу Минэкономразвития совместно с ФАС определяет пять электронных площадок, с операторами которых будут заключены соглашения о проведении открытых аукционов в электронной форме.
Кассационная коллегия Верховного Суда согласилась с тем, что Правительство может ограничить число электронных площадок госзакупок. Также арбитры отметили, что ограничение количества электронных площадок, на которых проводятся электронные аукционы по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, не лишает лиц, занимающихся указанным видом экономической деятельности, оказывать услуги по проведению электронных аукционов на свободном рынке (определение ВС от 31.08.2010 г. № КАС10-406).
С 1 октября 2010 г. заказчики могут проводить открытые аукционы в электронной форме на следующих электронных торговых площадках, прошедших аудит Федеральной антимонопольной службы и Минэкономразвития:
1. ЗАО «Сбербанк-АСТ» – www.sberbank-ast.ru.
2. ОАО «Единая электронная торговая площадка» – www.roseltorg.ru.
3. ГУП «Агентство по государственному заказу РТ» – etp.zakazrf.ru.
4. ЗАО «ММВБ-Инфомационые технологии» – www.etp-micex.ru.
5. ООО «РТС-тендер» – www.rts-tender.ru.
Электронный документооборот
В соответствии со ст. 41.2 Закона № 94-ФЗ все документы и сведения, направляемые в форме электронных документов, должны быть подписаны электронной цифровой подписью. Данная подпись указывает...