Под влиянием миграционных процессов законодательство в России постепенно меняется. Снимаются бюрократические формальности, препятствующие появлению иностранных работников на российском рынке труда, упрощаются процедуры привлечения их к трудовой деятельности. В качестве своеобразного «подарка» работодателям, использующим труд мигрантов, можно расценивать принятый в мае текущего года Федеральный закон № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». О том, как после принятия данного документа изменился основной закон, регулирующий положение иностранных работников в нашей стране, вы узнаете, прочитав наш материал.
Каждый год на заработки в Россию приезжают более трех миллионов иностранных работников. Именно такую цифру называют в Федеральной миграционной службе. Вместе с тем не все из иностранцев имеют легальные основания жить и трудиться на территории Российской Федерации. Исправить ситуацию поможет принятый весной текущего года Федеральный закон № 86-ФЗ. Документ внес изменения в регулирование труда отдельных категорий иностранных работников: высококвалифицированных специалистов и тех, кто приезжает в Россию на безвизовой основе для работы по найму у российских граждан. 1
На особом положении
Для того чтобы работодатель мог на законных основаниях привлекать к труду иностранных работников, он обязан не только проверять у них наличие индивидуальных разрешений на работу, но и иметь собственное (выданное в установленном порядке) разрешение на привлечение и использование иностранных работников 2. В противном случае ему обеспечены неприятности. Статья 18.15 КоАП РФ предусматривает в качестве санкции за отсутствие такого документа штраф от 25 000 до 50 000 руб. (для должностных лиц), от 250 000 до 800 000 руб. (для юридических лиц). Последним также грозит административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В этой связи заслуживает внимание новелла, включенная Федеральным законом № 86-ФЗ в статью 13 Федерального закона № 115-ФЗ. Согласно ей работодатель и заказчик работ (услуг) (далее – работодатель) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без соответствующего разрешения в случае, если указанные работники прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы или являются высококвалифицированными специалистами (далее – специалисты) (п. 4.5). Это нововведение значительно упрощает порядок взаимоотношений работодатель – иностранный работник. Стоит отметить и еще один момент, который наверняка заинтересует организации, использующие труд иностранцев: теперь на высококвалифицированных специалистов из-за рубежа не будет распространяться квота на выдачу приглашений для въезда в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квота на выдачу разрешений на работу (п. 2 ст. 13.2 Федерального закона № 115-ФЗ) 3.
Рассмотрим подробнее правовые аспекты пребывания и трудовой деятельности в России вышеуказанных категорий иностранных работников в свете последних изменений, внесенных в Федеральный закон № 115-ФЗ.
Кто вправе привлекать «классных» специалистов? Приглашать на работу высококвалифицированных специалистов могут только работодатели, перечисленные в подп. 1 п. 5 ст. 13.2 Федерального закона № 115-ФЗ. Это:
- российские коммерческие организации;
- российские научные организации;
- образовательные учреждения профессионального образования 4;
- учреждения здравоохранения;
- иные организации, осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники России 5;
- аккредитованные в установленном порядке на территории России филиалы иностранных юридических лиц. Однако привлекать такого рода специалистов работодатели вправе при наличии двух условий. Первое – если в течение двух лет до дня подачи соответствующего ходатайства организация не подвергались административному наказанию за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных работников. Второе – если не имеет на момент подачи ходатайства неисполненных постановлений о назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений.