В статье анализируются Основные направления налоговой политики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, опубликованные Минфином в июне 2010 года. Из нее вы узнаете, к чему готовиться и чего опасаться в связи с планами Правительства улучшить Налоговый кодекс. Некоторые изменения вступят в силу уже этим летом, некоторые – только к новому году. Бухгалтерам, идущим в ногу со временем, будет полезна эта статья.
Минфин обнародовал Основные направления налоговой политики на 2010 и на плановый период 2012 и 2013 годов. Ослабление налогового бремени сочетается с ужесточением налогового администрирования. Все это обычно позиционируется как совершенствование налогового законодательства. Плакать или смеяться, читая данный документ, каждый бухгалтер решает сам. Но не стоит забыть, что тот, кто предупрежден, тот вооружен, поэтому попробуем разобраться.
Обещанный налог на недвижимость
Нет смысла останавливаться на первой части данного документа (далее – Основные направления). В нем констатируются изменения, осуществленные в 2009 году. Но бухгалтера о них не просто знают – они их активно применяют. Чего стоит одна только отмена ЕСН!
Как почти свершившийся факт в документе позиционируется введение налога на недвижимость. К настоящему моменту данный вопрос все равно остается нерешенным. Налог на недвижимость будет местным налогом, т.е. будет взиматься только в том случае, если орган местного самоуправления по месту нахождения недвижимости введет на своей территории данный налог. При этом недвижимость, которая будет облагаться указанным налогом, станет освобождаться от налога на имущество организаций.
Ни налоговая база, ни ставки налога пока окончательно не определены, но однозначно можно сказать, что налоговая нагрузка на организации возрастет. Ведь обложение недвижимости, учитываемой на балансе как основное средство, налогом на имущество организаций осуществлялось по рыночной стоимости, а в случае обложения данной недвижимости налогом на недвижимость налоговой базой будет являться рыночная стоимость. Ну и не стоит забывать о дополнительной бумажной кутерьме в связи с подачей налоговой декларации и расчетов по новому налогу.
Также в настоящее время законодательно не урегулированы вопросы, связанные с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости, порядком проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. Кроме того, требуется принятие закона, устанавливающего общие принципы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости и требования к оценщикам, привлекаемым к государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, а также определяющего порядок утверждения результатов кадастровой оценки и досудебного урегулирования споров о результатах проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.
Однако пока данного налога нет. Несмотря на грандиозные планы Правительства, обещанный много лет назад налог на недвижимость все еще не принят. Произойдет ли это в 2010 году, покажет время.
Переоценка цен
Не только налог на недвижимость мы с нетерпением ждем уже несколько лет. Налогоплательщиков давно пугают изменением методов контроля за трансфертным ценообразованием. Налоговые органы в принципе не волнует, по какой цене продают и покупают товары, главное, чтобы налоги начислялись, исходя из рыночной цены, а не цены, указанной в договоре. Контроль за таким формированием цены сегодня ведется не очень успешно, хотя бухгалтера все равно считают его не совсем справедливым.
В 2010 году планируется, что контроль за трансфертными ценами все-таки изменят. Отменят такие статьи Налогового кодекса, как взаимозависимые лица и принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения. Но вместо этого появится целый раздел, посвященный трансфертным ценам. Во-первых, существенно расширится перечень лиц, признаваемых взаимозависимыми, цены между которыми вправе контролировать налоговые органы. Например, по-новому будут оценены отношения между организацией и членом ее совета директоров, основного и дочернего обществ, организация и учредитель, обладающий более 20% капитала....