Сговоры участников торгов по размещению государственных заказов, сокрытие информации, некомпетентность заказчиков, от которой страдают участники размещения госзаказов, и многие другие проблемы в скором времени должны уйти в прошлое. Автор знакомит читателей с планами Минэкономразвития по созданию Федеральной контрактной системы. Совершенствование законодательства о государственном заказе устранит злоупотребления как при формировании, размещении заказов, так и при заключении, исполнении государственных контрактов.
К концу 2010 г. в России планируется завершение первого этапа формирования Федеральной контрактной системы. Переход к новой системе размещения государственных заказов займет еще несколько лет, и полноценно она начнет работать с 2016 г. Но уже в ближайшее время процедуры подготовки и размещения государственных заказов, контроль за их исполнением, за использованием бюджетных средств существенно изменятся.Федеральная контрактная система (ФКС) – совокупность процедур и правил, регулирующих отношения, связанные с планированием, размещением и исполнением государственных контрактов1 на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в целях обеспечения федеральных государственных нужд2 в рамках бюджетных ограничений.
Разработчики системы предусмотрели единый цикл формирования, размещения государственного заказа и исполнения государственных контрактов. Ожидается, что создание ФКС позволит решить многие существующие проблемы. Например, снижения вероятности злоупотреблений со стороны как заказчиков3, так и участников размещения заказа за счет унификации правил и требований, обеспечения прозрачности процедур планирования, размещения заказа, заключения и исполнения государственных контрактов.
Календарь реформ
I этап: 2009-2010 гг.
В текущем году будут создаваться система мониторинга исполнения госконтрактов и основные элементы нормативного правового обеспечения ФКС.
Отдельные меры для защиты заказчиков от риска неисполнения контракта уже предусмотрены действующим законодательством, на что обращают внимание специалисты Минэкономразвития. Так, была введена защита от демпинга. При подаче заявки на торги участник размещения заказа должен по требованию заказчика внести задаток 5% от первоначальной стоимости контракта. Если участник «заигрался», упал в цене и отказывается от подписания контракта, он теряет весь задаток. При этом новые торги не проводятся. Контракт заключается со следующим участником. Еще один способ защиты от недобросовестного поставщика – до подписания контракта участник представляет финансовое обязательство 3-й стороны, которая поручится за исполнение контракта (банк, крупный поручитель) либо вносит залог. Если контракт не исполняется, поставщик теряет до 30% от стоимости контракта.
По данным Минэкономразвития, не было ни одного случая, когда обеспеченный поручительством, банковский гарантией или залогом контракт оставался неисполненным. Но при этом сами заказчики очень неохотно использовали возможность финансового обеспечения исполнения контракта. В связи с этим планируется внести соответствующие поправки в законодательство, обязывающие требовать такое обеспечение для защиты бюджетных средств от мошенников (обязательная экономическая предквалификация).
Однако участники торгов сталкивались с другой проблемой – массовым невозвратом внесенного обеспечения. Проблема стояла столь остро, что с августа 2009 г. была введена административная ответственность заказчиков за несвоевременный возврат средств.
Апрель 2010 г.
Минэкономравития совместно с заинтересованными ведомствами приступит к созданию комплекта типовых контрактов и алгоритма выбора проекта государственного контракта в зависимости от специфики закупаемых товаров, работ, услуг. Работа будет поэтапной (по типам контрактов) и завершится только к апрелю 2012 г. Единство позволит обеспечить подготовку материалов, необходимых для оценки соответствия показателей и итогов выполнения государственных контрактов обосновывающим материалам, положенным в основу бюджетных проектировок. Эта мера позволит также лучше защитить интересы как самих заказчиков, так и участников размещения заказов.
Как отмечает Минэкономразвития, практика разработки, утверждения и обеспечения применения типовых государственных контрактов практически отсутствует. Нет единого свода правил о договорах подряда, типовых условий государственных контрактов. Форм государственных контрактов мало, что не позволяет учитывать особенности закупаемых товаров, работ и услуг, специфику ожидаемых результатов. Кроме того, при подготовке технических условий закупки отсутствие у заказчиков необходимых знаний не позволяет четко определить предмет закупки, уточнить техническое задание.
Участники размещения заказов страдают от такой некомпетентности в основном материально. Как правило, заказчики, разместив недостаточно подготовленное техническое задание по закупкам, вынуждены впоследствии:
- вносить изменения в документацию, изменяя параметры товара. В результате ряд участников размещения заказа, рано подготовившие и/или подавшие заявки, вынуждены их менять. Кроме того, участники могут к тому времени заключить договоры на поставку товара, потратить деньги на его закупку, транспортировку, страхование, хранение;
- отказываться от проведения торгов на этапе рассмотрения заявок или от их результатов, т.е. даже после того, как определен победитель (хотя законом это и не предусмотрено, но на практике заказчики уведомляют победителей, что не смогут закупить товар в связи с ошибками при составлении технического задания);
- отказываться от приемки товара в рамках уже заключенного контракта. В таких ситуациях заказчики пытаются уговорить поставщика расторгнуть контракт по соглашению сторон, а если не удается, ищут другие предлоги для одностороннего отказа от исполнения своих обязательств по оплате и приемке товара.
В 2008 г. управление уполномоченного федерального органа закупало оргтехнику (компьютеры, принтеры и т.д.) для своих территориальных отделений. О технике, которая в отделениях уже имелась, лица, готовившие документацию торгов, не имели никакого представления. В результате закупленное оборудование по техническим характеристикам не совпадало с имеющейся в отделениях сильно устаревшей техникой (уж больно старенькая она была). Контракт заключать так и не стали.
Скоро все договоры поставки оборудования должны будут содержать детальное описание условий по качественным характеристикам поставляемой продукции, например, соответствие ГОСТам, ISO, доля брака и пр.
Для крупных и наиболее важных контрактов будут предусмотрены требования о наличии у исполнителя адекватной системы управления контрактом и системы управления качеством. Для таких контрактов предусмотрят привлечение специализированных экспертных организаций, задачей которых является обеспечение контроля и участие в приемке как...