Top.Mail.Ru
Сговоры участников торгов по размещению государственных заказов, сокрытие информации, некомпетентность заказчиков, от которой страдают участники размещения госзаказов, и многие другие проблемы в скором времени должны уйти в прошлое. Автор знакомит читателей с планами Минэкономразвития по созданию Федеральной контрактной системы. Совершенствование законодательства о государственном заказе устранит злоупотребления как при формировании, размещении заказов, так и при заключении, исполнении государственных контрактов.
К концу 2010 г. в России планируется завершение первого этапа формирования Федеральной контрактной системы. Переход к новой системе размещения государственных заказов займет еще несколько лет, и полноценно она начнет работать с 2016 г. Но уже в ближайшее время процедуры подготовки и размещения государственных заказов, контроль за их исполнением, за использованием бюджетных средств существенно изменятся.

Федеральная контрактная система (ФКС) – совокупность процедур и правил, регулирующих отношения, связанные с планированием, размещением и исполнением государственных контрактов1 на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в целях обеспечения федеральных государственных нужд2 в рамках бюджетных ограничений.

Разработчики системы предусмотрели единый цикл формирования, размещения государственного заказа и исполнения государственных контрактов. Ожидается, что создание ФКС позволит решить многие существующие проблемы. Например, снижения вероятности злоупотреблений со стороны как заказчиков3, так и участников размещения заказа за счет унификации правил и требований, обеспечения прозрачности процедур планирования, размещения заказа, заключения и исполнения государственных контрактов.

Календарь реформ

I этап: 2009-2010 гг.

В текущем году будут создаваться система мониторинга исполнения госконтрактов и основные элементы нормативного правового обеспечения ФКС.

Отдельные меры для защиты заказчиков от риска неисполнения контракта уже предусмотрены действующим законодательством, на что обращают внимание специалисты Минэкономразвития. Так, была введена защита от демпинга. При подаче заявки на торги участник размещения заказа должен по требованию заказчика внести задаток 5% от первоначальной стоимости контракта. Если участник «заигрался», упал в цене и отказывается от подписания контракта, он теряет весь задаток. При этом новые торги не проводятся. Контракт заключается со следующим участником. Еще один способ защиты от недобросовестного поставщика – до подписания контракта участник представляет финансовое обязательство 3-й стороны, которая поручится за исполнение контракта (банк, крупный поручитель) либо вносит залог. Если контракт не исполняется, поставщик теряет до 30% от стоимости контракта.

По данным Минэкономразвития, не было ни одного случая, когда обеспеченный поручительством, банковский гарантией или залогом контракт оставался неисполненным. Но при этом сами заказчики очень неохотно использовали возможность финансового обеспечения исполнения контракта. В связи с этим планируется внести соответствующие поправки в законодательство, обязывающие требовать такое обеспечение для защиты бюджетных средств от мошенников (обязательная экономическая предквалификация).

Однако участники торгов сталкивались с другой проблемой – массовым невозвратом внесенного обеспечения. Проблема стояла столь остро, что с августа 2009 г. была введена административная ответственность заказчиков за несвоевременный возврат средств.

Апрель 2010 г.

Минэкономравития совместно с заинтересованными ведомствами приступит к созданию комплекта типовых контрактов и алгоритма выбора проекта государственного контракта в зависимости от специфики закупаемых товаров, работ, услуг. Работа будет поэтапной (по типам контрактов) и завершится только к апрелю 2012 г. Единство позволит обеспечить подготовку материалов, необходимых для оценки соответствия показателей и итогов выполнения государственных контрактов обосновывающим материалам, положенным в основу бюджетных проектировок. Эта мера позволит также лучше защитить интересы как самих заказчиков, так и участников размещения заказов.

Как отмечает Минэкономразвития, практика разработки, утверждения и обеспечения применения типовых государственных контрактов практически отсутствует. Нет единого свода правил о договорах подряда, типовых условий государственных контрактов. Форм государственных контрактов мало, что не позволяет учитывать особенности закупаемых товаров, работ и услуг, специфику ожидаемых результатов. Кроме того, при подготовке технических условий закупки отсутствие у заказчиков необходимых знаний не позволяет четко определить предмет закупки, уточнить техническое задание.

Участники размещения заказов страдают от такой некомпетентности в основном материально. Как правило, заказчики, разместив недостаточно подготовленное техническое задание по закупкам, вынуждены впоследствии:

  • вносить изменения в документацию, изменяя параметры товара. В результате ряд участников размещения заказа, рано подготовившие и/или подавшие заявки, вынуждены их менять. Кроме того, участники могут к тому времени заключить договоры на поставку товара, потратить деньги на его закупку, транспортировку, страхование, хранение;
  • отказываться от проведения торгов на этапе рассмотрения заявок или от их результатов, т.е. даже после того, как определен победитель (хотя законом это и не предусмотрено, но на практике заказчики уведомляют победителей, что не смогут закупить товар в связи с ошибками при составлении технического задания);
  • отказываться от приемки товара в рамках уже заключенного контракта. В таких ситуациях заказчики пытаются уговорить поставщика расторгнуть контракт по соглашению сторон, а если не удается, ищут другие предлоги для одностороннего отказа от исполнения своих обязательств по оплате и приемке товара.

Пример 1

В 2008 г. управление уполномоченного федерального органа закупало оргтехнику (компьютеры, принтеры и т.д.) для своих территориальных отделений. О технике, которая в отделениях уже имелась, лица, готовившие документацию торгов, не имели никакого представления. В результате закупленное оборудование по техническим характеристикам не совпадало с имеющейся в отделениях сильно устаревшей техникой (уж больно старенькая она была). Контракт заключать так и не стали.

Скоро все договоры поставки оборудования должны будут содержать детальное описание условий по качественным характеристикам поставляемой продукции, например, соответствие ГОСТам, ISO, доля брака и пр.

Для крупных и наиболее важных контрактов будут предусмотрены требования о наличии у исполнителя адекватной системы управления контрактом и системы управления качеством. Для таких контрактов предусмотрят привлечение специализированных экспертных организаций, задачей которых является обеспечение контроля и участие в приемке как...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Реверсивные обязательства

Что такое реверсивные (обратные) обязательства при прекращении гражданско-правового договора, когда они возможны. Какие правила к ним применяются. На что могут рассчитывать стороны в случае банкротства продавца (поставщика) в части обратных обязательств. Почему для реверсивных обязательств важен баланс интересов сторон договора и когда продавец (поставщик) может потребовать от покупателя возмещения стоимости износа имущества за время его использования последним. Даем советы, что включить в договор, чтобы обезопасить свои интересы в случае его расторжения и возникновения реверсивных обязательств.

Как борются с навязыванием потребителям дополнительных услуг

На практике компании сплошь и рядом навязывают потребителям дополнительные платные услуги с целью получения максимальной выручки. Между тем потребитель не должен быть ограничен в выборе заказываемых услуг и всегда вправе отказаться от получения тех платных услуг, которые не представляют для него интереса. Объясняем, как потребителю защищать себя в подобных случаях и какие правовые инструменты для этого можно использовать. В частности, разбираем разные ситуации с навязыванием дополнительных медуслуг (в том числе когда речь идет о платных услугах при обращении за медпомощью в рамках ОМС) и услуг страхования. Статья поможет и компаниям, которые оказывают потребителям услуги, – ​избежать рисков привлечения к ответственности по основаниям, по которым судебной практикой уже давно выработаны свои подходы.

Риски криптовалютных операций

Несмотря на то что вопросы оборота криптовалюты в нашей стране прямо не урегулированы законом, она под запрет не подпадает. Не установлено законодательством и ограничений на владение «криптой». А вот использовать ее как средство платежа в России нельзя. Вместе с тем в судебной практике то и дело встречаются споры, из которых становится ясно, в каких делах информация о криптокошельках важна; почему нельзя взыскать упущенную выгоду и вернуть «входной» НДС, если вы занимаетесь майнингом криптовалюты. Автор анализирует судебную практику, предостерегая от рисков.

Оспаривание встречных требований в делах о банкротстве

От банкротства не защищена ни одна компания. Поэтому так важно еще на стадии заключения хозяйственных договоров просчитывать риски оспаривания сделок в случае несостоятельности. Особое внимание следует уделять встречным требованиям. Разъясняем, в чем отличие зачета от сальдирования, какие доказательства нужно собирать кредиторам и должникам, чтобы в дальнейшем успешно защитить свою позицию в суде. Рассказываем о свежей позиции Верховного Суда РФ, касающейся допустимости проведения зачета после возбуждения дела о банкротстве, и рисках, с этим связанных.

Ошибка в договоре: что делать?

Какова правовая природа ошибок, допускаемых в договорах? Какие ошибки наиболее часто встречаются при заключении договора? Какие последствия влечет ошибка вследствие введения в заблуждение и по неосторожности? Чем отличается опечатка от других видов ошибок? Как избежать ошибок в договорах и как их не допустить? Об этом читайте в статье.

Условие об оплате: как правильно прописать в договоре

Порядок оплаты по гражданско-правовому договору – ​это согласованный сторонами способ расчетов за выполнение обязательств. Условие об оплате является одним из ключевых в договоре. Поэтому важно уделить ему особое внимание на этапе оформления сделки. В статье разбираем различные формулировки условий договора об оплате, в том числе об авансировании, коммерческом кредите, постоплате, расчетах наличными и абонентской плате.

Как изменить договор, если изменились обстоятельства

При заключении договора предвидеть изменение обстоятельств в будущем не всегда возможно: пандемия, санкции, экономический кризис, резкое изменение курса валюты, банкротство контрагента или неисполнение им обязательств по договору может здорово подорвать исполнение договора, обнулить к нему интерес на прежних условиях. В ряде случаев законом предусмотрена возможность изменения или расторжения договора, в т. ч. в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ). Как это сделать и потребуется ли обращаться в суд – ​читайте в этой статье. Узнаете и о том, в каких случаях о последствиях мер, применяемых властями в связи с распространением коронавирусной инфекции, можно говорить как о форс-мажоре.

Договор взаимного оказания услуг

В данной статье раскрывается понятие договора «взаимного оказания услуг», рассматривается соотношение такого договора с бартерными сделками. Вы узнаете, как правильно оформить договор, какие условия должны в нем содержаться, как происходит отчет о выполнении обязательств по договору. Кроме того, наше издательство с удовольствием представляет образец договора взаимного оказания услуг, который использует в своей деятельности.