Top.Mail.Ru

Как пережить комиссию в налоговой?

Некоторые бухгалтеры уже столкнулись с новыми видами комиссий, на которые их вызывают налоговые инспекторы, – «зарплатной» и «убыточной». На первую пригласят, если в организации заработная плата ниже прожиточного минимума, на вторую – если налоговикам сумма убытка за налоговый период показалась «подозрительной». Рассказано, насколько правомерны притязания инспекторов, как подготовиться к проверке и что ожидать в ходе нее.

Не так давно налоговики придумали новый способ контроля налогоплательщиков – это так называемые «зарплатные» и «убыточные» комиссии. Пожалуй, начнем с того, что официально они называются «комиссии по легализации объектов налогообложения».

В ходе комиссии проводится заслушивание представителей организаций по следующим вопросам:

  • обоснованности отражения в декларациях по налогу на прибыль убытков;
  • экономической целесообразности производимых убыточными организациями расходов;
  • обоснованности уровня заработной платы ниже среднеотраслевого по виду экономической деятельности.

Рассмотрим их более подробно.

«Зарплатные» комиссии

Проверка начинается с приглашения прийти на заседание комиссии по выплате заработной платы ниже среднего уровня по соответствующему виду экономической деятельности. Обычно просят принести объяснительную записку и штатное расписание.

Законодательный минимум

Правомерность утверждения чиновников, что заработная плата должна соответствовать среднеотраслевому уровню, сомнительна. Дело в том, что в соответствии со статьей 133 Трудового кодекса месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности, должна быть не ниже минимального размера оплаты труда.

С 1 сентября 2007 г. на федеральном уровне установлен МРОТ в сумме 2 300 рублей в месяц (ст. 1 закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ). При этом субъектам Российской Федерации дано право утверждать региональным соглашением свой МРОТ, который распространяется на лиц, работающих в данном субъекте (ст. 133.1 ТК РФ). После заключения регионального соглашения о минимальном размере оплаты труда руководитель уполномоченного органа предлагает всем работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта, присоединиться. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом регионального соглашения о МРОТ.

Работодатели вправе отказаться от присоединения. Для этого им надо в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения представить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта мотивированный письменный отказ. Причем к указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работникам до размера, предусмотренного данным соглашением. Далее руководитель уполномоченного органа исполнительной власти вправе пригласить представителей этого работодателя и выборного органа первичной профсоюзной организации для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Также учтите, что копия отказа будет направлена и в трудовую инспекцию.

Объяснительная

Заметим, что налоговики должны учитывать объективные условия, не позволяющие выплачивать высокую заработную плату. К примеру, небольшой доход будет оправдан для сотрудника, который трудится в режиме неполного рабочего времени. В этом случае у работника в трудовом договоре прописан оклад не ниже среднеотраслевого уровня, а заработная плата выплачивается только за фактически отработанное время. Кстати, в частных беседах такую схему предлагают и некоторые инспекторы. Получается, что и зарплата высокая, и фирма не пострадала от непосильного налогового бремени.

Также веским оправданием низкого уровня доходов сотрудников является отсутствие выручки в новых организациях. Правда, здесь придется все же пообещать повышение заработной платы в будущих периодах.

Заметим, что резкое увеличение окладов также может насторожить налоговиков и повлечь выездную налоговую проверку.

Пример 1

Чего добились налоговики

В прошлом году более 400 тыс. налогоплательщиков выплачивали заработную плату ниже среднего уровня по отрасли. Заметим, что указанное количество составляет 17 процентов от всех лиц, которые представляют отчетность1. По состоянию на 1 октября 2007 г. почти 62 процента налогоплательщиков из «зоны риска» все же повысили заработную плату до среднеотраслевого уровня. Соответственно, резко увеличились поступления в бюджет по ЕСН и НДФЛ. В этом качестве особенно выделились Управления ФНС России по Москве, Санкт-Петербургу, Республике Татарстан, Воронежской и Вологодской областям.

Как видите, борьба налоговых органов с «теневыми» зарплатами увенчалась успехом:

Отметим, что по данным налоговиков, основными отраслями экономики, в которых наблюдается наибольший риск сокрытия заработной платы, являются оптовая и розничная торговля, строительство и обрабатывающие производства.

«Убыточные» комиссии

Вызов на комиссию

С «убыточными» комиссиями ситуация еще интереснее. Налоговики, рассылая обращения, пугают фирмы приказом ФНС от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Тем самым обращая внимание, что организация попадает в группу налогоплательщиков, показатели действия которой соответствуют критериям, используемым налоговыми органами для отбора субъектов для проведения выездных налоговых проверок. Кстати, за 9 месяцев 2007 г. по результатам «убыточных» комиссий налоговиками было рекомендовано к назначению более 7 тысяч выездных налоговых проверок. Итогом их стало уменьшение убытков на 7 миллиардов рублей, а также отражение налоговой базы по прибыли в сумме более 4 млрд рублей.

Как правило, во второй части письма содержится настойчивая просьба перепроверить правильность формирования величины налоговой базы по налогу на прибыль и сдать уточненную декларацию (как вы понимаете, уже без суммы убытка). Причем часто налоговиков совершенно не смущает вызов на заседания комиссий вновь открывшихся предприятий. Причем указанные контрольные мероприятия затронули даже плательщиков ЕНВД.

Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок от 25.06.2007 г. (подготовлены на основании Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утв. приказом ФНС от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@):

  • налоговая нагрузка ниже среднеотраслевого уровня;
  • отражение убытков в течение 2 и более календарных лет;
  • доля вычетов по НДС от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89 процентов за период 12 месяцев;
  • выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднеотраслевого уровня;
  • неоднократное приближение к предельному значению показателей (менее 5%), предоставляющих право применять специальные налоговые режимы;
  • у предпринимателей доля профессиональных налоговых вычетов по НДФЛ в общей сумме их доходов превышает 83 процента;
  • заключение договоров без наличия разумных экономических или иных причин;
  • непредставление пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;
  • «миграция» между налоговыми органами;
  • отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета на 10 процентов и более от среднеотраслевого уровня.

В принципе налоговики сами говорят, что есть и оправданные убытки (например, при открытии бизнеса). Поэтому работу надо проводить только с теми фирмами, которые убыточны более двух лет. В той же Москве в структуре убыточных организаций «вновь созданные» предприятия, действующие менее двух лет, занимают около 38 процентов. Однако чиновники на местах почему-то пытаются проверять абсолютно все предприятия. Налоговики напоминают, что в соответствии с гражданским законодательством целью деятельности коммерческих организаций является получение прибыли. Так что ваша неуспешность как руководителя не является для них оправданием.

Правомерность притязаний чиновников

Претензии налоговиков вызывают недоумение. Ведь в соответствии со статьей 252 Налогового кодекса наличие расходов никак не связано с фактом получения доходов. Основным является только то, что расходы должны быть экономически оправданы, документально подтверждены и направлены на получение доходов. Кстати, и Минфин в одном из своих писем сказал, что Налоговый кодекс не ставит порядок признания расходов в зависимость от наличия доходов. Поэтому все расходы, отнесенные в учетной политике налогоплательщиком к косвенным, формируют убыток отчетного года (письмо Минфина от 08.12.2006 г. № 03-03-04/1/821).

Ранее финансисты также утверждали, что экономическая обоснованность понесенных налогоплательщиком затрат определяется не фактическим получением доходов в конкретном периоде, а направленностью расходов на получение дохода (письмо Минфина от 27.10.2005 г. № 03-03-04/4/69). Указанной позиции придерживаются и суды (постановления ФАС Центрального округа от 18.10.2007 г. № А08-4007/06-17, Западно-Сибирского округа от 28.01.2008 г. № Ф04-562/2008(1233-А27-40), Северо-Западного округа от 21.12.2007 г. № А56-44911/2006, Дальневосточного округа от 07.11.2007 г. № Ф03-А51/07-2/4297, Поволжского округа от 25.09.2007 г. № А65-14168/2006-СА1-42). Конституционный Суд в определении от 04.06.2007 г. № 320-О-П также указал, что обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или же полученного результата.

Объяснительная

В объяснительной записке напишите причину возникшего убытка (новое предприятие, не сезон, реорганизация производства и т.д.). Часто налоговики просят расшифровать суммы расходов (см. Пример 2).

Итоги убыточных комиссий

По данным налоговой службы, в 1 полугодии 2007 г. 20 процентов организаций являлись убыточными. С учетом компаний, декларирующих нулевые результаты финансово-хозяйственной деятельности, это 42 процента. При этом за 9 месяцев прошлого года была рассмотрена деятельность 75 тысяч организаций. По результатам беседы с налоговиками одна треть компаний впоследствии представила уточненные налоговые декларации, уменьшив убытки и заявив дополнительно прибыль.

Кстати, основными отраслями экономики, в которых наблюдается наибольшее количество убыточных организаций, являются те же области экономической деятельности, в которых высока доля скрытой оплаты труда.

Пример 2

Ответственность

В последнее время у налоговиков наблюдается тенденция штрафовать предприятия за неявку на «зарплатные» комиссии по статье 19.4 Кодекса об административных правонарушениях.

Итак, неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), влечет наложение административного штрафа (п. 1 ст. 19.4 КоАП РФ) на граждан в размере от 500 руб. до 1 000 руб., на должностных лиц – от 1 000 руб. до 2 000 руб.

Судебно-арбитражная практика

ООО «ДЭК Корпорация» было оштрафовано по статье 19.4 Кодекса об административных правонарушениях за неявку на заседание совместной комиссии по легализации «теневой» заработной платы.

Арбитры поддержали инспекторов, указав, что налоговые органы в силу пунктов 1, 4 статьи 31 Налогового кодекса и статьи 7 Закона от 21.03.1991 г. № 943-1 «О налоговых органах РФ» вправе вызывать на основании письменного уведомления налогоплательщиков для дачи пояснений, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах. Также правомерно требование предоставления документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.11.2007 г. № Ф03-А51/07-2/4597).

Позже ООО «ДЭК Корпорация» обратилось в Высший Арбитражный Суд с заявлением о пересмотре постановления арбитров. Однако судебная коллегия не нашла оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда. При этом арбитры указали, что доводы Общества не опровергают выводы судов о том, что вызов на комиссию не нарушает права и законные интересы общества и не свидетельствует о неправильном применении правовых норм (определение ВАС от 18.02.2008 г. № 1218/08).

Отметим, что во всех регионах работа комиссий происходит при поддержке администраций субъектов. При этом активное участие в них принимают инспекции по труду и правоохранительные органы. К примеру, в городе Рязани, если вы не явитесь на «зарплатную» комиссию, будете вызваны в управление экономического развития администрации города. В случае же неприхода на «убыточное» заседание вас пригласят в Управление ФНС России по Рязанской области. Московские налоговики, анализируя отчетность за 2006 год, передали материалы по 1 539 убыточным организациям, имеющим наибольший годовой доход, в Комитет города по делам о несостоятельности (банкротстве2).

Сноски 2

  1. Данные взяты с сайта Федеральной налоговой службы www.nalog.ru. Вернуться назад
  2. Данные взяты с сайта Управления ФНС по г.Москве, www.r77.nalog.ru. Вернуться назад
Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 1

Анонимный гость
18.03.2015, 07:43

На таких "комиссиях" имеют право присутствовать только сотрудники налоговых органов. Вы можете просить предъявить их служебные удостоверения.
Если присутствуют посторонние лица (сотрудники других ведомств - ПФР, трудовая инспекция и т.д.) вы можете требовать от них удалиться из кабинета. В противном случае, при рассмотрении вашего вопроса, сотрудниками налоговых органов будет нарушение норм, предусмотренный статьей 102 НК РФ (налоговая тайна).
Публичное обсуждение Ваших убытков, без Вашего согласия, в присутствии посторонних, не являющихся сотрудниками налогового органа -это нарушение налоговой тайны.
Данное правонарушение карается Законом РФ.
А именно: Статья 13.14. КоАП РФ Разглашение информации с ограниченным доступом
Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
А также УК РФ:
Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну
п. 2. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, -
наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Все произошедшее на комиссии вы имеете право записывать на диктофон (телефон) или видеокамеру (видеофиксация). Сотрудники налоговых органов не имеет право вам отказать в этом, поскольку на комиссии они являются должностными лицами при исполнении своих служебных обязанностей.

Рекомендовано для вас

7 ошибок налоговиков, которые помогут оспорить результаты проверки

Проанализируем основные ошибки налоговиков, которые могут стать основанием для отмены решения по результатам проверки. В частности, когда компании не сообщили о рассмотрении материалов проверки; когда инспекция допустила нарушения при подписании акта проверки; когда документы по проверке получило неуполномоченное лицо; когда итоговое решение подписал не тот, кто рассматривал материалы проверки, и пр.

Кто ответит за долги компании, если она платить не в состоянии

По общему правилу учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица. Поэтому они нередко и не подозревают, что за взысканием долгов налоговые органы (иные кредиторы) могут прийти лично к ним и обратить взыскание на их личное имущество. Изучим судебную практику и свежие поправки в законодательство о банкротстве, о субсидиарной ответственности контролирующих организацию лиц.

Отсутствие в требовании конкретного перечня документов не освободит от штрафа

В последних определениях Верховного Суда РФ видна тенденция арбитров к ужесточению позиции в пользу налоговых органов. Отсутствие указания на конкретное количество и конкретные реквизиты документов не может служить основанием для освобождения налогоплательщика от ответственности. Выставляя требование о предоставлении документов, налоговики обычно не могут знать точные реквизиты нужных документов и их количество. В то же время они должны сформулировать требование таким образом, чтобы из него было понятно, какие документы надо предоставить.

Досудебное урегулирование споров с налоговыми органами

До обращения в суд налогоплательщик обязан пройти досудебный порядок в отношении обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговой инспекции, а также их ненормативных актов. В данной процедуре есть несомненные плюсы. Проанализируем, какие инструменты защиты могут и должны использовать организация / предприниматель для защиты своих прав, а также дадим рекомендации, на что следует сделать упор, пытаясь отстоять нарушенное право.

Верховный Суд РФ об исковой давности

Проанализируем постановление Пленума ВС РФ, в котором освещаются вопросы о начале течения срока исковой давности и порядке его применения. Рассмотрим положения о восстановлении, приостановлении и перерыве срока, а также ситуации, когда о применении исковой давности заявляет только один из соответчиков или третье лицо.

Основные особенности государственных (муниципальных) казенных учреждений

Казенные учреждения, находящиеся в государственной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований, являются совершенно новым типом юридического лица, ранее в Российской Федерации не существовавшим. Правовой статус казенных учреждений, их полномочия, правомочность и правоспособность требуют отдельного рассмотрения, так как это связано с тем, что казенное учреждение сочетает черты как федерального государственного (муниципального) учреждения, так и территориального структурного подразделения федерального органа исполнительной власти. В настоящее время происходит процесс формирования казенных учреждений, а переходный период для них продлится весь 2011 год.

Практика камеральных проверок получения налоговых вычетов физическими лицами

Наиболее сложным для гражданина вопросом, связанным с получением налогового вычета, является прохождение камеральной проверки в налоговой инспекции. Ведь при ее проведении налогоплательщику необходимо выполнить ряд обязательных процедур, от правильности и точности выполнения которых зависит принятие положительного решения о предоставлении налогового вычета. В статье рассматриваются требования, которые могут быть предъявлены к налогоплательщику – физическому лицу в ходе проверки. Анализируются практические ситуации, которые могут ­возникнуть. Предлагаются варианты поведения в затруднительных ситуациях.

Особенности автономных государственных (муниципальных) учреждений

Изменившийся с 01.01.2011 статус автономных государственных (муниципальных) учреждений вызывает ряд вопросов, связанных с их статусом и ведением финансово-хозяйственной деятельности. Каковы взаимоотношения автономных учреждений с собственниками (учредителями)? Какова система управления ими и их финансово-хозяйственной деятельностью? Каковы особенности их налогообложения?