Top.Mail.Ru

Отчетность для персонифицированного учета

Все страхователи до 1 февраля 2011 года должны представить в Пенсионный фонд сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах по каждому работающему у них лицу. В статье речь пойдет о порядке представления индивидуальных сведений, рассмотрены также особенности представления отчетности физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы. Кроме того, мы получили ответы на наиболее интересные и сложные вопросы от Людмилы Сонягиной, начальника управления организации персонифицированного учета отдела ПФР по Нижегородской области.

Представление сведений работодателями

Все страхователи до 01.02.2010 г. должны представить в соответствующий орган Пенсионного фонда сведения для персонифицированного учета за 2010 г. о лицах, за которых они уплачивают страховые взносы (п. 12 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ).

К сведению

Напомним, что в 2010 году применялись следующие основные тарифы страховых взносов (ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) и ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ)):

  • ПФ – 20% (для лиц 1966 г.р. и старше: страховая часть – 20%; для лиц 1967 г.р. и моложе: страховая часть – 14%, накопительная часть – 6%);
  • ФСС – 2,9%
  • ФФОМС – 1,1%;
  • ТФОМС – 2%.

При этом законодательством были выделены отдельные категории работодателей, для которых в 2010 году применялись пониженные тарифы страховых взносов (ст. 57 Закона № 212-ФЗ, ст. 33 Закона № 167-ФЗ). Например, лица, применяющие УСН и ЕНВД, в 2010 году уплачивают только взносы в Пенсионный фонд в размере 14% (для лиц 1966 г.р. и старше: страховая часть – 14%; для лиц 1967 г.р. и моложе: страховая часть – 8%, накопительная часть – 6%).

Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждена приказом Минздравсоцразвития от 14.12.2009 г. № 987н (далее – Инструкция № 987н). В свою очередь формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования можно посмотреть в постановлении Правления ПФР от 31.07.2006 г. № 192п (далее – Инструкция № 192п).

Индивидуальные сведения могут представляться как в бумажной, так и в электронной форме (на магнитных носителях с электронной цифровой подписью, в т.ч. по каналам связи). С 2011 года, если численность сотрудников превышает 50 человек, то организация обязана представлять сведения в электронном виде с электронно-цифровой подписью (п. 58 Инструкции № 987н).

Для подготовки отчетности вы вправе воспользоваться любой программой, предназначенной для этого. Между тем протестировать файлы со сведениями о застрахованных лицах, подаваемых страхователями в электронном виде, можно с помощью программы CheckXML. Кстати, на сайте Пенсионного фонда (http://pfrf.ru) размещены бесплатные программы для подготовки и проверки документов персонифицированного учета в электронной форме. Вместе с тем не забудьте обновить классификатор адресов России (КЛАДР)1.

Страхователю необходимо копии представляемых в ПФР сведений хранить по правилам, установленным для хранения документов бухгалтерского учета и отчетности (п. 47 Инструкции № 987н).

Также работодатель обязан передавать бесплатно каждому застрахованному лицу, работающему у него по трудовому договору или заключившему договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому начисляются страховые взносы, копию сведений, представленных в орган Пенсионного фонда. Указанное правило прописано в ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ). При увольнении сотрудника копию его индивидуальных сведений, которые не были представлены в территориальный орган фонда, следует под расписку передать работнику в день его увольнения (в день прекращения договора гражданско-правового характера) (подп. г п. 67 Инструкции № 987н).

Представление индивидуальных сведений о застрахованных лицах

Предоставляемые в Пенсионный фонд сведения персонифицированного учета включают в себя следующие документы (см. Таблицу 1):

Таблица 1. Документы, необходимые для предоставления сведений в ПФР

Также у вас могут попросить список застрахованных лиц.

К сведению

Пенсионный фонд в письме от 27.07.2010 г. № 08-24/7933 напомнил, что страхователями в 2010 году помимо текущих платежей уплачиваются страховые взносы в счет погашения задолженности за 2002–2009 годы. Указанные платежи отражаются в разделе 5 формы РСВ-1.

Поэтому для учета на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц сумм страховых взносов за 2002–2009 годы, уплаченных в 2010 году, по истечении 2010 года страхователями должна быть представлена форма АДВ-11. Форма АДВ-11 может быть передана и ранее, в случае полного погашения страхователем задолженности за предыдущие годы.

По итогам 2010 года форма АДВ-11 должна быть представлена также страхователями, у которых по состоянию на 01.01.2010 имеется долг перед ПФР. Форма представляется в случае проведения в 2010 году налоговыми органами зачета (возврата) сумм страховых взносов за 2002–2009 годы. Суммы зачета (возврата) отражаются в форме АДВ-11 за 2010 год в графе «Уплачено» с отрицательным значением.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

7 ошибок налоговиков, которые помогут оспорить результаты проверки

Проанализируем основные ошибки налоговиков, которые могут стать основанием для отмены решения по результатам проверки. В частности, когда компании не сообщили о рассмотрении материалов проверки; когда инспекция допустила нарушения при подписании акта проверки; когда документы по проверке получило неуполномоченное лицо; когда итоговое решение подписал не тот, кто рассматривал материалы проверки, и пр.

Кто ответит за долги компании, если она платить не в состоянии

По общему правилу учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица. Поэтому они нередко и не подозревают, что за взысканием долгов налоговые органы (иные кредиторы) могут прийти лично к ним и обратить взыскание на их личное имущество. Изучим судебную практику и свежие поправки в законодательство о банкротстве, о субсидиарной ответственности контролирующих организацию лиц.

Отсутствие в требовании конкретного перечня документов не освободит от штрафа

В последних определениях Верховного Суда РФ видна тенденция арбитров к ужесточению позиции в пользу налоговых органов. Отсутствие указания на конкретное количество и конкретные реквизиты документов не может служить основанием для освобождения налогоплательщика от ответственности. Выставляя требование о предоставлении документов, налоговики обычно не могут знать точные реквизиты нужных документов и их количество. В то же время они должны сформулировать требование таким образом, чтобы из него было понятно, какие документы надо предоставить.

Досудебное урегулирование споров с налоговыми органами

До обращения в суд налогоплательщик обязан пройти досудебный порядок в отношении обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговой инспекции, а также их ненормативных актов. В данной процедуре есть несомненные плюсы. Проанализируем, какие инструменты защиты могут и должны использовать организация / предприниматель для защиты своих прав, а также дадим рекомендации, на что следует сделать упор, пытаясь отстоять нарушенное право.

Верховный Суд РФ об исковой давности

Проанализируем постановление Пленума ВС РФ, в котором освещаются вопросы о начале течения срока исковой давности и порядке его применения. Рассмотрим положения о восстановлении, приостановлении и перерыве срока, а также ситуации, когда о применении исковой давности заявляет только один из соответчиков или третье лицо.

Основные особенности государственных (муниципальных) казенных учреждений

Казенные учреждения, находящиеся в государственной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований, являются совершенно новым типом юридического лица, ранее в Российской Федерации не существовавшим. Правовой статус казенных учреждений, их полномочия, правомочность и правоспособность требуют отдельного рассмотрения, так как это связано с тем, что казенное учреждение сочетает черты как федерального государственного (муниципального) учреждения, так и территориального структурного подразделения федерального органа исполнительной власти. В настоящее время происходит процесс формирования казенных учреждений, а переходный период для них продлится весь 2011 год.

Практика камеральных проверок получения налоговых вычетов физическими лицами

Наиболее сложным для гражданина вопросом, связанным с получением налогового вычета, является прохождение камеральной проверки в налоговой инспекции. Ведь при ее проведении налогоплательщику необходимо выполнить ряд обязательных процедур, от правильности и точности выполнения которых зависит принятие положительного решения о предоставлении налогового вычета. В статье рассматриваются требования, которые могут быть предъявлены к налогоплательщику – физическому лицу в ходе проверки. Анализируются практические ситуации, которые могут ­возникнуть. Предлагаются варианты поведения в затруднительных ситуациях.

Особенности автономных государственных (муниципальных) учреждений

Изменившийся с 01.01.2011 статус автономных государственных (муниципальных) учреждений вызывает ряд вопросов, связанных с их статусом и ведением финансово-хозяйственной деятельности. Каковы взаимоотношения автономных учреждений с собственниками (учредителями)? Какова система управления ими и их финансово-хозяйственной деятельностью? Каковы особенности их налогообложения?