Top.Mail.Ru

Расчеты в условных единицах: ПБУ 18/02

В статье говорится об особенностях учета и налогообложения договоров в условных единицах с «плавающей» ценой, которая меняется в зависимости от колебания курса иностранной валюты.
Договоры в условных денежных единицах достаточно распространены в нашей стране. У бухгалтеров организаций в связи с этим возникает много вопросов, которые получает и наша редакция. Как отразить операции по сделкам в условных единицах в бухучете при различных схемах оплаты? Каковы особенности налогообложения прибыли и НДС? Как применять ПБУ 18/02? Этим вопросам и будет посвящена статья.

Правовые основы

Правомерность заключения хозяйственных договоров в условных денежных единицах основывается на нормах п. 2 ст. 317 ГК РФ. В указанной статье Гражданского кодекса говорится, что по условиям сделки обязательство может быть оплачено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах.

В этом случае сумма, подлежащая уплате в рублях, рассчитывается по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единицах на день платежа.

Законом или соглашением сторон могут быть установлены иной курс или иная дата его определения.

Каковы бы ни были условия договора, цена которого определяется в условных денежных единицах, у контрагентов возникает ­необходимость отдельно рассчитывать:

  • стоимость товаров (работ, услуг) на дату отгрузки;
  • величину обязательств на отчетную дату и
  • сумму оплаты в погашение задолженности.

При этом между указанными суммами возникают разницы, при ­учете которых бухгалтер может столкнуться с некоторыми трудностями.

К сведению

Единственный вид договоров в условных единицах, когда не нужно вести пересчет обязательств, – это сделки, по которым условная денежная единица выражена в жесткой рублевой сумме. Но такие договоры лишь формально именуются сделками в условных единицах. На ­самом деле они ничем не отличаются от рублевых договоров.

Различия в налоговом и бухгалтерском учете операций по договорам в условных единицах

Обращаем внимание читателей журнала: в бухгалтерском учете (с 2007 года) исключено понятие «суммовая разница», которым раньше обозначалось различие между стоимостью отгруженных (приобретенных) ценностей по договорам в условных единицах и суммой ­поступившей оплаты.

Теперь все разницы по таким сделкам именуются курсовыми.

Бухгалтерский учет договоров в условных единицах ведется по правилам ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость ­которых выражена в иностранной валюте».

Согласно указанному ПБУ необходимо пересчитывать суммы обязательств по договорам в условных единицах на дату оприходования ценностей, на каждую отчетную дату и на день расчетов. Особенности пересчета зависят от условий конкретного договора, цена ­которого определена в условных единицах, а оплата производится в рублях.

При этом исчезновение суммовых разниц в бухгалтерском учете не привело к аналогичным изменениям в налоговом учете. Никаких поправок в гл. 25 НК РФ после выхода в свет ПБУ 3/2006 не появилось.

Организации, заключившие договоры в условных единицах, при исчислении налога на прибыль по­прежнему учитывают суммовые разницы.

Понятие суммовых разниц раскрывается в п. 11.1 ст. 250 и подп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ. В них сказано следующее.

Суммовые разницы возникают у налогоплательщика, если сумма обязательств и требований, исчисленная по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц на дату реализации (оприходования) товаров (работ, услуг), имущественных прав, не ­соответствует фактически поступившей (уплаченной) сумме в рублях.

Таким образом, складывается следующая ситуация по договорам в условных единицах.

В бухгалтерском учете отражаются курсовые разницы, а в налоговом учете – суммовые разницы. Такое несоответствие неминуемо приводит к сложностям в отражении операций по договорам в ­условных единицах в бухучете и в целях налогообложения.

Обращаем внимание читателей журнала, что курсовые разницы в бухгалтерском учете и суммовые разницы в налоговом учете – ­совершенно разные понятия.

Согласно определению курсовых разниц, приведенному в п. 3 ПБУ 3/2006, они возникают при разной рублевой оценке суммы активов или обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, на дату совершения операций по отгрузке (оприходованию), на отчетную дату и на дату расчетов.

Суммовая разница исходя из определений, приведенных в гл. 25 Налогового кодекса, возникает как различие между суммой ­обязательства и суммой поступившего (перечисленного) платежа.

Если сравнить эти определения, то выявляется следующее.

Во­первых, суммовые разницы в налоговом учете, в отличие от курсовых разниц, в бухгалтерском учете никогда не определяются на отчетную дату. Они возникают только в момент фактического ­погашения задолженности.

Во­вторых, при исчислении суммовых и курсовых разниц применяются разные алгоритмы расчета.

Суммовая разница в налоговом учете рассчитывается по формуле:

суммовая разница = SUM опл – SUM обяз/отгр,

где

SUM опл – сумма оплаты по договору в условных единицах,

SUM обяз/отгр – сумма обязательства на дату отгрузки (оприходования).

При расчете курсовой разницы в бухгалтерском учете ­применяется такой алгоритм:

курсовая разница = SUM обяз/тек – SUM обяз/пр,

где

SUM обяз/тек – сумма обязательства на текущую дату (на момент совершения операции либо на отчетную дату),

SUM обяз/пр – сумма обязательства на предыдущую дату пересчета.

Применяя данные формулы, нужно учитывать следующий нюанс.

В налоговом учете при определении суммовой разницы сравнение производится с той частью обязательства по договору в условных единицах, которая соответствует поступившей оплате. Поэтому при частичной оплате суммовая разница исчисляется как разность между поступившей рублевой суммой платежа и соответствующей частью ­обязательства, ­пересчитанной в рубли на дату отгрузки (оприходования).

В бухгалтерском учете расчет курсовых разниц по договорам, заключенным в условных единицах, производится иначе. В ПБУ 3/2006 не предусматривается расчет курсовой разницы по таким договорам исходя из части задолженности. Поэтому в любой ситуации (в том числе при частичной оплате) курсовая разница определяется исходя из всей суммы задолженности, отраженной в бухгалтерском учете.

Указанные отличия приводят к тому, что суммовые и курсовые разницы, сформированные по одному и тому же договору в условных единицах, могут различаться как по величине, так и по моменту их отражения в налоговом и бухгалтерском учете. Это приводит к сложностям при формировании данных бухгалтерского и налогового учета, а также к необходимости применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

Возникновение разниц в оценке обязательств по договорам в условных единицах зависит прежде всего от условий конкретной сделки. В таких договорах кроме курса иностранной валюты, по которому производится пересчет суммы обязательства в рубли, также должен быть предусмотрен момент для формирования рублевой цены сделки. Это может быть дата оплаты, дата отгрузки, дата...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Всегда ли нужно исправлять ошибки

Как показывает практика, далеко не все ошибки имеет смысл исправлять. Рассмотрим примеры из жизни, когда исправление ошибок может привести к негативным последствиям. Например, если бухгалтер доходы от продажи материалов отразил во внереализационных доходах, перепутал прямые расходы с косвенными, ремонт назвал модернизацией или «задвоил» реализацию товара.

Уменьшение затрат по решению суда

Поступившая новая информация не обязывает организацию вносить исправления в регистры бухгалтерского учета, равно как и подавать уточненные декларации. К такой новой информации, в частности, следует относить вступившие в силу судебные решения. Рассмотрим на примере порядок отражения в учете такого акта, который затрагивает снижение размера арендной платы, установленного муниципальными властями, задним числом.

Учет затрат по договору подряда с привлечением субподрядчиков

Подрядчик имеет право, не ставя в известность заказчика, привлечь субподрядчиков к исполнению своих обязательств по договору. Причем на практике порядок принятия работ от соисполнителей часто отличается от порядка, в каком его передает заказчику генеральный подрядчик. На примере покажем порядок отражения в учете затрат по договору подряда с привлечением субподрядчиков.

Аренда земельного участка под возведение объекта основных средств

При возведении объекта недвижимости кроме денег застройщику еще в обязательном порядке нужен и земельный участок, на котором этот самый объект будет находиться. Он может быть приобретен застройщиком в собственность либо взят в аренду. Проанализируем порядок учета расходов на аренду в регистрах бухгалтерского учета и для целей налогообложения.

Расчеты между филиалами

Подразделения, которым открыты расчетные счета, имеют возможность самостоятельно вести расчеты с покупателями и заказчиками, а также с поставщиками и подрядчиками. Но в работе любого филиала может возникнуть нехватка собст­венных средств – и тогда приходится обращаться за финансовой помощью к головной организации. Последняя же вправе не только давать деньги, но и забирать их у подразделения на различные текущие нужды. Бывает, что определенная компания является для одного филиала продавцом, а для его «собрата» – покупателем. В таком случае вопрос оплат обычно решается с помощью взаимозачета. Как следует отражать в бухгалтерском учете эти и другие варианты расчетов между филиалами и головной компанией, автор показал ­на практических примерах.

Договор аренды: бухгалтерский учет и вопросы налогообложения

Министерство финансов в своих разъяснениях неоднократно заявляло, что акт об оказании услуг по аренде недвижимого имущества не является обязательным первичным документом и его составления не требуется. Однако пару месяцев назад счетные специалисты заняли противоположную точку зрения, указав на необходимость составления акта выполненных работ при договоре аренды. Как быть в этой ситуации бухгалтерам? Так есть ли необходимость составлять этот документ? Из статьи вы узнаете ответ на этот и другие насущные вопросы. Например, о правовых аспектах аренды недвижимого имущества, а также о порядке налогообложения и бухгалтерского учета доходов арендатора и арендодателя.

Учет запчастей при разборке техники, бывшей в употреблении

Автор рассмотрел порядок бухучета и налогообложения трех наиболее распространенных вариантов приобретения техники, бывшей в употреблении: для временного использования по прямому функциональному назначению, продажи целиком в составе одной инвентарной единицы или для разборки и продажи каждой пригодной запчасти по отдельности.

Резервный капитал: формируем и используем

Акционерные общества обязаны создавать резервный фонд. ООО могут это делать в добровольном порядке. Рассмотрим, каким образом он может формироваться за счет чистой прибыли и взноса имущества, а также каков порядок его использования. Автор на примерах показывает, как можно погасить убытки, выкупить ­собственные акции с целью уменьшения уставного капитала и погасить ­облигации.