• Журнал «Налоговый учет для бухгалтера» июль 2010
  • Рубрика Нормативные документы

Политика кнута и пряника, или «совершенствование» налогового законодательства

  • 0 комментариев
  • 6323 просмотра
В статье анализируются Основные направления налоговой политики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, опубликованные Минфином в июне 2010 года. Из нее вы узнаете, к чему готовиться и чего опасаться в связи с планами Правительства улучшить Налоговый кодекс. Некоторые изменения вступят в силу уже этим летом, некоторые – только к новому году. Бухгалтерам, идущим в ногу со временем, будет полезна эта статья.


Минфин обнародовал Основные направления налоговой политики на 2010 и на плановый период 2012 и 2013 годов. Ослабление налогового бремени сочетается с ужесточением налогового администрирования. Все это обычно позиционируется как совершенствование налогового законодательства. Плакать или смеяться, читая данный документ, каждый бухгалтер решает сам. Но не стоит забыть, что тот, кто предупрежден, тот вооружен, поэтому попробуем разобраться.

Обещанный налог на недвижимость

Нет смысла останавливаться на первой части данного документа (далее – Основные направления). В нем констатируются изменения, осуществленные в 2009 году. Но бухгалтера о них не просто знают – они их активно применяют. Чего стоит одна только отмена ЕСН!

Как почти свершившийся факт в документе позиционируется введение налога на недвижимость. К настоящему моменту данный вопрос все равно остается нерешенным. Налог на недвижимость будет местным налогом, т.е. будет взиматься только в том случае, если орган местного самоуправления по месту нахождения недвижимости введет на своей территории данный налог. При этом недвижимость, которая будет облагаться указанным налогом, станет освобождаться от налога на имущество организаций.

Ни налоговая база, ни ставки налога пока окончательно не определены, но однозначно можно сказать, что налоговая нагрузка на организации возрастет. Ведь обложение недвижимости, учитываемой на балансе как основное средство, налогом на имущество организаций осуществлялось по рыночной стоимости, а в случае обложения данной недвижимости налогом на недвижимость налоговой базой будет являться рыночная стоимость. Ну и не стоит забывать о дополнительной бумажной кутерьме в связи с подачей налоговой декларации и расчетов по новому налогу.

Также в настоящее время законодательно не урегулированы вопросы, связанные с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости, порядком проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. Кроме того, требуется принятие закона, устанавливающего общие принципы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости и требования к оценщикам, привлекаемым к государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, а также определяющего порядок утверждения результатов кадастровой оценки и досудебного урегулирования споров о результатах проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.

Однако пока данного налога нет. Несмотря на грандиозные планы Правительства, обещанный много лет назад налог на недвижимость все еще не принят. Произойдет ли это в 2010 году, покажет время.

Переоценка цен

Не только налог на недвижимость мы с нетерпением ждем уже несколько лет. Налогоплательщиков давно пугают изменением методов контроля за трансфертным ценообразованием. Налоговые органы в принципе не волнует, по какой цене продают и покупают товары, главное, чтобы налоги начислялись, исходя из рыночной цены, а не цены, указанной в договоре. Контроль за таким формированием цены сегодня ведется не очень успешно, хотя бухгалтера все равно считают его не совсем справедливым.

В 2010 году планируется, что контроль за трансфертными ценами все-таки изменят. Отменят такие статьи Налогового кодекса, как взаимозависимые лица и принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения. Но вместо этого появится целый раздел, посвященный трансфертным ценам. Во-первых, существенно расширится перечень лиц, признаваемых взаимозависимыми, цены между которыми вправе контролировать налоговые органы. Например, по-новому будут оценены отношения между организацией и членом ее совета директоров, основного и дочернего обществ, организация и учредитель, обладающий более 20% капитала. Во-вторых, появится несколько новых методов определения цены для целей налогообложения, а также усовершенствуют старые. О конкретных изменениях говорить пока рано, поскольку изменения в НК РФ находятся только на стадии проекта.

В целом определение цен для целей налогообложения после принятия поправок станет более приближенным к западному опыту. За единственным исключением: трансфертные цены за рубежом были придуманы для контроля за внешней торговлей, а не за внутренним рынком.

Одна рука гладит, другая – наказывает

Множество серьезных изменений в первую часть НК РФ должны быть внесены в ближайшей перспективе. Проект поправок интересен и тем, что, с одной стороны, реформируется порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов, расширяются случаи применения инвестиционного налогового кредита. А с другой стороны, существенно увеличиваются размеры штрафов! Это и понятно: налоговые штрафы фактически не индексировались, а инфляция-то продолжается.

Налоговая нагрузка: нести тяжело, а сбросить страшно

При объяснении направлений дальнейшего развития налогового законодательства и причин его изменения несколько страниц в документе посвящено феномену налоговой нагрузки или налогового бремени, как его ласково называют в народе. Налоговая нагрузка рассчитывается по сложному алгоритму как соотношение поступления налогов, иных обязательных платежей и валового внутреннего продукта. Если говорить проще, то эта величина показывает, сколько копеек налогов организация платит с 1 рубля выручки.

У Правительства получается 35-36%. Но поскольку эта сумма складывается также по причине больших «ресурсных» налогов из-за высокой цены на нефть или, как она названа в документе, «благоприятной ценовой конъюнктуры», то без учета этой составляющей налоговую нагрузку Правительство рассчитывает как 28,5 % ВВП.

В вашей организации получилось больше? Есть еще одна тонкость в расчете налоговой нагрузки. Согласно постановлению Правительства РФ от 23.06.2006 г. № 391 «Об утверждении методики расчета величины совокупной налоговой нагрузки на день начала реализации резидентом Особой экономической зоны в Калининградской области инвестиционного проекта и порядка установления (фиксации) факта увеличения этой величины» при расчете налоговой нагрузки в учет не принимаются НДС и акцизы, а также взносы в Пенсионный фонд.

И самое главное, что по обещаниям Минфина налоговая нагрузка на экономику будет снижаться. Только вот интересно, за счет чего это произойдет? За счет отмены ЕСН или введения налога на недвижимость?

Налоговые стимулы

Экономисты нашей страны считают, что налоги – это лучший способ стимулировать экономику. Вот поэтому наш Налоговый кодекс становится все толще и толще. Но рекорд еще не побит – в Великобритании налоговое законодательство, не считая судебных прецедентов, составляет более 9000 страниц.

Но Минфин все равно считает, что без развитой системы идентификации – как налогоплательщиков (с точки зрения осуществляемой ими деятельности), так и отдельных видов расходов (с точки зрения их приоритетности для применения налоговых льгот) – стимулирование инновационной деятельности будет не таким полезным.

Что сегодня сделано для стимулирования инновационной деятельности?

  1. сокращен до 1 года срок принятия к вычету расходов на НИОКР при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;
  2. отменено ограничение по списанию расходов на НИОКР, не давших положительного результата. Ранее расходы на безрезультатные НИОКР не уменьшали базу налога на прибыль организаций;
  3. введен повышающий коэффициент, позволяющий учесть в расходах по налогу на прибыль организаций в 1,5 раза больше затрат на НИОКР, чем было фактически осуществлено. При этом утвержден перечень из более чем 120 направлений исследований, затраты на которые принимаются с повышающим коэффициентом;
  4. введена возможность ускоренной амортизации основных средств с помощью «амортизационной премии» – немедленного списания на расходы до 10% (30% – для 3–7 амортизационных групп) первоначальной стоимости основных средств;
  5. разрешен перенос убытков на будущее для организаций, применяющих общий и специальные налоговые режимы;
  6. действуют льготы по НДС, налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, земельному налогу и страховым взносам для резидентов особых экономических зон;
  7. расширены условия для принятия в расходы затрат на профессиональную подготовку и переподготовку работников;
  8. освобождена от НДС передача исключительных прав и прав на основе лицензионного договора на изобретения, промышленные образцы, программы для ЭВМ, ноу-хау;
  9. освобожден от НДС и таможенных пошлин ввоз технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации;
  10. сняты ограничения для срока принятия к вычету НДС, уплаченного поставщикам и подрядчикам при капитальном строительстве;
  11. введена возможность возмещения НДС в заявительном порядке (до завершения камеральной налоговой проверки) для крупнейших налогоплательщиков либо при представлении банковской гарантии.

Все эти меры, однако, носят точечный характер и заставляют бухгалтеров ломать голову и перечитывать множество подзаконных актов для понимания порядка применения новых норм НК РФ.

Упрощение математических методов нелинейной амортизации

В Основных направлениях Минфин опять активно толкает организации к нелинейному методу начисления амортизации. Поскольку его использует небольшое количество организаций, которое после его реформирования в конце 2008 года еще более уменьшилось, не совсем понятно, зачем принимать столько усилий для убеждения налогоплательщиков в необходимости его применения.

Амортизация не пообъектно, а по группам позиционируется Минфином как главное достоинство нелинейного метода. Но как реализовывать отдельные объекты основных средств при начислении амортизации сразу на целую группу, НК РФ не объясняет. Существуют отдельные разъяснения Минфина по этому поводу. Например, в письме от 28.10.2009 г. № 03-03-06/1/700 предлагается использовать специальную формулу для расчета остаточной стоимости выбывающего объекта, но это не умаляет недостатков нелинейного метода. Ведь главная проблема остается – это двойная работа бухгалтеров по начислению амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета.

Как признаются реформаторы нелинейного метода, в связи с краткими сроками принятия решения реформа начисления амортизации в налоговых целях не была доведена до конца (речь идет о пересмотре принципов построения амортизационных групп).

В документе делаются такие обещания, как учет при построении амортизационных групп иных факторов помимо физического износа, в частности, скорость развития технологий, заставляющая обновлять основные средства, выводить их из эксплуатации до истечения физического срока их службы. Кроме того, планируется скорректировать подходы к ведению бухгалтерского и налогового учета таким образом, чтобы обеспечить необходимое единообразие.

Налоговая инспекция будущего

Еще одно направление реформирования налогового законодательства – создание благоприятных условий налогового администрирования. Красиво звучит, но не так красиво выглядит на практике. Что такое налоговое администрирование? По своей сути это сбор налогов. Ну и чьи права защищаются при создании благоприятных условий для налогового администрирования?

Однако в документе для целей убеждения налогоплательщиков рисуется идеальный образ налоговой инспекции недалекого будущего. Внедрение новых инструментов налогового администрирования (создание специальных инспекций для инновационных организаций, переход к обслуживанию налогоплательщиков в электронной форме, снижение периодичности и сроков проведения проверок, единое окно постановки на учет и подачи деклараций по всем налогам); использование неформальных инструментов и регламентов (особый отбор сотрудников, добросовестное исполнение обязанностей по информированию налогоплательщиков о способах исполнения законодательства о налогах и сборах, отсутствие очередей, удобные часы работы инспекций и т.д.).

Уменьшат расходы и увеличат доходы

В отношении отдельных налогов также планируются изменения. В частности, не останется без внимания налоговая база по налогу на прибыль. Предполагаемые изменения, как метко сказано в Основных направлениях, нацелены на «сокращение возможностей минимизации налогообложения».

В этой связи, уже начиная с 2011 года, будет установлен особый порядок переноса убытков при реорганизации, предусматривающий ограничения как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытка для реорганизуемых организаций. Таким образом, покупка убыточных компаний перестанет быть прибыльной с точки зрения уплаты налога на прибыль.

Опять планируется поменять порядок расчета процентов по долговым обязательствам с целью отнесения их на расходы. Поскольку процентная ставка последнее время постоянно меняется, правила определения величины процентов в настоящее время являются недостаточно эффективными: с одной стороны, они не предотвращают уклонение от налогообложения путем неправомерного отнесения процентов на расходы, с другой стороны, являются трудоемкими и обременительными для добросовестных налогоплательщиков.

В целях изменения расчета процентов будут разработаны правила определения сопоставимого уровня процентной ставки для их использования при определении рыночного уровня отнесения процентов.

Также изменят показатели, на которых основан расчет предельного уровня процентов по долговым обязательствам, принимаемых к вычету из базы по налогу на прибыль организаций (данный способ используется по выбору налогоплательщика). В целях исправления перечисленных недостатков предлагается изучить возможность использования иных индикаторов для установления предельной величины отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы по налогу на прибыль организаций. При этом уже в ближайшее время в качестве подобного индикатора для процентов по долговым обязательствам, оформленным в иностранной валюте, предлагается использовать ставку рефинансирования Банка России.

Для совершенствования формирования налоговой базы к доходам организации будет относиться экономическая выгода при совершении операций по предоставлению одной организации другой беспроцентных займов, векселей, кредитов и т.д.

Скорее всего, будут отменены повышающие коэффициенты, используемые при расчете амортизации. Хотя в Основных направлениях это названо «необходимостью провести анализ практики применения повышающих коэффициентов к норме амортизации с целью принятия решения об их дальнейшем использовании», можно сделать вывод, что их судьба предрешена. У организации и так останется много возможностей списывать на расходы значительные суммы накопленной амортизации в связи с введением «амортизационной премии» и сокращением срока использования некоторых основных средств.

Некоторое облегчение жизни бухгалтеров малых предприятий даст изменение ст. 286 НК РФ. Расширится перечень организаций, имеющих право уплачивать только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода и не уплачивать ежемесячные авансовые платежи. Предполагается, что предельный размер выручки от реализации за предыдущие четыре квартала, позволяющий перейти на уплату ежеквартальных авансовых платежей, будет увеличен с 3 до 10 млн руб.

Единство во множестве

Институт консолидированной налоговой отчетности при исчислении группой компаний своих обязательств по налогу на прибыль организаций и налогообложение доходов семьи широко используются в зарубежных странах.

О консолидированной отчетности в нашей стране давно говорят, но до сих пор окончательного решения принято не было. Однако новый закон о бухгалтерском учете и другие изменения бухгалтерского законодательства однозначно дают понять, что в скором времени консолидированные налогоплательщики, а также одна налоговая декларация на всех перестанут быть мифом, а превратятся в суровую реальность.

Консолидированной группой будут признаваться организации, заключившие договор в целях консолидации обязанностей по уплате налога на прибыль организаций. Для некоторых организаций объединение в группу будет обязательным, в частности, для компаний, прямо или косвенно принадлежащих материнской компании на основании критерия в виде минимальной доли участия. Организации-участники одной консолидированной группы налогоплательщиков не смогут входить в другие консолидированные группы.

Предполагается, что кредитные организации могут формировать консолидированную группу налогоплательщиков исключительно с участием других кредитных организаций, страховые организации – исключительно с участием страховых организаций, негосударственные пенсионные фонды – исключительно с участием негосударственных пенсионных фондов, профессиональные участники рынка ценных бумаг – исключительно с участием профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Лицо, ответственное за исполнение консолидированных обязанностей группы, будет представлять декларации по налогу на прибыль организаций, уплате налогов, представлять группу при проведении мероприятий налогового контроля и т.п.

Консолидированная группа налогоплательщиков составляет единую налоговую декларацию, отражающую сведения о консолидированной расчетной базе, определенной в целом по группе, а также о налоговой базе каждого участника группы.

В частности, при определении консолидированной расчетной базы по налогу на прибыль организаций для участников консолидированной группы в этот показатель не включаются доходы и расходы по операциям между организациями – участниками консолидированной группы налогоплательщиков.

Также этим летом должен быть «реанимирован» законопроект «О консолидированной финансовой отчетности», согласно которому организации в соответствии с МСФО признаются единым хозяйствующим субъектом. Первоначально планировалось сделать ее обязательной только для кредитных организаций, которые сегодня представляют бухгалтерскую отчетность также по МСФО. Но скорее всего после принятия указанного закона и нового закона о бухгалтерском учете обязанность предоставлять единый баланс коснется и всех остальных. Пугаться, однако, не стоит: данные изменения будут растянуты во времени до 2012 года. Хотя Правительство планировало перейти на МСФО уже к 2010 году.

Послесловие

Изменения в НК РФ, как показывает практика, в последнее время касаются отдельных категорий налогоплательщиков. НК РФ раздувается за счет казуальных норм точечного действия. Но большинство организаций они, как правило, не касаются. К серьезным изменениям можно отнести трансфертное ценообразование и увеличение штрафов. Таким образом, налоговая политика «кнута» затронет почти все компании, в то время как налоговая политика «пряника» – только избранных.

на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  нет голосов

Нет комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.