Top.Mail.Ru

За двумя зайцами погонишься, или Дело о незаконных выплатах бухгалтеру

Рассмотрим настоящее судебное дело. Описываемые события действительно имели место, а суд действительно так решил. И пусть компании, о которой идет речь, не удалось выиграть процесс, ее опыт научит нас, как грамотно оформлять документы на совместителя. Вы узнаете также, какими правами обладает фирма в ходе проведения камеральной проверки обоснованности начисления и уплаты страховых взносов.
Во время кризиса для представителей многих профессий настали тяжелые времена. СМИ утешают: время финансовых проблем – это также время проявить себя в качестве работника, профессионала, личности. Можно по основному месту работы, а можно и подработать по совместительству. Помимо бесценного опыта это еще и дополнительный доход, от которого не отказываются многие бухгалтеры. Как правильно осуществлять расчеты с сотрудником, работающим у нескольких работодателей? Как обезопасить себя, будучи бухгалтером-совместителем? Кроме того, каким образом Фонд социального страхования РФ может нарушить права организации в ходе камеральной проверки? Рассмотрим реальное судебное дело.

Итак, арбитражным судом одного из российских судебных округов слушалось дело… Не будем вдаваться в подробности, сколько инстанций прошли истец и ответчик. Также скроем истинные фамилию и наименование организации – фигурантов по иску. Нас интересует фабула случая и выводы суда. Вот что имеется «в сухом остатке».

О чем речь?

Общество с ограниченной ответственностью «Торнадо» обратилось в арбитражный суд с иском о признании незаконным решения государственного учреждения регионального отделения Фонда социального страхования РФ (далее – региональное отделение ФСС) и обязании регионального отделения ФСС возместить расходы по выплате пособия по беременности и родам в размере 90 322 рублей 58 копеек. По мнению предприятия, им были предоставлены все необходимые документы для возмещения расходов на цели обязательного социального страхования, а региональным отделением ФСС был нарушен порядок вынесения оспариваемого решения, т.к. не было обеспечено право общества на участие в рассмотрении материалов камеральной проверки и представление объяснений.

Из материалов дела следует, что в марте 2009 г. ООО «Торнадо» обратилось в региональное отделение ФСС с заявлением о возмещении расходов на социальное страхование в размере 90 322 руб. 58 коп. в отношении бухгалтера Н. Региональным отделением ФСС по представленным документам была проведена камеральная проверка на предмет обоснованности заявленных организацией затрат. По итогам проверки был составлен акт от 16.04.2009 г. №123456, в соответствии с которым расходы общества по выплате сотруднице Н. пособия по беременности и родам в размере 90 322 руб. 58 коп. были признаны необоснованными. Решением от 04.05.2009 г. № 123456 региональным отделением ФСС было отказано в возмещении заявленных расходов. Общество с ограниченной ответственностью «Торнадо» обжаловало данное решение в суде, однако арбитражный суд истцу в иске отказал. Рассмотрим почему.

Что решил суд?

Суд установил, что работодателем бухгалтера Н. были соблюдены нормы Федерального закона от 26.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»1 (далее – закон № 255-ФЗ), а именно:

  • пособие по беременности и родам было начислено сотруднице Н. как гражданке России, работающей по трудовому договору (п. 1 ст. 2);
  • пособие было выплачено в размере 100 процентов среднего заработка (п. 1 ст. 11);
  • пособие было назначено, поскольку Н. обратилась за ним в установленный законом № 255-ФЗ срок, – не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам (п. 2 ст. 12);
  • бухгалтер Н. представила работодателю все необходимые документы (п. 5 ст. 13);
  • ООО «Торнадо» выплатило пособие по беременности и родам в порядке, установленном для выплаты работникам заработной платы (п. 8 ст. 13).

Судом было выявлено, что в один и тот же период (декабрь 2008 года – январь 2009 года) гражданка Н. согласно материалам дела работала в режиме совместительства на четырех разных рабочих местах в одно и то же время (с 14:00 до 18:00). Учитывая, что фактически выполнение работы в разных рабочих местах в одно и то же время невозможно, суд указал на то, что представленные обществом документы при своем формальном соответствии не подтверждают факт рабочей деятельности Н. в качестве бухгалтера общества. Основаниями для такого вывода явились в том числе те обстоятельства, что ООО «Торнадо» не представлено конкретных результатов деятельности Н. в обществе, Н. устроена на должность бухгалтера незадолго до наступления страхового случая, зарплата бухгалтера Н. (20 000 руб.) намного выше зарплаты бухгалтера, установленной штатным расписанием (12 000 руб.).

Мнение эксперта

Совместительством считается выполнение работником в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора (ст. 282 Трудового кодекса РФ). Согласно трудовому законодательству работать по совместительству можно у неограниченного количества работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом. В статье описан очень распространенный случай – скорее всего, бухгалтер вела бухгалтерский учет нескольких юридических лиц, фактически не покидая своего основного рабочего места. В этой ситуации сложно точно следовать графику: с 14:00 до 15:00 – работа в ООО «Прима», с 15:00 до 16:00 – работа в НОУ ВПО «Высшая школа предпринимательства и рекламы» и т.д. Тем более что для руководителей данных компаний важен был, наверно, результат, если они не задокументировали для работника-совместителя режим рабочего времени. Однако суд верно указал на ошибку четырех работодателей, да и бухгалтера Н., которая могла подсказать, как грамотно оформить трудовой договор с совместителем. В соответствии со ст. 100 ТК РФ, либо правилами внутреннего трудового распорядка, либо трудовым договором для Н. должно было быть закреплено время начала и окончания работы.

Фрагмент документа

Часть первая ст. 284 Трудового кодекса РФ

Продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников.

Как нужно было поступить работодателям, чтобы не допустить нарушений? Просто прописать в трудовом договоре время начала и окончания работы работника-совместителя. И конечно, заработная плата, выплачиваемая работнику, должна соответствовать цифре, прописанной в штатном расписании.

Фрагмент документа

Часть первая ст. 100 Трудового кодекса РФ

Режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, – трудовым договором.

Второй довод истца касался того, что региональным отделением ФСС не был соблюден порядок вынесения решения от 04.05.2009 г. № 123456, т.к. не было обеспечено право ООО «Торнадо» на участие в рассмотрении материалов камеральной проверки и представление объяснений. Поскольку речь шла о выплатах, произведенных в 2009 году, суд, применив нормы Федерального закона от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и Налогового кодекса РФ, отклонил аргументы истца. При этом суд сослался на то, что согласно материалам дела региональным отделением ФСС 16.04.2009 г. был составлен акт камеральной проверки, копия акта получена директором общества 16.04.2009 г., о чем имеется ее подпись. О рассмотрении материалов проверки директор предприятия извещена уведомлением от 16.04.2009 г.

Фрагмент документа

Пункт 1 ст. 34 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ

Камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.

Можно ли было выиграть дело сейчас?

Закономерный вопрос. Изменился закон № 255-ФЗ, принят Федеральный закон от 24.07.2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»2 (далее – закон о страховых взносах). Давайте разберемся. Трудовое законодательство в интересующей нас части не изменилось, поэтому суд, рассматривающий данное дело в текущем году, пришел бы к тому же выводу относительно совместительства.

Что касается второго аргумента, выдвинутого ООО «Торнадо», то здесь необходимо остановиться и изложить материал подробнее. В соответствии со ст. 1 закона о страховых взносах данный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В соответствии со ст. 38 закона о страховых взносах в случае выявления в ходе проведения камеральной проверки нарушений должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов (в нашем случае это ФСС), проводившими проверку, не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения проверки должен быть составлен акт. Форма такого акта (форма 16-ФСС РФ) утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2009 г. № 957н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов»3.

Акт камеральной проверки подписывается лицами, проводившими проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Представитель может участвовать также и в других мероприятиях в ходе оформления результатов камеральной проверки.

Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка, подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.

Акт проверки ФСС в течение пяти дней с даты подписания этого документа должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом. В случае если лицо, в отношении которого проводилась проверка, уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки и указанный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день с даты отправки заказного письма.

Лицо, в отношении которого проводилась проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в ФСС письменные возражения по указанному акту в целом или по отдельным его положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в ФСС документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки прописан в ст. 39 закона о страховых взносах.

Итак, мы «по косточкам» разобрали интересное судебное дело. Уяснили для себя, как поступать не следует. Определились с законодательством о социальном страховании применительно к данной ситуации. Таким образом, налицо преемственность норм в новом законе о страховых взносах. Сохранились те же «правила игры» в отношении проведения Фондом социального страхования РФ и его территориальными органами камеральных проверок. Возьмите на вооружение описанный в настоящей статье случай. Согласитесь, что лучше учиться на чужих ошибках!

Сноски 3

  1. После 1 января 2010 г. данный закон имеет наименование «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (см. Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ). Вернуться назад
  2. Большинство норм данного закона вступили в силу с 1 января 2010 г. Вернуться назад
  3. Этим же приказом утверждены «Требования к составлению акта камеральной проверки». Вернуться назад
Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

7 ошибок налоговиков, которые помогут оспорить результаты проверки

Проанализируем основные ошибки налоговиков, которые могут стать основанием для отмены решения по результатам проверки. В частности, когда компании не сообщили о рассмотрении материалов проверки; когда инспекция допустила нарушения при подписании акта проверки; когда документы по проверке получило неуполномоченное лицо; когда итоговое решение подписал не тот, кто рассматривал материалы проверки, и пр.

Кто ответит за долги компании, если она платить не в состоянии

По общему правилу учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица. Поэтому они нередко и не подозревают, что за взысканием долгов налоговые органы (иные кредиторы) могут прийти лично к ним и обратить взыскание на их личное имущество. Изучим судебную практику и свежие поправки в законодательство о банкротстве, о субсидиарной ответственности контролирующих организацию лиц.

Отсутствие в требовании конкретного перечня документов не освободит от штрафа

В последних определениях Верховного Суда РФ видна тенденция арбитров к ужесточению позиции в пользу налоговых органов. Отсутствие указания на конкретное количество и конкретные реквизиты документов не может служить основанием для освобождения налогоплательщика от ответственности. Выставляя требование о предоставлении документов, налоговики обычно не могут знать точные реквизиты нужных документов и их количество. В то же время они должны сформулировать требование таким образом, чтобы из него было понятно, какие документы надо предоставить.

Досудебное урегулирование споров с налоговыми органами

До обращения в суд налогоплательщик обязан пройти досудебный порядок в отношении обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговой инспекции, а также их ненормативных актов. В данной процедуре есть несомненные плюсы. Проанализируем, какие инструменты защиты могут и должны использовать организация / предприниматель для защиты своих прав, а также дадим рекомендации, на что следует сделать упор, пытаясь отстоять нарушенное право.

Верховный Суд РФ об исковой давности

Проанализируем постановление Пленума ВС РФ, в котором освещаются вопросы о начале течения срока исковой давности и порядке его применения. Рассмотрим положения о восстановлении, приостановлении и перерыве срока, а также ситуации, когда о применении исковой давности заявляет только один из соответчиков или третье лицо.

Основные особенности государственных (муниципальных) казенных учреждений

Казенные учреждения, находящиеся в государственной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований, являются совершенно новым типом юридического лица, ранее в Российской Федерации не существовавшим. Правовой статус казенных учреждений, их полномочия, правомочность и правоспособность требуют отдельного рассмотрения, так как это связано с тем, что казенное учреждение сочетает черты как федерального государственного (муниципального) учреждения, так и территориального структурного подразделения федерального органа исполнительной власти. В настоящее время происходит процесс формирования казенных учреждений, а переходный период для них продлится весь 2011 год.

Практика камеральных проверок получения налоговых вычетов физическими лицами

Наиболее сложным для гражданина вопросом, связанным с получением налогового вычета, является прохождение камеральной проверки в налоговой инспекции. Ведь при ее проведении налогоплательщику необходимо выполнить ряд обязательных процедур, от правильности и точности выполнения которых зависит принятие положительного решения о предоставлении налогового вычета. В статье рассматриваются требования, которые могут быть предъявлены к налогоплательщику – физическому лицу в ходе проверки. Анализируются практические ситуации, которые могут ­возникнуть. Предлагаются варианты поведения в затруднительных ситуациях.

Особенности автономных государственных (муниципальных) учреждений

Изменившийся с 01.01.2011 статус автономных государственных (муниципальных) учреждений вызывает ряд вопросов, связанных с их статусом и ведением финансово-хозяйственной деятельности. Каковы взаимоотношения автономных учреждений с собственниками (учредителями)? Какова система управления ими и их финансово-хозяйственной деятельностью? Каковы особенности их налогообложения?