Top.Mail.Ru

Способы передачи материалов подрядчику и их последствия

В договоре, который заключает заказчик-застройщик с подрядчиком, прописывают условия о том, как будет происходить снабжение стройки материалами. Приобрести их может как подрядчик, так и сам заказчик, который потом передает их подрядчику. Как учитывается в каждом из этих случаев покупка материалов? А как отражаются материалы, приобретенные за счет не оборотных средств, а целевого финансирования или посредством оформления денежного либо товарного кредита? Чем отличаются остатки от возвратных отходов? Каков порядок документооборота в таких случаях? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье.

Подрядчик строительно-монтажных работ в процессе строительства может использовать как собственные материалы и оборудование, так и принадлежащие заказчику. Поэтому между ними могут возникать отношения, связанные не только с процессом осуществления строительства, но и с операциями по отражению необходимых для СМР материалов, спецодежды и (или) оборудования. На практике существуют различные варианты договорных взаимоотношений по передаче, использованию и возврату материалов и оборудования, каждый из которых имеет свою специфику и в оформлении документов, и в порядке отражения операций в бухгалтерском и налоговом учете.

Способы

Использование материалов и оборудования подрядчика

Обязанность по обеспечению строительства материалами, в том числе деталями, конструкциями, другим оборудованием чаще всего возлагается на подрядчика. При этом право собственности на такие материалы принадлежит подрядчику. Их оприходование в бухгалтерском учете он отражает следующими проводками:

  • Дебет 10 (08) Кредит 60 — стоимость поступивших на склад (объект строительства) материалов (оборудования);
  • Дебет 19 Кредит 60 — сумма НДС по счету-фактуре, который подрядчик вправе предъявить к вычету в общеустановленном порядке;
  • Дебет 68 Кредит 19 — сумма НДС по оприходованному имуществу (п. 6 ст. 171, п. 5 ст. 172 НК РФ).

Списание использованных материально-производственных запасов (начисление амортизации использованного в строительстве объекта основных средств) на себестоимость строительно-монтажных работ производит также подрядчик строительства:

  • Дебет 20 Кредит 10 (02).

Итоговая стоимость строительно-монтажных работ, выполненных подрядчиком, определяется с учетом расхода материалов по обычной схеме.

Пример 1

Подрядная строительная организация осуществляет СМР с помощью субподрядной строительной организации. Материалы закупаются за счет аванса, полученного от заказчика.

По завершении строительных работ подрядная организация составляет акт-расчет стоимости выполненных строительно-монтажных работ, в котором предъявит заказчику сумму, состоящую из следующих показателей (п. 1 ст. 740 ГК РФ):

  1. стоимость работ субподрядной строительной организации — 18 000 000 руб.,
  2. стоимость материалов — 17 000 000 руб.,
  3. прочие расходы — 2 000 000 руб.,
  4. плановая прибыль — 3 000 000 руб.,
  5. НДС [(п. 1 + п. 2 + п. 3 + п. 4) х 18%] — 7200 000 руб.

Использование материалов заказчика

Другой вариант строительного договора: обеспечение строительства в целом или в определенной части возлагается на заказчика (п. 1 ст. 745 ГК РФ).

При заключении договора подряда с условием выполнения работ из давальческих материалов последние являются собственностью заказчика, а стоимость строительных работ определяется подрядчиком уже без учета расходов на материалы. При этом давальческие материалы в форме № КС-2 можно указать в количественном выражении, а в форме № КС-3 их стоимость, конечно же, не учитывать.

Оприходование материалов в бухгалтерском учете подрядчика отражается на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку». Поэтому сумма поступивших на склад материалов отражается с учетом НДС. Если подрядчик получает от заказчика материалы сразу на несколько объектов строительства, то для удобства учета к счету 003 можно открыть субсчета:

  • для полученных материалов использовать субсчет «Материалы, принятые на склад (объект строительства)»;
  • для отпущенных бригадам на стройку — субсчет «Материалы, переданные со склада в производство».

Запись по дебету счета 10 «Материалы» в корреспонденции со счетом 60 производится уже у заказчика. У него же появляется и вычет на сумму НДС по оприходованному имуществу, который заказчик вправе предъявить к вычету (Дебет 68 Кредит 19) на основании счета-фактуры и отчета подрядчика. Поскольку при передаче материалов подрядчику право собственности на них остается у заказчика, объект налогообложения по НДС при переходе материалов к подрядчику на основании статьи 146 НК РФ у заказчика отсутствует.

Обратите внимание на то, что поскольку для заказчика строительства осуществление СМР не является основным видом деятельности, полученные материалы отражаются на счете 10 «Материалы» не по субсчету 10-1 «Сырье и материалы» как у подрядных организаций, которые здесь отражают материалы, образующие основу строительной продукции (кирпич, цемент, песок и т.д.), а по субсчету 10-8 «Строительные материалы».

Пример 2

Организация-заказчик в соответствии с условиями договора обеспечивает строительство, осуществляемое сторонней подрядной организацией, материалами. При этом закупаемые материалы используются не только при строительстве производственного здания, но и в процессе ликвидации и капитального ремонта действующего производственного цеха заказчика. Эти работы осуществляет тот же подрядчик.

Движение строительных материалов у заказчика отражается следующими бухгалтерскими проводками:

  • Дебет 10 субсчет 10-8 «Строительные материалы» Кредит 60 — стоимость полученных от поставщика материалов;
  • Дебет 10 субсчет 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» Кредит 10 субсчет 10-8 «Строительные материалы» — стоимость переданных подрядчику материалов;
  • Дебет 08 субсчет «Строительство объектов основных средств» Кредит 10 субсчет 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» — на стоимость материалов, использованных подрядчиком при выполнении работ по строительству объекта (п. 8,14 ПБУ 6/01);
  • Дебет 91-2 Кредит 10 субсчет 10-7«Материалы, переданные в переработку на сторону» — стоимость материалов, использованных подрядчиком при ликвидации цеха (п. 4 ПБУ 10/99);
  • Дебет 23 Кредит 10 субсчет 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» — стоимость материалов, использованных подрядчиком при выполнении ремонтных работ (п. 7 ПБУ 10/99).

В налоговом учете стоимость приобретенных заказчиком материалов, а затем переданных подрядчику и использованных им при проведении различных строительно-демонтажных работ так же, как и в бухгалтерском учете, формирует первоначальную стоимость строящегося объекта (п. 2 ст. 257 НК РФ), списывается в состав прочих расходов (в части расходов на ремонт, п. 1 ст. 260 НК РФ) и отражается в составе внереализационных расходов (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).

По завершении строительных работ подрядная организация предъявит заказчику акт о выполненных строительно-монтажных работах без стоимости использованных материалов. Если взять числовые показатели из Примера 1, то акт будет выглядеть следующим образом:

  1. стоимость работ субподрядной строительной организации — 18 000 000 руб.,
  2. прочие расходы — 2 000 000 руб.,
  3. прибыль — 3 000 000 руб.,
  4. НДС [(п. 1 + п. 2 + п. 3) х 18%] — 4 140 000 руб.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Жилой дом с нежилыми помещениями: услуги застройщика и НДС

На практике сложилась схема (корректность которой не является темой данной статьи), что доходом застройщика при передаче объекта долевого строительства дольщику признается стоимость его услуг, которые освобождаются от НДС (за исключением ситуации, когда передаются объекты производственного назначения). Чиновники и суд по-разному смотрят на вопрос о том, являются ли нежилые помещения в жилом доме производственными.

Соглашение об увольнении: налоги и взносы, быть или не быть

Размер пособия, выплачиваемого при увольнении по соглашению сторон, законодательно не утвержден. ТК РФ предоставляет возможность работодателю самостоятельно определить порядок его выплаты. Однако, когда вопрос жестко не регламентирован, появляется риск неблагоприятной трактовки таких выплат со стороны проверяющих (в частности, налоговых органов). Поэтому у многих работодателей возникают разнообразные вопросы: в каком размере такое выходное пособие облагается НДФЛ, как оно включается в базу по страховым взносам, учитывается ли оно при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль.

Вопросы по применению ОКВЭД2 и ОКПД2

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) и Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) введены в действие с 1 февраля 2014 г. Изначально переходный период предполагалось установить на год, но впоследствии срок неоднократно сдвигался, и окончательное завершение переходного периода растянулось до 1 января 2017 г. За это время в оба классификатора было внесено множество изменений, касающихся классификационных группировок. Изучим разъяснения чиновников по их применению.

Переплата по налогу: как вернуть?

Причины, в результате которых организация переплатила налог, могут быть разными. Как правило, переплата образуется вследствие ошибки в расчете налога, которую бухгалтер обнаружил уже после подачи декларации. В этом случае, чтобы зафиксировать факт переплаты, требуется подать уточненную декларацию, которая, обратите внимание, сначала подвергнется камеральной проверке. Причем проверка будет проведена самым тщательнейшим образом, ведь в уточненке будет указана сумма налога, меньшая по сравнению с суммой, которая была указана в первичной декларации. Расскажем, на что обратить внимание в подобных ситуациях.

Справка о зарплате для центра занятости

Бывший сотрудник может обратиться в бухгалтерию с просьбой составить ему справку о средней заработной плате для представления в службу занятости. Какую форму справки следует использовать? Какие выплаты работнику и за какой период следует учитывать в данном случае? Автор на практическом примере рассматривает тонкости расчета среднего заработка, на основе которого центры занятости определяют размер пособия по безработице, а также стипендий, выплачиваемых уволенным из организаций лицам в период профессиональной ­подготовки, ­переподготовки и повышения квалификации.

Компенсация коммунальных расходов: позиция Минфина

На практике у компаний, заключивших договор аренды, постоянно возникает вопрос о порядке выплаты, а также налогового и бухгалтерского учета коммунальных платежей. Причем вопрос стоит остро как у арендодателя, так и у арендатора в налоговом и бухгалтерском учете. А если учесть, что Министерство финансов никогда не относилось к данной проблеме однозначно, то запутаться можно довольно легко. Автор анализирует рекомендации Минфина, отмечая спорные моменты в позиции финансистов. Рассмотрен вопрос по включению в состав расходов, учитываемых в целях исчисления прибыли, затрат по оплате коммунальных платежей. Более того, автор не только раскрывает способы, которые используют на практике бухгалтеры при решении этой проблемы, но и дает свои рекомендации для минимизации потерь.

Служебное жилье: налоговые проблемы и их решение

Тема служебного жилья в настоящее время приобретает определенную актуальность, так как крупные государственные и коммерческие структуры перемещают работников определенных должностных категорий в регионах. Однако этот вопрос требует проработки в части налогообложения налогом на прибыль и НДФЛ.

Варианты передачи имущества, находящегося в собственности фирмы, другому лицу

Организация может передать имущество другой организации несколькими способами. В некоторых случаях это вынужденная мера (как, например, в случае реорганизации), в других – добровольная (договор купли-продажи или внесение имущества в уставный капитал). Подробно проанализированы перечисленные способы. В случае с реорганизацией рассказано, как оценить передаваемое имущество для целей бухгалтерского учета, каков порядок налогообложения и бухгалтерского учета у реорганизуемой организации и правопреемника. Описан порядок учета у учредителя (передающей стороны) и вновь созданной организации (принимающей стороны) в случае внесения взноса в уставный капитал. И, наконец, рассмотрен порядок передачи имущества по договору купли-продажи с налоговым и бухгалтерским учетом у продавца и покупателя. Кроме того, в двух последних случаях приводится не только порядок учета передачи здания, но и участка земли, на котором оно находится.