Top.Mail.Ru

Регистрация ККТ по-новому: «подводные камни»

Прежде чем начать использовать кассовый аппарат, его необходимо зарегистрировать. В 2009 году Минфин России утвердил документ, регламентирующий порядок регистрации налоговыми органами контрольно-кассовой техники. Автор рассказала, как теперь должна происходить регистрация, перерегистрация и снятие с учета ККТ.
Налогоплательщикам, которых законодательство обязывает применять контрольно-кассовую технику (ККТ) при наличных расчетах, необходимо знать правила регистрации, перерегистрации и снятия с учета таких аппаратов. Действующая процедура была прописана ранее в постановлении Правительства РФ от 23.07.2007 г. № 470. Однако данный документ не разъяснял порядок действий работников ИФНС, ответственных за регистрацию ККТ. Для детализации некоторых норм в 2009 году был принят Административный регламент. Теперь неясностей станет меньше, что позволит сэкономить деньги, время и нервы.

Нормативно-законодательная база

Требования по регистрации ККТ установлены:

  • Федеральным законом от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон № 54-ФЗ);
  • постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 г. № 470 «Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями» (далее – Положение о регистрации ККТ).

Минфин РФ приказом от 10.03.2009 г. № 19н утвердил документ, определяющий порядок регистрации налоговыми органами ККТ, – Административный регламент исполнения ФНС государственной функции по регистрации в установленном порядке ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (далее – Регламент). С 31.07.2009 г., момента вступления в силу данного документа, процесс регистрации, перерегистрации и снятия с регистрации ККТ должен проходить в строгом соответствии с ним. Однако Регламент не отменяет действия Закона № 54-ФЗ и Положения о регистрации ККТ, его основной функцией является упорядочение процесса предоставления госуслуги.

Согласно п. 1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ применять ККТ обязаны все организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг за наличный денежный расчет. Но из данного правила есть исключения:

  • ККТ могут не использовать организации и предприниматели, оказывающие услуги непосредственно физическим лицам, если при расчетах они выдают документ, оформленный на бланке строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ);
  • с 21.07.2009 г. плательщики ЕНВД вправе осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ при условии, что по требованию покупателя они выдают документ, подтверждающий прием денежных средств за товар (работу, услугу) (п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Еще одним важным моментом является выбор налогоплательщиком модели ККТ. Перед покупкой ККТ следует ознакомиться с Государственным реестром контрольно-кассовой техники (далее – Госреестр ККТ). Ведь к эксплуатации допускаются только те модели, которые в него включены. Перечень моделей, разрешенных для использования и включенных в Госреестр ККТ, постоянно обновляется. Актуальную информацию на конкретную дату можно посмотреть на сайте Минпромторговли РФ (www.minprom.gov.ru).

Регистрация ККТ

Перед применением ККТ, как и прежде, регистрируют в ИФНС РФ по месту учета налогоплательщика. Пунктами 27 и 28 Регламента определен пакет документов, предоставляемых в налоговые органы:

  • заявление о регистрации ККТ по форме, утвержденной приказом ФНС РФ от 09.04.2008 г. № ММ-3-2/152@ (см. Приложение 1);
  • паспорт ККТ, подлежащей регистрации;
  • договор о технической поддержке, заключенный пользователем и поставщиком (или центром технического обслуживания) ККТ

Налогоплательщик документы может предоставить лично, отправить по почте или передать через уполномоченного представителя, действующего на основании доверенности (п. 19 Регламента).

Налоговому органу отводится на регистрацию ККТ не более пяти рабочих дней с даты представления заявления (со всеми необходимыми документами). Если у инспекции имеются претензии к документам, то срок исполнения госфункции исчисляется с момента представления дополнительных материалов (п. 18 Регламента).

Документы, отправленные по почте, должны быть зарегистрированы не позднее рабочего дня, следующего за датой получения корреспонденции. При этом моментом представления является дата регистрации документов в территориальном налоговом органе (п. 19 Регламента).

При вынесении положительного решения налоговый орган должен провести осмотр ККТ, провести ее фискализацию и зарегистрировать. Согласно новому Регламенту данная процедура может быть проведена как в самой ИФНС, так и по месту установки ККТ (п. 20 и 39 Регламента). Одновременно пользователю выдается карточка регистрации ККТ (Приложение 2) с визой руководителя (его заместителя) налогового органа, а также возвращаются документы, прилагавшиеся к заявлению о регистрации ККТ (п. 44 Регламента). Карточка хранится вместе с журналом кассира-операциониста и журналом учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ в течение всего срока эксплуатации контрольно-кассовой техники и предъявляется по требованию территориального налогового органа (п. 45 Регламента). Она непременно понадобится для перерегистрации аппарата или снятия его с учета.

Осматривая кассовый аппарат, специалист налогового органа проверит:

  • его исправность;
  • целостность корпуса;
  • наличие на нем знаков «Государственный реестр», «Сервисное обслуживание»;
  • наличие идентификационного знака, который содержит наименование модели ККТ и ее заводской номер.

Если осмотр не вызвал нареканий со стороны инспектора, то проводится фискализация машины (п. 40 Регламента). Для этого вводится пароль доступа к фискальной памяти, проверяется работа всех счетчиков и наличие необходимых реквизитов на кассовом чеке: отпечатывается чек на сумму 1 руб. 11 коп. и снимается первый Z-отчет. Эти документы вместе с заявлением о регистрации хранятся в налоговой инспекции в течение пяти лет (п. 41 Регламента).

После фискализации специалист налогового органа и налогоплательщик подписывают акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков ККТ (форма № КМ-11, п. 42 Регламента) (см. Приложение 3). Далее в паспорте ККТ делается отметка и заверяется печатью ИФНС (п. 43 Регламента).

Отказ в регистрации

ИФНС может отказать в регистрации ККТ. Обратите внимание, что перечень оснований для этого, приведенный в пункте 22 Регламента, является закрытым:

  • представление неполного комплекта необходимых документов, а также документов, оформленных в неустановленном порядке, при условии неустранения пользователем указанных недостатков;
  • предъявление для регистрации модели ККТ, не включенной в Госреестр ККТ или исключенной из него;
  • истечение нормативного срока амортизации ранее применявшейся ККТ, исключенной из Госреестра;
  • предъявление ККТ, находящейся в розыске;
  • обнаружение неисправности ККТ, отсутствие марки-пломбы, идентификационного знака, а также средств визуального контроля (знаков «Государственный реестр» и «Сервисное обслуживание»);
  • отсутствие заключенного договора о технической поддержке ККТ между пользователем и поставщиком или центром технического обслуживания;
  • представление при перерегистрации ККТ чеков, контрольных лент и фискальных отчетов, не соответствующих техническим требованиям к контрольно-кассовой технике или отпечатанных в нефискальном режиме.

При выявлении указанных недочетов налоговая инспекция обязана возвратить весь комплект документов и уведомить об отказе письмом не позднее 5 рабочих дней с даты представления заявления о регистрации (перерегистрации, снятии с регистрации) ККТ (п. 23 Регламента).

Иногда, помимо указанных в Регламенте документов, ИФНС требует договор аренды помещения, где будет установлена ККТ, или свидетельство о праве собственности. Однако специалисты финансового ведомства указали на то, что данные документы не предусмотрены Регламентом, а поэтому отказ в регистрации ККТ в случае их непредставления неправомерен (письмо Минфина от 11.08.2009 г. № 03-01-15/8-406, доведенное до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС РФ от 21.08.2009 г. № ШТ-17-2/161@). Отказ налоговиков в данном случае можно обжаловать во внесудебном порядке либо в суде (п. 66, 67, 75 Регламента).

Регистрация ККТ в составе платежных терминалов

С 01.04.2010 г. платежные терминалы и банкоматы должны быть оснащены кассовым аппаратом, который также требует регистрации в налоговом органе. При этом в заявлении о регистрации ККТ должен быть указан адрес места ее установки в составе терминала или банкомата (пп. «б» п. 3 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 г. № 121-Ф). Перечень документов, необходимых для регистрации ККТ в составе платежного терминала, такой же, что и для остальных случаев (п. 15 Положения о регистрации ККТ).

Минфин в письмах от 11.08.2009 г. № 03-01-15/8-407, № 03-01-15/8-408 и № 03-01-15/8-409 разъяснил, как регистрировать ККТ в составе терминала (банкомата), который расположен не по месту нахождения платежного агента (в том числе не по месту его налогового учета), а также как информировать налоговиков об изменении адреса его установки.

В этом случае заявление о регистрации ККТ нужно подавать, как обычно, в территориальный налоговый орган по месту нахождения организации или предпринимателя. А при использовании такого терминала (банкомата) обособленным подразделением организации – по месту нахождения этого подразделения. Данный адрес также фиксируется в карточке, выдаваемой при регистрации ККТ налоговым органом заявителю (п. 15 Положения о регистрации ККТ).

Финансисты также рассказали о требованиях к содержанию уведомления, которое должно направляться платежным агентом в налоговый орган в случае «переезда» терминала на другое место (ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ). Так как унифицированной формы такого уведомления нет, оно составляется в произвольном виде, но обязательно должно содержать:

  • полное наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы (обособленного подразделения), ОГРН, ИНН/КПП;
  • дату регистрации организации (подразделения);
  • адрес, телефон, телефакс организации (подразделения);
  • Ф.И.О. и номера служебных телефонов руководителя организации (подразделения) и главбуха;
  • модель ККТ, заводской номер, год выпуска;
  • номер паспорта ККТ;
  • наименование организации, оказывающей техническую поддержку ККТ;
  • предыдущий и новый адреса места установки терминала (банкомата), содержащего в своем составе ККТ.

Необходимо отметить, что исполнение территориальными налоговыми органами государственной функции осуществляется бесплатно (п. 29 Регламента).

Перерегистрация, снятие с учета ККТ

Основанием для перерегистрации или снятия с учета ККТ служит заявление с приложением к нему следующих документов (п. 46 Регламента):

  • паспорта ККТ, подлежащей перерегистрации или снятию с регистрации;
  • карточки регистрации ККТ, которая была выдана ранее.

Специалисты налоговой инспекции должны снять Z-отчет за весь период эксплуатации кассы (при перерегистрации) либо за последние 3 года (при снятии с учета). Составляется акт и делаются записи в книге учета и в карточке регистрации ККТ (п. 48 и 49 Регламента).

Если нормативный срок эксплуатации уже истек и аппарат исключен из Госреестра ККТ, инспекторы вправе снять машину с учета самостоятельно без заявления налогоплательщика. Правда, в этом случае сотрудники налоговой должны направить владельцу письменное уведомление не позднее даты, следующей за днем окончания срока амортизации (п. 53 Регламента).

Ответственность за неприменение ККТ

Законодательством установлена ответственность за неприменение ККТ (ст. 14.5 КоАП РФ).

Судебно-арбитражная практика

Что считать «неприменением» ККТ, разъяснили арбитры:

  • фактическое отсутствие аппарата или его неиспользование (постановление ФАС Московского округа от 12.10.2007 г. № КА-А41/10371-07);
  • использование ККТ, не включенной в Госреестр (постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.11.2005 г. № А42-1645/2005-3, ФАС Волго-Вятского округа от 01.03.2007 г. № А28-9319/2006-347/27);
  • использование ККТ, не зарегистрированной в налоговых органах (определение ВАС РФ от 03.03.2009 г. № ВАС-1584/09);
  • использование ККТ без фискальной памяти либо с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти (постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.08.2007 г. № Ф03-А04/07-2/2283);
  • использование неопломбированной ККТ либо с поврежденной пломбой при условии, что повреждения связаны с возможностью доступа к фискальной памяти машины (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.02.2007 г. № Ф08-298/2007-150А). Правда, проверяющим придется доказать, что пломба повреждена «с умыслом» (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.10.2007 г. № А10-2206/07-Ф02-7417/07);
  • пробитие кассиром чека ККТ на сумму меньшую, чем покупатель уплатил за товар (работу, услугу) (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.09.2008 г. № А10-763/08-Ф02-3901/08).

В случае привлечения налогоплательщика к административной ответственности в отношении виновного лица проверяющие составляют протокол о правонарушении и налагают штраф. Напомним, с 01.01.2010 г. штрафы за применение кассовых аппаратов, не соответствующих установленным требованиям либо используемых с нарушением установленного законодательством порядка и условий регистрации и применения, установлены в размерах: для должностных лиц – от 3 000 до 4 000 руб.; для юридических лиц – от 30 000 до 40 000 руб. (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).

Пример 1

Пример 2

Пример 3

Пример 4

Сноски 1

  1. Утв. постановлением Госкомстата России от 25.12.1999 г. № 132. Вернуться назад
Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Жилой дом с нежилыми помещениями: услуги застройщика и НДС

На практике сложилась схема (корректность которой не является темой данной статьи), что доходом застройщика при передаче объекта долевого строительства дольщику признается стоимость его услуг, которые освобождаются от НДС (за исключением ситуации, когда передаются объекты производственного назначения). Чиновники и суд по-разному смотрят на вопрос о том, являются ли нежилые помещения в жилом доме производственными.

Соглашение об увольнении: налоги и взносы, быть или не быть

Размер пособия, выплачиваемого при увольнении по соглашению сторон, законодательно не утвержден. ТК РФ предоставляет возможность работодателю самостоятельно определить порядок его выплаты. Однако, когда вопрос жестко не регламентирован, появляется риск неблагоприятной трактовки таких выплат со стороны проверяющих (в частности, налоговых органов). Поэтому у многих работодателей возникают разнообразные вопросы: в каком размере такое выходное пособие облагается НДФЛ, как оно включается в базу по страховым взносам, учитывается ли оно при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль.

Вопросы по применению ОКВЭД2 и ОКПД2

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) и Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) введены в действие с 1 февраля 2014 г. Изначально переходный период предполагалось установить на год, но впоследствии срок неоднократно сдвигался, и окончательное завершение переходного периода растянулось до 1 января 2017 г. За это время в оба классификатора было внесено множество изменений, касающихся классификационных группировок. Изучим разъяснения чиновников по их применению.

Переплата по налогу: как вернуть?

Причины, в результате которых организация переплатила налог, могут быть разными. Как правило, переплата образуется вследствие ошибки в расчете налога, которую бухгалтер обнаружил уже после подачи декларации. В этом случае, чтобы зафиксировать факт переплаты, требуется подать уточненную декларацию, которая, обратите внимание, сначала подвергнется камеральной проверке. Причем проверка будет проведена самым тщательнейшим образом, ведь в уточненке будет указана сумма налога, меньшая по сравнению с суммой, которая была указана в первичной декларации. Расскажем, на что обратить внимание в подобных ситуациях.

Справка о зарплате для центра занятости

Бывший сотрудник может обратиться в бухгалтерию с просьбой составить ему справку о средней заработной плате для представления в службу занятости. Какую форму справки следует использовать? Какие выплаты работнику и за какой период следует учитывать в данном случае? Автор на практическом примере рассматривает тонкости расчета среднего заработка, на основе которого центры занятости определяют размер пособия по безработице, а также стипендий, выплачиваемых уволенным из организаций лицам в период профессиональной ­подготовки, ­переподготовки и повышения квалификации.

Компенсация коммунальных расходов: позиция Минфина

На практике у компаний, заключивших договор аренды, постоянно возникает вопрос о порядке выплаты, а также налогового и бухгалтерского учета коммунальных платежей. Причем вопрос стоит остро как у арендодателя, так и у арендатора в налоговом и бухгалтерском учете. А если учесть, что Министерство финансов никогда не относилось к данной проблеме однозначно, то запутаться можно довольно легко. Автор анализирует рекомендации Минфина, отмечая спорные моменты в позиции финансистов. Рассмотрен вопрос по включению в состав расходов, учитываемых в целях исчисления прибыли, затрат по оплате коммунальных платежей. Более того, автор не только раскрывает способы, которые используют на практике бухгалтеры при решении этой проблемы, но и дает свои рекомендации для минимизации потерь.

Служебное жилье: налоговые проблемы и их решение

Тема служебного жилья в настоящее время приобретает определенную актуальность, так как крупные государственные и коммерческие структуры перемещают работников определенных должностных категорий в регионах. Однако этот вопрос требует проработки в части налогообложения налогом на прибыль и НДФЛ.

Варианты передачи имущества, находящегося в собственности фирмы, другому лицу

Организация может передать имущество другой организации несколькими способами. В некоторых случаях это вынужденная мера (как, например, в случае реорганизации), в других – добровольная (договор купли-продажи или внесение имущества в уставный капитал). Подробно проанализированы перечисленные способы. В случае с реорганизацией рассказано, как оценить передаваемое имущество для целей бухгалтерского учета, каков порядок налогообложения и бухгалтерского учета у реорганизуемой организации и правопреемника. Описан порядок учета у учредителя (передающей стороны) и вновь созданной организации (принимающей стороны) в случае внесения взноса в уставный капитал. И, наконец, рассмотрен порядок передачи имущества по договору купли-продажи с налоговым и бухгалтерским учетом у продавца и покупателя. Кроме того, в двух последних случаях приводится не только порядок учета передачи здания, но и участка земли, на котором оно находится.