Top.Mail.Ru

Апелляционная жалоба на решение налогового органа: актуальные вопросы судебной практики

Налоговые споры занимают значительную часть в общем количестве рассматриваемых в арбитражном суде обращений. Поэтому усилия государства, направленные на сокращение числа дел, связанных с конфликтами между компаниями и фискальными инспекторами, путем вынесения их во внесудебные рамки, абсолютно логичны и поняты. Способствовать этому была призвана норма НК РФ, согласно которой с 1 января 2009 г. решение о привлечении к налоговой ответственности или об отказе в привлечении к налоговой ответственности может быть оспорено в судебном порядке только после обжалования его в вышестоящем налоговом органе. Как показала практика прошедшего года, реализация данной новации сопряжена с рядом серьезных проблем.
С 1 января 2009 г. вступила в силу норма п. 5 ст. 101.2 НК РФ, согласно которой решение о привлечении к налоговой ответственности или решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности может быть оспорено в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. Как показал прошедший год, практическая реализация данной нормы связана с рядом довольно существенных проблем.

Нововведение, по признанию многих специалистов, ухудшило положение налогоплательщиков, поскольку вместо предусмотренной ранее возможности выбора способа обжалования (либо обратиться с соответствующей жалобой в вышестоящий орган, либо в суд, либо одновременно и в вышестоящий орган, и в суд) действующее законодательство устанавливает императивное требование о необходимости досудебного урегулирования налогового спора.

При этом действующая редакция НК РФ не содержит подробной регламентации отношений по подаче и рассмотрению жалобы налогоплательщика на решение налогового органа. По общему правилу, закрепленному в ст. 140 НК РФ, решение налогового органа по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган вправе:

  1. оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу – без удовлетворения;
  2. отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;
  3. отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

Приведенные нормы являются практически единственными в НК РФ и по своему содержанию не позволяют определить необходимые правила поведения в целой массе спорных ситуаций, складывающихся в связи с обжалованием решений налоговых органов. При таких обстоятельствах значительная роль отводится судам, которые вынуждены на основе общих начал налогового законодательства вырабатывать конкретные модели правоотношений между налогоплательщиком и вышестоящим налоговым органом.

Рассмотрим наиболее значимые проблемы, выявленные практическим применением положений п. 5 ст. 101.2 НК РФ.

Что обжаловать?

Как следует из приведенного выше п. 5 ст. 101.2 НК РФ, обязательный досудебный порядок разрешения налоговых конфликтов распространяется только на обжалование решений о привлечении к налоговой ответственности или решений об отказе в привлечении к налоговой ответственности. Следовательно, напрашивается логичный вывод о том, что остальные акты налогового органа, а также действия и бездействие их должностных лиц могут быть оспорены в суде без предварительного обжалования в вышестоящем налоговом органе1. Данное буквальное толкование п. 5 ст. 101.2 НК РФ поддерживается большинством специалистов в области налогового права2.

В то же время, учитывая сложившуюся правоприменительную практику, в обоснованности такого подхода могут возникнуть сомнения.

Первое, на что в связи с этим следует обратить внимание, – это на неоднозначную ситуацию с обжалованием решений налоговых органов об отказе в возмещении сумм налога, заявленных к возмещению. Согласно п. 3 ст. 176 НК РФ данные ненормативные акты принимаются руководителями (заместителями руководителей) налоговых органов по результатам рассмотрения материалов камеральных налоговых проверок, в ходе которых были выявлены нарушения налогового законодательства. При этом решения об отказе в возмещении сумм налога принимаются одновременно либо с решением о привлечении, либо об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Учитывая неразрывную связь указанных решений, налоговые органы исходят из того, что налогоплательщики, обжалуя в суды решения об отказе в возмещении сумм...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

7 ошибок налоговиков, которые помогут оспорить результаты проверки

Проанализируем основные ошибки налоговиков, которые могут стать основанием для отмены решения по результатам проверки. В частности, когда компании не сообщили о рассмотрении материалов проверки; когда инспекция допустила нарушения при подписании акта проверки; когда документы по проверке получило неуполномоченное лицо; когда итоговое решение подписал не тот, кто рассматривал материалы проверки, и пр.

Кто ответит за долги компании, если она платить не в состоянии

По общему правилу учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица. Поэтому они нередко и не подозревают, что за взысканием долгов налоговые органы (иные кредиторы) могут прийти лично к ним и обратить взыскание на их личное имущество. Изучим судебную практику и свежие поправки в законодательство о банкротстве, о субсидиарной ответственности контролирующих организацию лиц.

Отсутствие в требовании конкретного перечня документов не освободит от штрафа

В последних определениях Верховного Суда РФ видна тенденция арбитров к ужесточению позиции в пользу налоговых органов. Отсутствие указания на конкретное количество и конкретные реквизиты документов не может служить основанием для освобождения налогоплательщика от ответственности. Выставляя требование о предоставлении документов, налоговики обычно не могут знать точные реквизиты нужных документов и их количество. В то же время они должны сформулировать требование таким образом, чтобы из него было понятно, какие документы надо предоставить.

Досудебное урегулирование споров с налоговыми органами

До обращения в суд налогоплательщик обязан пройти досудебный порядок в отношении обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговой инспекции, а также их ненормативных актов. В данной процедуре есть несомненные плюсы. Проанализируем, какие инструменты защиты могут и должны использовать организация / предприниматель для защиты своих прав, а также дадим рекомендации, на что следует сделать упор, пытаясь отстоять нарушенное право.

Верховный Суд РФ об исковой давности

Проанализируем постановление Пленума ВС РФ, в котором освещаются вопросы о начале течения срока исковой давности и порядке его применения. Рассмотрим положения о восстановлении, приостановлении и перерыве срока, а также ситуации, когда о применении исковой давности заявляет только один из соответчиков или третье лицо.

Основные особенности государственных (муниципальных) казенных учреждений

Казенные учреждения, находящиеся в государственной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований, являются совершенно новым типом юридического лица, ранее в Российской Федерации не существовавшим. Правовой статус казенных учреждений, их полномочия, правомочность и правоспособность требуют отдельного рассмотрения, так как это связано с тем, что казенное учреждение сочетает черты как федерального государственного (муниципального) учреждения, так и территориального структурного подразделения федерального органа исполнительной власти. В настоящее время происходит процесс формирования казенных учреждений, а переходный период для них продлится весь 2011 год.

Практика камеральных проверок получения налоговых вычетов физическими лицами

Наиболее сложным для гражданина вопросом, связанным с получением налогового вычета, является прохождение камеральной проверки в налоговой инспекции. Ведь при ее проведении налогоплательщику необходимо выполнить ряд обязательных процедур, от правильности и точности выполнения которых зависит принятие положительного решения о предоставлении налогового вычета. В статье рассматриваются требования, которые могут быть предъявлены к налогоплательщику – физическому лицу в ходе проверки. Анализируются практические ситуации, которые могут ­возникнуть. Предлагаются варианты поведения в затруднительных ситуациях.

Особенности автономных государственных (муниципальных) учреждений

Изменившийся с 01.01.2011 статус автономных государственных (муниципальных) учреждений вызывает ряд вопросов, связанных с их статусом и ведением финансово-хозяйственной деятельности. Каковы взаимоотношения автономных учреждений с собственниками (учредителями)? Какова система управления ими и их финансово-хозяйственной деятельностью? Каковы особенности их налогообложения?