Top.Mail.Ru

Как составить отчетность: записки бывалого

Многообразие форм отчетности, правил ее составления и сроков представления в налоговые, статистические органы, а также во внебюджетные фонды не дают бухгалтеру почивать на лаврах после сдачи очередного отчета. И начало года открывает сдача самого важного отчета – годовой бухгалтерской и налоговой отчетности. Принцип двойной записи просто не позволит не сойтись активу и пассиву бухгалтерского баланса. Более того, современные программные продукты не допустят «кривой» проводки. Однако баланс, свернутый без учета аналитики бухгалтерских счетов, которая очень многогранна, несовершенен. Поэтому не верьте тому, что выдает бухгалтерская система. Проверьте все сами. Автор, опытный руководитель корпоративных финансовых служб, делится секретами идеального отчета.
Каждый раз, составляя бухгалтерский баланс, бухгалтер снова и снова не перестает удивляться его красоте и совершенству форм, с одной стороны, и отсталости во времени от реального положения дел в организации, с другой. Отменяются ПБУ, вводятся новые редакции планов счетов бухгалтерского учета, появляется налоговый учет — в общем, до точной науки бухучету Российской Федерации еще далеко, а значит, бухгалтер, будь в тонусе!

Рабочий день его почти уже закончен...

...но дебет с кредитом остался не сведен. Данное утверждение уже даже не смешно. Принцип двойной записи просто не позволяет не сойтись активу и пассиву бухгалтерского баланса. Более того, современные программные продукты не допустят «кривой» проводки: то есть по дебету одного счета и кредиту второго счета обязательно будет записана одна и та же сумма. Баланс обязательно сойдется, особенно если учесть тот факт, что современные бухгалтерские программы автоматически сформируют итоговые отчеты на заданные пользователем отчетные периоды.

Автор данной статьи будучи начинающим главным бухгалтером ресторана формировал отчетность еще на основе бумажных регистров бухгалтерского учета: на основании остатков по журналам-ордерам по счетам заполнялась Главная книга, которая служила источником данных для составления главного отчета российского бухгалтера. Минули годы, и с началом нового тысячелетия появились понятия «налоговый учет» и «налоговая отчетность», однако они не только не облегчили бухгалтерскую действительность, но и сделали ее более сложной и ответственной. Многообразие форм отчетности, правил ее составления и сроков представления в налоговые, статистические органы, а также во внебюджетные фонды не дают бухгалтеру почивать на лаврах после сдачи очередного отчета. И начало года открывает сдача самого важного отчета — годовой бухгалтерской и налоговой отчетности.

Бухгалтерский баланс

Для начала определимся, на какую дату составляется бухгалтерская отчетность.

Итак, отчетной датой для формирования бухотчетности считается последний календарный день отчетного периода, за который составляется отчетность. Об этом говорится в пунктах 4, 12 ПБУ 4/99. Иными словами, годовой бухгалтерский баланс 2009 года составляется на 31 декабря 2009...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Подсчитываем среднесписочную численность

Сведения о среднесписочной численности работников являются одним из критериев, по которому организации и индивидуальные предприниматели могут быть отнесены к субъектам малого или среднего бизнеса. А это в свою очередь влияет на применение некоторых льгот, обязательность принятия локальных нормативных актов в компании. Помимо этого, на основании отчета о численности налоговики анализируют уровень заработных плат на предприятии и сумму зарплатных налогов.

Возврат переплаты по страховым взносам, уплаченным до 2017 года

Переплату по взносам, возникшую до 2017 г., можно только вернуть, зачесть не получится. За ее возвратом следует обращаться в ФСС РФ (по взносам на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) и ПФР (по взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование). Рассмотрим на примерах, как заполнить заявления на возврат.

Как уточнить СЗВ-М

Выясним, как уточнять сведения о застрахованных лицах в ПФР (по форме СЗВ-М). В частности, когда вы сдаете первичный отчет (исходная форма) и когда вторичный (дополняющая / отменяющая формы). Поскольку никакого конкретного порядка заполнения и уточнения формы СЗВ-М законодательством не установлено, у бухгалтеров возникает множество вопросов.

Какие документы необходимо выдать сотруднику при увольнении?

Главный документ, который должен получить сотрудник при увольнении, – это трудовая книжка. Однако есть и другие не менее важные документы, которые необходимо выдать увольняющемуся работнику. Часть из них работодатель должен представить в обязательном порядке, другие – по письменному заявлению сотрудника. Разберемся подробнее.

Представительские расходы: оформляем документы

Несмотря на то, что нормы об учете представительских расходов давно не претерпевали изменений, они традиционно вызывают большой интерес. Руководство хочет как можно больше затрат отнести к представительским расходам, бухгалтеры же знают, что налоговики тщательно проверяют все позиции. Разъясним, какие затраты представительскими быть не могут, какие документы необходимы для обоснования и как их оформить.

Знакомимся с новыми правилами выдачи документов, заменяющих кассовый чек

Кто может не применять ККТ по новым правилам? Какой документ вместо кассового чека можно выдать? Какие реквизиты он должен содержать? Каковы правила его выдачи? Кто должен вести журнал учета документов и где хранить копии?

Документы выписаны не на того контрагента: исправляем ошибку

Компания оказала услугу, на которую необходимо оформить акт и счет-фактуру. Бухгалтер при составлении этих документов ошибся и в программе указал другого контрагента. Спустя какое-то время ошибка обнаружилась, и перед специалистом возник вопрос о том, как исправить свою оплошность, если, допустим, декларация по НДС уже сдана? Очевидно, что и первичка (акт об оказании услуг), и счет-фактура оформлены ошибочно. Но здесь нужно не вносить исправления в документы, а аннулировать оформленные и одновременно составить правильные.

Все о бланках строгой отчетности

В первой половине мая Правительство утвердило положение об осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, при условии выдачи бланков строгой отчетности. Автор анализирует новый документ, рассказывает, какие обязательные реквизиты теперь должны быть указаны в БСО, как происходит их учет и хранение, как проводить ревизию бланков, какие старые БСО еще действуют, какова ответственность за неприменение бланков строгой отчетности. Кроме того, затронуты вопросы и неясности, которые возникли после утверждения этого документа.