• Журнал «Делопроизводство и документооборот на предприятии» май 2009
  • Рубрика Формула успеха

Точка опоры: восточный подход

  • Рейтинг 5
  • 1 комментарий
  • 8259 просмотров
Все только и говорят о кризисе. И действительно, кого-то увольняют, кому-то урезают зарплату. Происходят и другие неприятности, к которым сложно остаться равнодушным. Как противостоять им, на что опереться в тот период жизни, когда позитива вокруг действительно не видно? Как найти точку опоры? За мудрым ответом мы обратились к представителю восточной культуры, инструктору международного уровня по Даосской йоге, по Тай-цзы и Цигун. И нам поведали секреты древних цивилизаций.


Таблица 1

Вопрос о поиске точки опоры в сложных жизненных ситуациях мы задали Анварбеку Есильбаеву, представителю восточной культуры, инструктору международного уровня по Даосской йоге, по Тай-цзы и Цигун с общим стажем работы 20 лет. Он прошел обучение у пятикратного чемпиона Китая по Ушу – Ли Юй Цая, у всемирно известного мастера Даосской йоги Мантек Чиа, а также у гранд-мастера по Тай-цзы в 19 поколении Чень Сяо Вана
e-mail:
http://www.daoway.ru

– В чем, по Вашему мнению, как представителя восточной культуры, стоит искать точку опоры в сложных жизненных ситуациях?

– Люди озабочены этим вопросом давно и на Западе, и на Востоке. На Западе люди больше сориентированы на накопление материальных благ и опору на эти ценности: свой дом, свой счет в банке, свой страховой полис, своя машина – все это элементы внешнего пространства. На Востоке как будто уже знают, что этого не нужно делать. Китайская цивилизация, индийская – очень древние. Они как будто это все уже проходили. На сегодняшний день у них накоплен огромный опыт того, как искать точку опоры в жизни, не опираясь на внешнее пространство. Там разрабатывали и разрабатывают технологии, позволяющие идти куда-то глубже, находить точку опоры, которая, как считается на Востоке, является Истиной.

– Если Запад силен своим индивидуализмом, то Восток, как всем известно, опирается на родовую психологию (я живу и действую в интересах рода, готов на многое для него, в обмен на это я получаю поддержку родственников и вправе расчитывать на их возможности и силы в полной мере). Но ведь это опять же внешнее пространство, логика по типу «мой отец, моя жена, мои дети». Разве это не своеобразная «форма собственности», правда, уже с «живыми объектами»?

– Разные этносы пытались опираться на это (Казахстан, откуда я родом, Ближний Восток), сейчас у них идет тяжелый процесс: родовые системы отработали свое. Сознание двигается от внешнего к внутреннему, люди постепенно отказываются от того, на что опирались прежде. Если для наших дедов, прадедов главным был род, то сейчас молодое и даже среднее поколение это игнорируют. Отказавшись от одной «схемы» и не найдя новую, люди оказываются в подвешенном состоянии.

– А в чем еще Вы чувствуете разницу западного и восточного путей? Может быть, граница проходит совсем в иной плоскости: между городским человеком и тем, кто живет в согласии с природой?

– Европейский ум более линейный, ему обязательно нужна цель. Западный человек оценивает свою жизнь определенными результатами. В более «продвинутой» концепции это выглядит так: если поставленная цель достигнута, то можно праздновать победу, если нет – то нужно быть благодарным за приобретенный опыт, который станет фундаментом последующих, более правильных шагов, ведущих к настоящему успеху. Но все равно в этой «схеме» все крутится вокруг достижения результатов.

Для восточного человека важен не результат, а сам процесс. При таком отношении к жизни время замедляется, растягивается, возникает ощущение самодостаточности. Восточный человек синхронизирует себя ­со временем, свое внутреннее время сверяет с внешним и живет спокойно.

Интересно наблюдать за горожанами, живущими в цейт-ноте и привыкшими подстраивать свои действия под намеченный план, которые впервые сталкиваются в алтайских горах с проводниками, живущими совершенно иначе и, кстати, часто без часов! Типичен такой разговор:

– Когда завтра тронемся в путь? (вечером те, у кого еще не разрядились часы с будильниками, пытаются рассчитать, во сколько нужно встать завтра, чтобы не задерживать сбор группы).

– Утром.

– А когда утром?

– Ну, чаю попьем, лошадей оседлаем, вот и утро.

Когда приходишь в горы, все встает на место – голова «встает на место». Горы больше, чем мы. В городе мы сели в метро, машину, бысто передвигаемся, звоним и решаем вопросы все в большем и большем темпе. И нам начинает казаться, что это мы такие быстрые, молниеносные, сильные, что можем определять свою судьбу, свои действия, а когда ­приезжаешь в горы, все меняется.

Вот пошел в горах дождь – и ты ничего не сделаешь, ты вынужден ждать, признать, что есть нечто большее. Тогда человек становится скромным. А когда человек становится маленьким перед большими горами, реками, он начинает это пространство слушать.

– Какие технологии поиска точки опоры Вы можете подсказать ­с высоты своего жизненного опыта?

– Более древние технологии активно использовали проработку тела, которая давала изменение энергетического потенциала человека и, как результат, изменение его сознания.

Нет плохих и хороших технологий. Они просто разные. И изменение пространства рождает новые идеи, мировоззрения и новые технологии поиска силы и Истины.

Двигаясь к некоему исходному состоянию (будь то любовь или служение), мы обязательно натыкаемся на то, что мешает пережить участие к некоторым большим структурам, на которые можно опереться. К примеру, мы влюбляемся. Поначалу все хорошо, а потом приходится делать всевозможные усилия, чтобы удержать это состояние, а оно уходит, уходит и кончается. Тогда встает вопрос о том, что мешает этому состоянию быть всегда, что мешает входить в него по мере необходимости и оставаться в нем. Оказывается, что мешают эти самые программы, страхи, убеждения, какие-то ментальные конструкции, энергетические. Двигаясь к любви, мы чаще всего спотыкаемся об эти преграды (или заставы, как говорят в Китае). Они тормозят движение силы, которую мы должны раскрыть. Чем больше мы стремимся к силе (будь то сила любви, мудрости), тем больше понимаем, что очень много преград.

– А можете пояснить, как работа с телом помогает удалять эти преграды?

– Вы замечали, что психологические блоки соответствуют блокам энергетическим и телесным? Если говорить упрощенно, то можно привести такой пример:

  • нереализованные любовь и чуткость создают напряжение и перегрев на сердце;
  • перегретое и напряженное сердце в свою очередь делает невозможным реализацию любви и радости;
  • определенные дыхательные, звуковые и физические упражнения выводят переизбыток тепла и расслабляют сердце, только расслабленное сердце способно излучать позитивные эмоции.

Практики такого рода применимы для всех внутренних органов и позволяют проработать весь эмоционально-чувственный спектор человека.

Существует многотысячелетний опыт древних мастеров, которые разрабатывали различные технологии:

  • одни опирались в развитии на движения тела. Определенные движения тела в определенном ритме осуществляют проработку всех этих страхов, делают нас в конце концов свободными. Сюда можно отнести системы Тай-цзы, Цигун и другие смежные технологии;
  • накопление воли тоже приводит к прорывам к силе, свободе и любви. Есть направления на Востоке, достаточно распространенные, когда человек часами может стоять или сидеть в одном положении и вся алхимия происходит внутри. Со стороны смотришь – ничего не понятно, а внутри идет колоссальная работа. Это и медитация, и техника Тай-цзы «стояние в столбе», которую мы используем на наших занятиях во время разминки. Кстати, молитва в христианстве, опираясь на сознание и волю, тоже приводит человека в нужное состояние.

Большинство восточных школ сочетает оба подхода. Просто у кого-то акцент делается на жесткую статику, у кого-то – на динамику. Но в любом случае нарушать отлаженную сложную технологию не рекомендуется. Ведь разработанные системы привязаны к своим ритмам, к большим циклам, где определенные задачи сменяются по степени проработки, и порядок этот нельзя нарушать. Потому что все это разработано давно, унифицировано, адаптировано под различные возрастные категории и психотипы, сейчас представлено в идеальном виде в соответствии с нынешним временем.

Можно воспользоваться древними знаниями, они проверенные и всегда, во все тысячелетия, были рядом с людьми. Были и остаются носители, которые передают их из поколения в поколение. И человек, потерявший опору и ориентиры в жизни, имеет возможность приобщиться к знаниям. Помните, как сказано – «ищите и обрящете»?

Когда человек увлекается марками, этот процесс имеет какую-то законченную форму и есть риск, что человек когда-нибудь «наестся». А когда человек увлекается особыми знаниями под названием «древние технологии», то все выглядит иначе: чем больше ты получаешь возможность раскрывать какие-то интересные пласты, познавая мир, больше начинаешь вспоминать себя маленьким, это колоссальная детская открытость (она ловится только «краем сознания»), ты становишься открытым непрерывно изменяющемуся окружающему пространству и начинаешь более ­гармонично взаимодействовать с ним.

Сначала новичку сложно понять, что происходит. Ему показывают простые упражнения, и он пытается их делать правильно – месяц за месяцем, год за годом диалог с мастером продолжается. Но позже, сначала в виде редких проблесков, а потом в виде устойчивых состояний, человек начинает чуствовать, как посредством движений течет энергия, чувствовать свою посвященность в какую-то тайну, в космические процессы. Тело чувствует прикосновение к чему-то большему. Появляется ощущение легкости от избытка тонкой энергии.

– Есть какая-то шкала, какой-то путь, по которому идет развитие?

– Да, можно говорить о шкале накопления энергии:

  1. Изначально человек накапливает грубую энергию (низкочастотную). Это энергия материальных ценностей. Кстати, алкоголь – какого бы он качества ни был – как продукт земной энергии, увеличивает потенциал низкой частоты. Но это тоже потенциал, поэтому кому-то он нравится. Развивая свой внутренний мир, человек перестает быть удовлетворенным только этим. Данного качества энергия и соответствующие ей состояния перестают его удовлетворять и морально, и психически. Появляется ощущение тяжести.
  2. Более тонкая энергия – эмоциональная. Соответствующие переживания мы ищем в искусстве: пробуем смотреть хорошие фильмы, трогающие нас эмоционально, ходим в музеи, смотрим картины и слушаем музыку – случаются какие-то переживания. Но даже Моцарт, Бетховен не дадут всего необходимого человеку спектра переживаний, пакета сил. С позиции Востока затронется только эмоциональный/чувственный аспект силы.
  3. Однажды настает время, когда и высокое искусство нас уже полностью не удовлетворяет, хотя необходимость в нем остается. Нас начинает манить еще более тонкая энергия, более высокие переживания. Этот спектр ощущений рождается либо когда мы переживаем колоссальный мистический опыт (единение с Богом), либо когда люди ощущают свое единство на очень тонких вибрациях, объединяются на глубоких ­отношениях, ­переживая что-то вместе. Такое случается очень редко.

О единении с Богом рассуждать не возьмусь, а про единение людей могу привести несколько примеров, чтобы стало понятнее. Правда, когда говоришь о высоком, невозможно подобрать точные определения, можно только намекнуть, как, кстати, и делают притчи.

Например, Экзюпери писал в своем рассказе, что, будучи корреспондентом в Испании, охваченной гражданской войной, был захвачен анархистами, которые расстреливали многих. У него не было документов, только камера. Его повели в подвал, он знал, что его расстреляют. В подвале допрашивали формально, по бокам стояли двое часовых. В этот момент Экзюпери рефлективно потянулся к карману за сигаретой, но курева не оказалось. Один из его сопровождающих понял это и протянул ему сигарету. В этот момент они что-то почувствовали вместе, что-то похожее на единение... Его не расстреляли.

Еще один пример рассказал знакомый офицер. Это были события в Закавказье перед самым распадом Советского союза. Военная часть, где служили солдаты, еще не знающие, что такое боевые действия. Как-то ночью произошло первое в их жизни нападение на часть. Дежурному по части с несколькими бойцами нужно было занять определенную позицию. Вокруг темно, рядом степь, где могли залечь боевики. Он шел впереди, дав команду солдатам следовать за ним. И тут один «мальчишка, у которого молоко на губах не обсохло», стал прибавлять шаг, прикрывая собой командира со стороны степи. Ему дали команду держаться сзади, а он потом опять попытался повторить свой маневр. Что испытал офицер в этот момент по отношению к этому мальчишке? Благодарность? Нет. Уважение? Тоже не точно. А что почуствовал этот пацан? Это было какое-то Единение. Рождается что-то спонтанное, и люди чувствуют свою Силу.

Вы замечали, что кому-то легче спрятатья за чужую спину, а кто-то так просто не может? Ему легче подняться и закрыть собой амбразуру, чтобы спасти остальных. Просто у каждого свой уровень и качество накопленной энергии.

Первый шаг – когда испытываешь искомое ощущение в силу обстоятельств, следующий – когда без обстоятельств ты можешь войти в это состояние, но все еще не можешь удерживать его долго, третий шаг – когда можешь удерживать, находиться в нем столько, сколько пожелаешь. Это состояние есть Сила! Иногда люди приходят на занятия Тай-цзы и чувствуют новые для них ощущения: единение с Землей, укоренение, расширение пространства. На следующий день этого не случается. И могут пройти месяцы, прежде чем человек осознанно снова попадет туда.

– Процесс накопления энергии бесконечный?

– Энергия является осознанной, обладающей собственным сознанием. Накапливаясь в нас, сила начинает нас менять. Мы изменяемся – и изменяется пространство вокруг нас. Случайные события начинают складываться в определенную логику и удивляют самого человека. У него появляется ощущение, что его ведут. Основная задача практик – накопить эту силу, когда она начнет разрешать проблемы: у нас появляются силы с ними справиться, и понимание, как это сделать. Знание приходит ­изнутри, как озарение!

Накопленная сила, выраженная в опыте различных переживаний, создаст прецедент для служения. Появляется необходимость быть полезным. Тогда понадобятся еще большие силы, но уже не для себя, а чтобы быть полезным другим. Мы не можем без конца копить, мы копим для чего-то...

– А что может подтолкнуть человека к накоплению энергии?

– Чаще всего это как раз кризисные ситуации, когда имеющейся силы и понимания уже не хватает для разрешения возникших проблем. И позитивные, и негативные периоды жизни подчинены законам времени, вписаны в некий календарь.

Мало кто знает, что такое календарь. Это определенные перемены внутри нас, переживания, которые мы испытываем, они выстроены ­в закономерном порядке.

Если взять двигательную технологию под названием Тай-цзы, там каждое движение совершается в двух качествах: в качестве напряжения и в качестве расслабления (в качестве наполнения и в качестве опустошения). Динамика изменений называется переменами, рисунок которых имеет свою закономерность, выраженную в танце и прожитую во времени. Тогда сам танец становится проекцией нашей жизни.

На Востоке давно поняли, что самая стабильная система – гибкая система, система перемен. Полного штиля не бывает. Те, кто ищет стабильные точки опоры, чтобы на них опереться, обречены на разочарования. Пожалуй, это первое, что нужно понять ищущим точку опоры: перемены естественны, нужно чувствовать их и максимально синхронизировать себя с ними. Те люди, кто умеет «проживать» волны, не игнорируя их, чувствуют себя крепко стоящими на земле, со спокойным взглядом на вещи.

Древние и современные мастера говорят, что все определяют ритмы жизни, сейчас мы это называем «образ жизни». Это определенная частота ритмов, которую человек себе выстраивает (ложится спать, встает, ест, общается, работает, занимается духовными практиками…). Он попадает в ситуации, которые тоже выстроены в своем ритме.

Можно создать такой образ жизни, что вымотаешься и в конце концов тебе ни до чего не будет дела. Старость со всеми ее атрибутами придет очень быстро. Если мы далеко зашли в своем разрушительном образе жизни, обратная дорога тоже будет длинной: потребуется восстановить тело, эмоциональный уровень, «привести в порядок голову».

Можно создать образ жизни, который будет являться источником силы. Есть ритмы (образы жизни), которые могут наполнять силой, уверенностью, молодостью, спокойным отношением ко всем изменениям. Когда ты живешь в своих ритмах, стремишься в них удержаться, тогда ты понимаешь, что все определяем мы сами. Тогда появляется точка опоры – наш образ жизни. И здесь повторю высказанную ранее мысль: важен не определенный результат, а сам процесс под названием Жизнь.

Беседовала Дарья Семенова
на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  5 голосов

1 комментарий
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Bbooss, 28 июня 2015 06:34

Ни о чем..просто бесконечный прогон воздуха всеми этими мастерами цигун

+1

Ответить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.