Top.Mail.Ru
Служебные письма во многих организациях составляют до 80% всей корреспонденции, поэтому ошибки оформления, которые затрудняют их обработку, нельзя назвать совершенно безобидными (вы не только усложняете жизнь получателю письма, но и рискуете получить весьма «долго-долгожданный» ответ). Кроме того, разобраны распространенные ошибки, которые подрывают юридическую силу составленного документа или же делают возможным несанкционированное добавление текста в уже подписанное письмо. Автор все объясняет на наглядных примерах.

С лужебные письма1 во многих организациях можно отнести к наи более часто создаваемому виду документов, где они занимают до 80% входящей и исходящей корреспонденции организации. Поэтому вопросы подготовки и оформления служебных писем будут актуальны в любое время.

Общее описание правил оформления служебных писем можно найти во многих наших статьях и учебниках по делопроизводству. Но типичные ошибки в оформлении писем рассматриваются крайне редко. Так почему бы нам не разобраться в этом вопросе? А для лучшего восприятия информации сгруппируем ошибки по тем последствиям, к которым они могут привести.

Ошибки, которые увеличивают трудоемкость и сроки обработки письма получателем

Сначала рассмотрим ошибки, которые увеличивают трудоемкость обработки входящих служебных писем в организации-адресате и делают работу с документом менее удобной.

Письмо посвящено нескольким вопросам, не связанным между собой

Вы можете возразить: ну какая это ошибка – составить письмо по двумчетырем вопросам, даже не связанным между собой, ведь организация-адресат одна. Данное мнение может быть характерно для небольших организаций, где один сотрудник или одно подразделение курирует ряд вопросов.

Но перед тем как составить такое письмо, нужно задуматься, в какую организацию оно адресуется. Если организацию нельзя отнести к небольшой, то не связанные между собой вопросы, скорее всего, будут решать разные структурные подразделения. В связи с этим на работу с таким письмом будет затрачено больше времени не только у службы документационного обеспечения управления2, которое уйдет на снятие дополнительных копий, но также у руководителей и исполнителей, которые будут вынуждены ознакамливаться со всем текстом и со всеми вопросами, для того чтобы не упустить информацию, которая относится к их вопросу и адресуется им.

Ни один руководитель или работник не хочет тратить свое время на чтение и осмысление информации, которая не связана с его деятельностью. В связи с этим в деловой переписке принято письмо готовить по одному вопросу. Если необходимо обратиться в организацию одновременно по нескольким разнородным вопросам, то рекомендуется составлять отдельные служебные письма по каждому из них.

Однако все-таки письмо может касаться нескольких вопросов в том случае, если они взаимосвязаны и будут рассматриваться в одном структурном подразделении организации-адресата.

Письмо не содержит реквизита «отметка об исполнителе»

Достаточно часто можно встретить письма, на которых не оформлен реквизит «отметка об исполнителе». Из бланка письма можно выяснить только, в какой организации было создано данное письмо, а из реквизита «подпись» – какой руководитель подписал документ.

Хорошо, если у сотрудника, получившего данное письмо, не возникнет никаких вопросов по его содержанию. А если возникнет какой-нибудь вопрос, то что делать? Звонить в организацию по общему телефону, указанному на бланке, и пытаться найти сотрудника, подготовившего письмо и способного ответить на вопрос? При этом существует вероятность, что такого сотрудника не получится найти или придется потратить на поиски много времени, сил и нервов.

Именно поэтому на служебных письмах принято оформлять реквизит «отметка об исполнителе». Он позволяет в случае необходимости быстро связаться с исполнителем, который готовил письмо и хорошо знает все нюансы вопроса, может предоставить всю интересующую информацию. Отметим, что в «отметке об исполнителе» указывают именно сотрудника, который готовил письмо (а не просто печатал текст) вместе с его контактным телефоном (сравните Примеры 2 и 3, в образце правильно оформленного письма в нижнем левом углу в качестве исполнителя указана Ю.В. Орлова).

Фрагмент документа

ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов

3.27. Отметка об исполнителе включает в себя инициалы и фамилию исполнителя документа и номер его телефона. Отметку об исполнителе располагают на лицевой или оборотной стороне последнего листа документа в левом нижнем углу, например:

В.А. Жуков
924 45 67

Письмо-ответ или письмо-подтверждение не содержит реквизита «ссылка на регистрационный номер и дату документа»

При получении письма-ответа или письма-подтверждения может возникнуть потребность посмотреть содержание инициирующего письма. Но как это сделать, если в письме-ответе нет ссылки на его регистрационный номер?

Хорошо, если в организации-адресате используется система электронного документооборота, обладающая мощными поисковыми возможностями и позволяющая найти нужный инициирующий документ по другим реквизитам, например, наименованию организации и краткому содержанию. Но если такой системы нет, то поиски инициативного письма могут занять достаточно много времени.

Соответственно, в письмах-ответах и письмах-подтверждениях принято указывать, на основании какого документа создано письмо. При этом правильно делать это не в тексте письма (например, «на Ваше письмо от 20 апреля 2009 г. № 100...»), а оформлять в составе реквизита «ссылка на регистрационный номер и дату документа» (см. Пример 1). Размещение сведений об инициирующем письме в отдельном реквизите позволяет визуально выделить эти данные и облегчить обработку поступающего документа.

Пример 1

На письме не оформлен реквизит «заголовок»

В настоящее время часто поступают письма, на которых не оформлен реквизит «заголовок». В итоге при регистрации таких писем затрачивается больше времени на их аннотирование, то есть заполнение реквизита (поля) «краткое содержание (заголовок) документа» в регистрационноконтрольной форме.

Наличие реквизита «заголовок» облегчает не только регистрацию, но и поиск нужного письма среди документов, находящихся на исполнении. Ознакомившись с заголовком и не читая всего текста, можно получить представление о содержании документа. Соответственно, отсутствие данного реквизита усложняет работу не только службе ДОУ, но и сотрудникам других подразделений, которые будут «исполнять» данные входящие письма.

Поэтому обязательное составление заголовка – одно из требований, предъявляемых к оформлению служебных писем (в Примере 2 письмо осталось без заголовка, а в Примере 3 он звучит так: «О выполнении договора от 04.03.2009 № 563/89 «Об оказании услуг»»). Без заголовка разрешается подготавливать только короткие письма, распечатанные на бланке формата А5 (148 × 210 мм).

Заголовок должен составляться сотрудником, который осуществлял подготовку текста письма. Данный реквизит включает краткое содержание письма и отвечает на вопрос «О чем (о ком)?», например: «О невыполнении договора от 18.02.2009 № 45/65».

Заголовок должен занимать не более пяти строк, печататься без кавычек и не подчеркиваться, начинаться с прописной буквы и заканчиваться без использования точки.

...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязателен? Что про оформление приказа надо конкретизировать в ЛНА?

Являются ли положения ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязательными? Если нет, то можно ли заложить иные правила оформления организационно-распорядительных документов в локальном нормативном акте организации? Как документировать добровольное присоединение организации к стандарту? Что в этом случае необходимо детализировать в Инструкции по делопроизводству организации об оформлении документов? Объясняем на примере приказов и распоряжений. Вопросы читателя стали поводом для подробного разбора этой интересной темы.

Деловая переписка с партнерами из арабского мира и Ирана

Показываем состав, правила оформления и схему расположения реквизитов делового письма, принятого в арабском мире и в Иране. У них много общего, но есть и отличия. Вы сразу заметите обилие этикетных фраз и даже уместность обращения к Богу. Зная структуру их письма, вы сможете в нем быстрее ориентироваться. И даже если будете сами составлять письмо на английском языке, сможете вложить в него привычные адресату формулировки. Обратите внимание на отличие их календаря от нашего. Показываем, как перевести «арабские» и «персидские» даты в наши и наоборот. А начинаем разговор с вопроса о том, на каком бланке письма отечественные организации ведут международную переписку и что советует ГОСТ Р 7.0.97-2016.

Как указать справочные данные об организации на бланке письма

Даем необходимый ликбез по составу сведений об организации на бланке письма. Как правильно написать юридический и почтовый адреса, телефон и факс, сайт и электронную почту, идентификационные коды и банковские реквизиты. Что из этого не могут указывать госорганы и органы местного самоуправления. Что предписывают нормативные документы и какая практика сложилась. Какие сложности с адресом надо учитывать (юридические последствия, порядок элементов адреса, возможные сокращения). Как использовать знаки препинания.

Можно ли ламинировать документы?

Прямого запрета ламинировать документ (запаивать в пленку) в законодательстве нет. Но вы рискуете при этом лишить его юридической силы! Во-первых, рассматриваем судебную практику, которая показывает, в чем проявляется ущербность заламинированного документа и когда она возникает. Во-вторых, нотариусы обычно отказываются удостоверять копии с заламинированных документов. Отдельно рассматриваем ситуацию с дипломами об образовании, подсказывая, как можно сгладить последствия допущенной оплошности в случае их ламинирования.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?