Статья о классификации приказов из февральского номера вызвала новые уточняющие вопросы, ответы на которые мы решили объединить в статью. Речь идет о тонкостях трудового права, оформлении документов и разделении зон ответственности между службой ДОУ и кадровой службой.
Каким приказом необходимо оформлять на работу первых лиц организации – по личному составу или по основной деятельности? На какой документ при этом делать ссылку в трудовой книжке, может, на протокол собрания учредителей?
Если сотрудников премируют ежемесячно по результатам основной финансово-производственной деятельности, стоит ли это оформлять приказами по основной деятельности, а приказами по личному составу – лишь разовые премии, не связанные с конкретным результатом труда и выплачиваемые в связи с каким-то событием, добросовестным отношением к труду и т.п.? В каком подразделении должны оформляться приказы о премировании? Можно ли их регистрировать отдельным комплексом документов?
После публикации статьи Веры Иритиковой «Классификация приказов» в февральском номере журнала мы сразу получили новые уточняющие вопросы на эту тему. Ответы на них мы посчитали достаточно любопытными и полезными, поэтому решили опубликовать их в виде новой статьи.
Вопрос в тему
Добрый день! Сегодня получила свежий номер журнала и было очень приятно увидеть статью на тему, о которой я вам писала. Статья практически полностью ответила на мои вопросы. Однако один вопрос еще не совсем понятен – относительно приказов о назначении на должность первых лиц. В статье указано, что при назначении первых лиц должен быть оформлен приказ по основной деятельности. Но данный приказ не отражает тех пунктов, которые обычно бывают в кадровом приказе (ссылка на трудовой договор, оклад). Издается ли дополнительно кадровый приказ о назначении на должность? Могут ли в организации издать два приказа фактически на одну и ту же тему о назначении на должность, из них один оперативный, другой – кадровый? Как правильно поступить? Какой приказ должен быть указан в трудовой книжке?
Оформление руководителя организации вызывает на практике немало споров. Разногласия объясняются особым статусом руководителя: с одной стороны, он такой же работник, как и все остальные, а с другой – он наделен особыми полномочиями, которых больше ни у кого нет.
Некоторые специалисты по трудовому праву и кадровому делопроизводству считают, что руководитель организации, назначенный на должность решением уполномоченного органа, которое содержится в соответствующем протоколе, приступая к своим обязанностям, издает только приказ о вступлении в должность, который относится к приказам по основной деятельности (см. Пример 1). При этом в трудовой книжке сотрудника делается запись о приеме на работу на основании протокола об избрании (назначении) на должность, и в графе 4 делается ссылка на этот документ. Как правило, данный приказ издается руководителем в первый день после избрания на должность и регистрируется, подшивается в дело в службе ДОУ организации (канцелярии, секретариате).
В приказе по основной деятельности действительно не указываются данные, необходимые бухгалтерии для начисления заработной платы, и другие сведения, которые содержатся в приказе о приеме на работу, предусмотренном для всех остальных сотрудников. Это связано с тем, что приказ о вступлении в должность как приказ по основной деятельности касается деятельности организации в целом, и в данном случае для идентификации управляющего органа юридическое значение имеет личность руководителя. А «трудоправовые» характеристики этого органа отношения к основной деятельности организации не имеют. Описывая ситуацию образно, можно сказать, что, создавая приказ о вступлении в должность, директор доносит до сотрудников предприятия информацию: «Я, такой-то, на основании такого-то решения вступаю в такую-то должность», а не о том, сколько он получает и на какой срок пришел.