Мы порой говорим: «Зачем я заварил эту кашу… для чего я пообещал… как я мог так поступить… о чем я вообще думал… я же все это предчувствовал с самого начала!» Что происходит в подобных ситуациях? Почему мы попадаем в такие «сумеречные зоны» и как из них выбираться?
Профессиональный психолог разбирает ошибки поведения и мышления, эмоционального реагирования. При этом рассматривается множество ситуаций, среди которых вы можете встретить и свою наболевшую.
Приятная историческая прогулка
Майк Смит и Дик Роуи отвечали за поиск новых талантов в звукозаписывающей компании Decca Records. 13 декабря 1961 года Майк посетил Ливерпуль, чтобы посмотреть на выступление местной рок-группы. Ребята ему понравились, и он пригласил их на прослушивание в лондонскую студию. Через несколько недель Дик Роуи прислал письмо менеджеру группы, Брайану Эпштейну; он писал: «Честно говоря, мистер Эпштейн, нам не понравился звук ваших ребят. Время рок-групп прошло – а особенно групп из четырех парней с гитарами».
Этот отказ стал одним из самых знаменитых в истории звукозаписи: менеджерам Decca не понравилась группа The Beatles.
В 1876 году компания Western Union обладала монополией на телеграф – самую современную технологию связи того времени, благодаря чему являлась одной из богатейших и могущественных корпораций США. Когда президент Western Union Вильям Ортон получил предложение купить патент на новую технологию за 100 тысяч долларов, он подумал, что над ним подшутили. Тем не менее он написал ответ изобретателю: «Мистер Белл! После внимательного изучения вашего нового и очень интересного изобретения мы пришли к выводу, что у него нет коммерческой перспективы. Как наша компания может использовать электрическую игрушку?»
Патент на телефон, который Белл был готов продать всего за $100 тыс., сегодня считается самым ценным и дорогостоящим патентом в истории.
История знает массу подобных примеров. Умные, успешные, знаменитые люди порой совершают фантастические ошибки. Приятно, что наши ошибки не столь известны и не так масштабны. Однако...
Однако и мы порой говорим: «Зачем я заварил эту кашу… для чего я пообещал... как я мог так поступить… о чем я вообще думал… я же все это знал с самого начала!» Что происходит в подобных ситуациях? Почему у каждого из нас (практически у каждого) есть своя сумеречная зона – некие области жизни, где мы перманентно действуем неэффективно или просто неверно – этакие любимые грабли, заставляющие спотыкаться на ровном месте – на одном и том же месте – снова и снова?
У человека может быть ясная цель, соответствующая его системе ценностей, стимул, достаточно времени и сил и... вместо того, чтобы заняться делом, он смотрит телевизор. Умная, успешная женщина в 25 лет (пример из практики автора) собирается сесть на диету, но каждый раз с... завтрашнего дня. Как такое может происходить с умными, организованными, практичными людьми?
Постараемся выделить типичные причины привычных ошибок и рассмотрим возможности «избавления от наступления» на любимые грабли.
И было у царя три сына
В статье «Тот, который во мне сидит» мы говорили об устройстве мозга, в том числе о трех его структурах:
-
неокортексе, ответственном за мысли и образы;
-
лимбической системе, в которой «живут» чувства и желания;
-
стволе мозга, управляющем, помимо прочего, нашим поведением.
В упомянутой статье мы рассмотрели истоки «сбоев» в командной работе этих достаточно автономных структур.
Теперь договоримся выделить три группы ошибок, примерно соответст вующих перечисленным мозговым структурам:
-
Когнитивные ошибки (от. англ. сognition – сознание, мышление). Это ошибки, связанные со стилем мышления и принятием решений, проблемами восприятия, коммуникации, мотивации. В этих ошибках «виновата» кора мозга, в том числе – неокортекс.
-
Аффективные ошибки связаны со способностью распознавать свои и чужие эмоции, чувства. Аффективные ошибки «совершает» лимбика.
-
Поведенческие ошибки – ошибки действий, поступков, неверное применение поведенческих стереотипов, которые «гнездятся» в стволе мозга.
Можно сказать, что за когнитивные ошибки следует спрашивать со «старшего сына» – с неокортекса. Тогда в поведенческих ошибках следует винить «младшего» – ствол мозга. Поведенческие стереотипы, которые мы выстроили в стволе мозга путем имитации и повторения по аналогии с однажды пережитым, являются самостоятельным и главным элементом управления нашим поведением. Их сложно изменить, потому что они запускаются легко и быстро – быстрее, чем включается логическое осмысление ситуаций.
Справедливости ради следует сказать, что такая типология ошибок условна: в ответ на любой средовой стимул человек реагирует всеми мозговыми структурами, то есть три сына действуют параллельно, в одних обстоятельствах – как слаженная команда профессионалов, в других – как скандальные соседи или «пациенты палаты № 6».
Почему так происходит?
Выберем какой-нибудь очень простой пример и используем его в качестве иллюстрации для всех типов ошибок.
Представим себе секретаря Зину, которая рассуждает так: «Пора бы поговорить с начальником по поводу повышения зарплаты. А вдруг шеф откажет? Точно – откажет, он на меня вчера смотрел как на идиотку. Если после этого остаться на работе – начальство решит, что со мной можно вообще не считаться. Мне и так вздохнуть некогда, а тут загрузят еще больше. Это будет ужасно. Придется уходить, а куда? Где я найду работу с таким графиком (или: так близко к дому... в моем возрасте…). Лучше вообще не высовываться. Но ведь деньги нужны. Что ж я такая несчастная… (или: Почему мне так не везет в жизни… Как мне не повезло с начальником…)».
Повысили бы Зине зарплату, если бы она поговорила с шефом? Кто знает. Но рассуждая так, Зина точно этого не узнает.