В английском языке сoach – это и глагол, и существительное. Перевод существительного сoach – коляска, повозка, вагон или тренер, наставник, инструктор. Синонимы – trainer (прямой перевод – спортивный тренер) и tutor (педагог-наставник, курирующий работу студента в течение всего периода обучения в университете).
Глагол to сoach означает – ездить в карете/повозке, готовить к экзамену/соревнованиям, тренировать, брать частные уроки (авиац. термин – давать информацию летчику во время ночного полета). Соответственно, сoaching – тренировка.
Нелепо звучащее в русском языке слово коуч было выбрано, видимо, чтобы объединить все роли (тренера, наставника, инструктора), а слово кучер уже занято значением «водитель кобылы».
Сам метод возник в начале 80-х годов. Его основателями считают Томаса Леонарда и Джона Уитмора. В основе метода была здравая идея распространения «спортивных методов» получения высоких результатов на достижение успеха в других сферах деятельности человека. В России коучинг практикуется примерно с 1997 года. Официально же направление «утвердилось» в 2000 году.
Коучингом сегодня расплывчато называют методы и способы, используемые одними людьми для оказания помощи в профессиональной деятельности другим людям. На многочисленных сайтах даются такие определения, как:
- профессиональное содействие человеку в определении и достижении его целей, личных и профессиональных, за минимальное время и с минимальными усилиями;
- развивающее консультирование;
- процесс оказания профессиональных услуг, помогающий клиентам добиваться результатов в личной и профессиональной жизни (определение МФК – Международной федерации коучинга);
- раскрытие потенциала личности для максимизации собственной эффективности (Т. Голви).
Особенность становления новой профессии (нового рода деятельности) – это отсутствие четких определений и границ применимости методов и практик. В этих случаях возникает соблазн объяснения термина через метафору.
В руководствах по коучингу чаще всего наличествует «велосипедная» метафора роли коуча. Согласно ей, если вам захотелось научиться ездить на велосипеде, психоаналитик объяснит, каким образом это связано с детс кими травмами, эксперт расскажет о видах велосипедов, консультант поможет выбрать конкретную модель, тренер научит кататься, а коуч (обратите внимание!) будет бежать рядом, проверяя, получаете ли вы удовольствие от езды, но не неся ответственности за возможные последствия.
Но данную метафору, которую часто применяют специалисты, считаю не самой лучшей. Существенно более удачной мне кажется изящное определение Л. Кроля: «Коучинг – это обучение внутреннему танцу, который не заметен окружающим, но делает человека гибким и подвижным в реальной жизненной ситуации1».
В основе коучинга лежит известное высказывание М. Эриксона, блестящего диагноста и психотерапевта: «Клиент знает все – и что с ним случилось, и что может ему помочь, он только не знает, что ему это известно». Эриксоновская терапия помогает «вытащить» эти спрятанные на глубинном уровне ответы на поверхность осознания и логики.