Top.Mail.Ru

Корпоративные стандарты: разработка положения о структурном подразделении

Предлагаемая автором структура документа и формулировки уже отработаны на большом количестве разнообразных организаций как в Российской Федерации, так и в ближнем зарубежье. А чтобы вам стало еще интереснее, все аспекты рассматриваются в статье на примере подразделения, в зону ответственности которого входят процессы общего документооборота и делопроизводства. Опубликован образец готового положения.

В прошлом месяце мы говорили о методике разработки и эксплуатации внутренних нормативных документов организации. Сейчас же предлагаем вам перейти к разработке конкретного документа, а именно – положения о структурном подразделении. Сделаем мы это на примере подразделения, в зону ответственности которого входят процессы общего документооборота и делопроизводства – так будет интереснее. Недаром говорят: «Своя рубашка ближе к телу».

Порядок разработки документа

Документы этого типа разрабатываются по направлению снизу вверх (по оргструктуре). Это означает, что при регламентации деятельности большого подразделения, состоящего из нескольких меньших, целесообразно начинать разработку с малых подразделений, переходя к более крупным. К примеру, начать с отделов, перейти к департаменту или начать с бюро, перейти к отделам.

Практика показывает, что разработка проекта одного такого документа возможна в среднем за 1–7 рабочих дней. Здесь многое будет зависеть от наличия образцов аналогичных документов, опыта составителя, объема собранной информации и степени ее структурированности.

Очень важно провести опрос среди профильных специалистов и управленцев подразделения с письменной фиксацией полученной информации. Здесь вам могут пригодиться опросные листы (см. Пример 1).

Затем этих же специалистов целесообразно будет привлечь к «публичному обсуждению» разработанного проекта нормативного документа. И здесь важно перевести его в конструктивное русло. Для этого подскажем вам один нюанс. Объявите, что к рассмотрению будут приниматься только правки текста в виде окончательно выверенных формулировок (а не пожеланий и идей) с аргументацией, почему первоначальная формулировка в разработанном проекте документа данного специалиста или управленца не устроила. Если люди поймут, что им придется выполнять положения принятого нормативного документа, им станет небезразлично, по каким правилам придется работать. В этом случае вы получите много действительно ценных предложений и дополнений, а возможно, и исправлений.

Подчеркнем, что круг участников «публичного обсуждения» должен быть шире узкой группы должностных лиц, согласующих проект документа. Однако «задирать планку» не стоит, так как при большом количестве сотрудников, привлекаемых к обсуждению, увеличатся и временные затраты на разработку документа, а вы рискуете оказаться «заваленными» различными рацпредложениями. Оптимальным будет обсуждение только с грамотными, заинтересованными в результате специалистами.

Пример 1

Содержание документа

С общими требованиями к разработке и жизнеобеспечению внутренних нормативных документов мы разобрались в предыдущем номере журнала. А вот особенности составления каждого из разделов положения о подразделении мы рассмотрим прямо сейчас. После этого покажем вам пример такого документа.

Предлагаемая в статье структура положения не является жесткой, но она уже отработана на большом количестве разнообразных организаций как в Российской Федерации, так и в ближнем зарубежье. Поэтому ее с уверенностью можно назвать логичной и оптимальной. Таким образом, взяв нашу модель себе на вооружение, вы в значительной степени сможете повысить эффективность разработки не просто единичного документа, а всей структуры аналогичных документов вашей...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Кто и как отвечает в организации за работу с персональными данными

Показываем, как оформить приказ о назначении ответственного за организацию работы с персональными данными, как можно прописать его обязанности в должностной инструкции. Как оформить перечень работников, допущенных к работе с персональными данными (приказ и формулировки для должностных инструкций). Какое наказание могут понести эти категории лиц в случае нарушений: штрафы для работников доходят до 800 000 руб., а для организаций – до 18 000 000 руб.(систематизировали варианты нарушений и административную ответственность за них в виде таблиц). Как их планируют еще ужесточить! В Уголовном кодексе дело дойдет до лишения свободы. Объясняем, кто подпадает под дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

Как учитывать и хранить «гибридные» дела

В новых архивных Правилах 2023 года появилась целая глава, посвященная работе с «гибридными» делами (включающими одновременно и бумажные, и электронные документы). За разъяснениями по ее применению мы обратились к разработчикам новых Правил – во ВНИИДАД. Из статьи вы узнаете, в какой том «гибридного» дела что следует включать. Как отражать такие дела в номенклатуре дел, а также в описях бумажных и электронных дел при их передаче на архивное хранение. Как делать «перекрестные» ссылки в описях, чтобы легче было находить разные тома одного «гибридного» дела. Как в описи отражать электронные подлинники и скан-копии документов. Когда может потребоваться оцифровка бумажных подлинников и, наоборот, распечатка электронных оригиналов. Наличие электронного фонда пользования для бумажных подлинников не приводит автоматически к формированию «гибридного» дела. Как появление закона о замещающем сканировании может повлиять на судьбу «гибридных» дел.

Как документировать уничтожение персональных данных

Штраф за неуничтожение в заданные сроки персональных данных для организации сейчас доходит до 500 000 руб., и Госдума рассматривает законопроект о его увеличении в несколько раз! Поэтому давайте разберемся, в каких ситуациях, в какие сроки надо уничтожать персданные, как это документально подтвердить, сколько потом хранить такие доказательства. Правила документирования установлены Роскомнадзором – объясняем, что он требует. Показываем образцы приказа о создании комиссии, акта об уничтожении персданных, уведомления работника об уничтожении персональных данных, которые использовались неправомерно. Предлагаем формулировки для ЛНА о порядке уничтожения таких конфиденциальных сведений, для договоров об обязательстве контрагента уничтожить передаваемые ему персданные.

Документы по годовому общему собранию акционеров и участников (в АО и ООО)

Когда ООО и АО должны провести годовые общие собрания своих владельцев. Какие документы по подготовке и проведению общих собраний участников (в ООО) и акционеров (в АО) надо оформлять. Сколько и где их хранить. Как формировать в дела. Описываем требования законодательства (которые порой конфликтуют между собой или содержат устаревшие формулировки). Показываем, как их реально выполнить на практике. Штрафы за ошибки для организаций доходят до 700 000 рублей. Поэтому важно быть очень внимательными при подготовке и проведении собраний высшего органа управления общества, при дальнейшем хранении документальных доказательств того, что все было сделано так, как надо!

Сколько дней отводится для ответа на обращение?

Вы поймете, на какие обращения можно ответить в течение 30 дней, и обнаружите, что на большинство обращений физических и юридических лиц коммерческая организация должна отвечать в течение 7 календарных дней (приводим ссылки на законы и судебную практику). Еще объясняем, когда действуют другие варианты сроков: 3 дня, 5 дней, 10 дней, 45 дней и др. Даем примеры расчета даты ответа на календаре – ​для сроков по Закону об обращениях граждан и исчисляемых по Гражданскому кодексу РФ (их методики различаются).

Порядок разработки номенклатуры дел

В конце года необходимо составить (или актуализировать имеющуюся) номенклатуру дел на следующий год. Если в вашей организации ее еще нет, то эта статья поможет исправить данную ошибку. Ведь без номенклатуры дел невозможно систематизировать имеющиеся документы и наладить соблюдение сроков их хранения. Мы объяснили, какие документы необходимо включить в номенклатуру дел, как сформировать заголовки дел (которые потом будут переноситься на их обложки), как их проиндексировать, как установить сроки хранения, какую структуру номенклатуры выбрать, чем отличается номенклатура дел организации от номенклатуры структурного подразделения, как оформить, подписать, согласовать и утвердить документ, что заполняется перед началом делопроизводственного года и что — по его окончании.

Личные карточки и личные дела: систематизация, оперативное хранение и передача в архив

По каким правилам хранить личные карточки и личные дела: где, как и сколько? Как вести Журнал регистрации личных дел, как заполнять их обложки? Что нужно сделать после увольнения сотрудника с его личной карточкой и личным делом? Когда их передавать в архив? Каковы плюсы и минусы сшива карточек и дел разных людей в общие наряды (дела) по году увольнения, как при этом систематизировать документы внутри? Как в описи дел по личному составу на передачу документов из отдела кадров в архив формулировать заголовки дел и томов (что в них включать в зависимости от выбранного способа систематизации)? Каковы особенности написания дат в описи дел? Что делать, если ранее уволенный человек вернулся работать в вашу организацию?

Обработка входящей корреспонденции

Эта статья посвящена участку работы, который есть в любой организации. Новичкам она поможет грамотно организовать данный процесс. А опытным специалистам – обучить своих подопечных. Ведь статья написана практиком, имеющим многолетний опыт работы как в классическом советском бумажном делопроизводстве, так и в смешанном документообороте современных банков. Даны советы, на что стоит обратить внимание в самом начале – при получении документа. Далее анализируются все этапы обработки: прием и сортировка корреспонденции, регистрация, направление на рассмотрение руководству, принятие управленческого решения (наложение резолюции), направление документа на исполнение, контроль исполнения и подшивка в дело исполненного документа. Наглядно демонстрируется, как ход обработки входящего документа отражается на нем самом в виде появления новых реквизитов / отметок, а также в регистрационных формах организации.