Top.Mail.Ru
Как в договоре может быть прописана дата окончания его действия? Какими документами можно оформить пролонгацию договора или его досрочное прекращение? Как быть, если в договоре вообще не указан срок его действия? Ответы на поставленные вопросы даны с юридическими комментариями, примерами формулировок договоров и образцами оформления документов.

Как часто вы сталкивались с ситуацией, когда в самый неподходящий момент вдруг обнаруживается, что срок действия именно того договора, который важен для вас, истекает, и нужно срочно что-то предпринять для продления его действия? Или еще хуже – при попытке обратиться к контрагенту, с которым заключен договор на оказание услуг, натыкаетесь на его уверенное заявление, что срок действия договора закончился, но, если у вас нет времени искать нового партера, то, конечно, контрагент может пойти вам навстречу и заключить с вами новый договор, но по цене в два раза большей, чем в ранее действовавшем.

Бывают и случаи, когда приходится спорить с контрагентом о том, истек или еще не истек срок действия договора на конкретную, интересующую вас дату.

Итогом подобных ситуаций могут стать убытки компании, которых можно было бы избежать, если бы вопросу действия договора уделялось достаточно внимания. А вы хотите научиться управлять сроком действия договоров? Авторы статьи предлагают свои разъяснения и советы, основанные на применении норм действующего гражданского законодательства.

Все имеет свой конец... Но какой?!

Договорные отношения (в которые стороны вступают путем подписания договора) изначально могут иметь срочный характер. Т.е. стороны договариваются выполнять определенные обязательства в течение ограниченного времени.

Но здесь есть свои тонкости. Дело в том, что момент окончания срока действия договора может быть прописан в нем по-разному. Более того, может быть предусмотрена возможность его пролонгации.

Если написана конкретная дата

Если в договоре указана конкретная дата, то вы имеете дело с самым простым вариантом. Посмотрите на формулировку пункта 13.1 в договоре, приведенном в Примере 1, и на пункт 5.1 в договоре из Примера 2. Что скажете? Эти договоры прекратят свое действие в один день?

Пример 1

Пример 2

Если срок определен точным моментом времени, то, как правило, проблем с установлением даты окончания его действия не возникает – дата установлена непосредственно в тексте договора. Однако и в этом случае возможны ситуации, когда условие о сроке договора в его тексте воспринимается не так, как того хотели стороны. Это может быть как следствием небрежного отношения к составлению текста договора, так и умышленным поведением контрагента, направленным на сознательное включение в договор такого условия о сроке его действия, которое влечет его двоякое толкование. В любом случае непонимание или незнание периода времени, в течение которого действует договор, может привести к неблагоприятным последствиям.

Формулировки договоров, предусматривающие точный момент окончания срока действия договора, включают, как правило, предлог «до» либо «по». Непонимание до конца истинного значения данных предлогов приводит на практике к ошибкам в толковании даты окончания срока действия договора.

Так вот. Договор из Примера 1 действует «по 04 февраля 2009 г.». Это означает, что 4 февраля и будет последним днем, когда договор еще будет действовать.

А договор из Примера 2 действует «до 04 февраля 2009 г.». Значит, последним днем его действия будет 3 февраля.

В большинстве договоров стороны вольны устанавливать любую дату окончания их действия. Но в ряде случаев в этот вопрос вмешивается закон, вводя свои ограничения. Т.е. стороны, конечно, назначают срок сами, но в пределах дозволенных временных границ.

Пример 3

Так, срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать 1 год, а договор аренды лесного участка не может превышать 49 лет (п. 5 ст. 75 и п. 3 ст. 72 Лесного кодекса РФ).

Для договора водопользования установлен предельный срок в 20 лет (ст. 14 Водного кодекса РФ).

Срок действия договора доверительного управления паевым инвестиционным фондом, указываемый в правилах управления им, не должен превышать 15 лет (ст. 12 Федерального закона от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ).

...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязателен? Что про оформление приказа надо конкретизировать в ЛНА?

Являются ли положения ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязательными? Если нет, то можно ли заложить иные правила оформления организационно-распорядительных документов в локальном нормативном акте организации? Как документировать добровольное присоединение организации к стандарту? Что в этом случае необходимо детализировать в Инструкции по делопроизводству организации об оформлении документов? Объясняем на примере приказов и распоряжений. Вопросы читателя стали поводом для подробного разбора этой интересной темы.

Деловая переписка с партнерами из арабского мира и Ирана

Показываем состав, правила оформления и схему расположения реквизитов делового письма, принятого в арабском мире и в Иране. У них много общего, но есть и отличия. Вы сразу заметите обилие этикетных фраз и даже уместность обращения к Богу. Зная структуру их письма, вы сможете в нем быстрее ориентироваться. И даже если будете сами составлять письмо на английском языке, сможете вложить в него привычные адресату формулировки. Обратите внимание на отличие их календаря от нашего. Показываем, как перевести «арабские» и «персидские» даты в наши и наоборот. А начинаем разговор с вопроса о том, на каком бланке письма отечественные организации ведут международную переписку и что советует ГОСТ Р 7.0.97-2016.

Как указать справочные данные об организации на бланке письма

Даем необходимый ликбез по составу сведений об организации на бланке письма. Как правильно написать юридический и почтовый адреса, телефон и факс, сайт и электронную почту, идентификационные коды и банковские реквизиты. Что из этого не могут указывать госорганы и органы местного самоуправления. Что предписывают нормативные документы и какая практика сложилась. Какие сложности с адресом надо учитывать (юридические последствия, порядок элементов адреса, возможные сокращения). Как использовать знаки препинания.

Можно ли ламинировать документы?

Прямого запрета ламинировать документ (запаивать в пленку) в законодательстве нет. Но вы рискуете при этом лишить его юридической силы! Во-первых, рассматриваем судебную практику, которая показывает, в чем проявляется ущербность заламинированного документа и когда она возникает. Во-вторых, нотариусы обычно отказываются удостоверять копии с заламинированных документов. Отдельно рассматриваем ситуацию с дипломами об образовании, подсказывая, как можно сгладить последствия допущенной оплошности в случае их ламинирования.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?