Почему организациям выгодно перейти на использование электронных счетов-фактур вместо бумажных? Какие деньги это принесет? Какие попытки уже предпринимались Правительством России и почему налоговые органы пока против?
Как страны Евросоюза реализовали задачу перехода с бумажных инвойсов и счетов-фактур на электронные и какой выигрыш с этого получили?
На наших необъятных просторах
Хотите получить от 10 до 18% стоимости покупки обратно?
Когда организация покупает товар или услугу, в большинстве случаев ей приходится оплачивать не только их цену, но и налог на добавленную стоимость (НДС). Чаще всего он составляет 18% от цены товара, очень редко – 10% и еще реже – 0% или «НДС не облагается». Если ваша организация получит документальное подтверждение, что в оплаченной стоимости товара / услуги есть НДС, то она сможет возместить его. Таким документом является счет-фактура.
Но с вычетом и возмещением НДС тоже не все просто. В упрощенном порядке картина выглядит следующим образом. За налоговый период, который по НДС сейчас составляет квартал, каждая организация «копит»:
- полученные от продавцов счета-фактуры с указанным в них размером перечисленного им НДС;
- собственные счета-фактуры, которые выставляются вашим клиентам и свидетельствуют о том, какой размер НДС они перечислили вам при покупке ваших товаров и услуг.
Далее разницу между полученным и уплаченным контрагентам НДС организация перечисляет в бюджет: 1
Налоговые органы зорко следят за правильностью оформления такого бумажного документа, как счет-фактура (как описан товар и его единицы измерения, какие данные о продавце и покупателе указаны, какие подписи присутствуют). Ведь если удастся признать счет-фактуру недействительным, то сумму указанного в нем НДС налоговики смогут заполучить от вас в бюджет.
Итак, с ценой вопроса мы разобрались. Теперь перейдем к сути выбранной нами проблемы – быть ли счету-фактуре электронным документом.
Попытки уже предпринимались
О необходимости использования электронных счетов-фактур уже давно говорят как деловые круги, так и представители государственных структур. В условиях, когда деловая деятельность все чаще осуществляется путем электронного обмена документами, традиционные бумажные счета-фактуры становятся помехой, и при их использовании организации несут существенные дополнительные расходы. Наибольшие сложности возникают при работе с иногородними и зарубежными контрагентами. Не секрет, что у некоторых крупных торговых компаний, ежегодно обрабатывающих миллионы подобных документов, складские площади под хранение счетов-фактур соизмеримы с площадями, отведенными для хранения товаров.
Потребность в переменах уже осознана и Правительством. Первые попытки перевести учет НДС в электронную форму и ввести электронные счета-фактуры были предприняты еще осенью 2003 года, когда Правительство РФ собиралось внести в Госдуму соответствующий законопроект. По словам Сергея Шаталова, 2 который был в то время первым заместителем Министра финансов РФ, законопроект предусматривал, что и покупатели, и продавцы при осуществлении сделок будут предоставлять информацию в налоговые органы с помощью электронных счетов-фактур. На введение электронных счетов-фактур, по оценке Правительства, потребовалось бы 2-3 года.
Одновременно с этим проектом обсуждалась возможность введения специальных банковских счетов для учета НДС. Правительство собиралось тщательно изучить опыт Болгарии и Украины, где такой механизм был введен, соответственно, с августа 2002 и с января 2003 года. 3
В октябре 2004 года при обсуждении на заседании Правительства вопроса о возможности введения с 2006 года электронной системы учета счетов-фактур руководители Министерства финансов выделили две проблемы:
- риск фальсификации счетов-фактур и
- необходимость серьезных финансовых вложений для реализации такого проекта. 4 На создание системы учета счетов-фактур Федеральная налоговая служба запросила 2 млрд рублей. 5
В конце 2004 года Министерство финансов решило полностью отказаться от идеи введения в России системы НДС-счетов. Однако в качестве меры по совершенствованию администрирования этого налога Правительство начало проработку варианта с введением с 2006 г. электронных реестров счетов-фактур. 6 Однако уже первые предварительные расчеты показали, что из государственного бюджета на создание такой единой информационной системы, способной обрабатывать до 15 млрд счетов-фактур в год, потребовалось бы около 1 млрд рублей. 7
«Низы» хотят, а «верхи» не могут
Чтобы убедить в насущности проблемы, приведем свои аргументы в виде цифр.
15 млрд счетов-фактур в год образуют 60 млн условных архивных дел. Учитывая срок их хранения (5 лет), в России в общей сложности хранятся порядка 300 млн условных дел со счетами-фактурами, которые занимают 7 500 погонных километров архивных полок.
На заседании Научно-методического совета архивных учреждений Приволжского федерального округа в сентябре 2007 года руководитель Федерального архивного агентства В.П. Козлов привел данные о том, что в среднем по стране стоимость хранения одного архивного дела составляет 19 рублей. 8 Произведя нехитрые...