Top.Mail.Ru
Что считать появлением на работе в пьяном виде? Как определить степень опьянения? В каких случаях работник не будет считаться виновным, а в каких ему не миновать расплаты? Быть уволенным за пьянство и получить запись об этом в свою трудовую книжку – это все равно, что получить «волчий билет». Поэтому «пострадавшие» не жалеют сил, оспаривая основание своего увольнения, и часто доводят дело до судебного разбирательства. Вот почему так важно правильно оформить целый комплект документов, который станет неоспоримым доказательством вашей правоты, – он избавит вас от человека, который создает проблемы и себе, и другим.
Мы уже отгуляли новогодние праздники, но впереди у нас 23 февраля и 8 Марта, а кроме того, еще много дней рождений и других знаменательных дат. К сожалению, далеко не все обладают таким замечательным качеством, как умеренность. И порой некоторые сотрудники позволяют себе лишнее, появляясь на работе в нетрезвом состоянии. Наркомания — другой бич нашего времени — тоже усложняет нам жизнь.

А стоит ли терпеть тех, кто сам постоянно игнорирует интересы окружающих, за кого приходится работать другим? Конечно же, нет! И законодатель предусмотрел для таких случаев специальное основание увольнения: в соответствии с подп. «б» п. 6 ст. 81 Трудового кодекса РФ1 работодатель по своей инициативе может расторгнуть трудовой договор в случае появления работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Данное основание позволит уволить горе-работника без каких-либо компенсаций. Попав в трудовую книжку, оно предупредит будущих работодателей о «слабостях» данного специалиста. Поэтому никто не захочет увидеть в своей трудовой книжке такую запись. А это — уже повод для конфликта, который может дойти до судебного разбирательства с целью оспорить данное увольнение. Чтобы обезопасить себя, работодателю важно соблюсти процедуру оформления увольнения на основании подп. «б» п. 6 ст. 81 ТК РФ. Мы решили рассказать вам, как это сделать грамотно.

Что считать появлением на работе в пьяном виде?

Для начала необходимо разобраться, что считать появлением работника на работе в пьяном виде.

Во-первых, определимся с «местом происшествия». Им считается не только непосредственно рабочее место, на котором в рабочее время сотрудник может быть замечен в пьяном виде, но и вся территория данной организации либо территория объекта, где по поручению работодателя этот сотрудник должен был выполнять трудовую функцию2.

Ситуация невыхода на работу по причине «нахождения в ином измерении» не подпадает под подп. «б» п. 6 ст. 81 ТК РФ. Здесь уже речь будет идти о прогуле.

Во-вторых, необходимо выяснить, имеется ли в действиях работника вина, т.е. добровольное приведение себя в состояние алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Ведь опьянение может быть вызвано приемом препаратов, содержащих наркотические вещества, по назначению врача. Нарушение технологии производства тоже может повлечь алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение. Кроме того, данные вещества могут быть приняты человеком по ошибке. Как видите, в перечисленных случаях вины работника нет!

Но если она есть, то Трудовой кодекс относит состояние алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения к однократному грубому нарушению трудовых обязанностей. А согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка по вине работника работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим статьям (ст. 81 ТК РФ).

Руководитель сам решает, каким дисциплинарным взысканием наказать провинившегося: ограничиваться ли замечанием или выговором либо сразу уволить. Все зависит от конкретной ситуации и людей.

В-третьих, важно определить степень опьянения.

В ст. 81 п. 6 подп. «б» ТК РФ введено понятие «состояние опьянения». В медицине различают следующие состояния, связанные с употреблением человеком алкоголя или иных наркотических и психотропных средств и веществ:

  1. Трезв, признаков употребления алкоголя нет.
  2. Установлен факт употребления алкоголя, признаки опьянения не выявлены.
  3. Алкогольное опьянение.
  4. Алкогольная кома.
  5. Состояние одурманивания, вызванное наркотическими или другими веществами.
  6. Трезв, имеются нарушения функционального состояния, требующие отстранения от работы с источником повышенной опасности по состоянию здоровья.

Под однократное грубое нарушение трудовых обязанностей, за которое к работнику может быть применена крайняя мера дисциплинарной ответственности (увольнение по ст. 81 п. 6 подп. «б» ТК РФ), подпадают только состояния, указанные в данном списке под номерами 3—5. Иные состояния, связанные с употреблением алкоголя и не подпадающие под понятие «алкогольное опьянение», могут квалифицироваться как дисциплинарные проступки и повлечь применение таких дисциплинарных взысканий, как замечание и выговор.

Степень опьянения определяет профессионал

Установить, какое именно состояние имеет место, могут только медицинские работники и только в результате ряда процедур, проводимых в рамках медицинского освидетельствования, результаты которого должны фиксироваться в медицинском заключении. Для этого работодатель должен руководствоваться общими правилами проведения медицинского освидетельствования граждан, которые содержатся в п. 2 «Временной инструкции Минздрава СССР от 01.09.1988 г. № 06-14/33-14 «О порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения».

Несмотря на то, что освидетельствование является юридически безупречным способом установления состояния алкогольного опьянения и его степени, большинству работодателей весьма сложно им воспользоваться. Ведь гражданин имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения на основании ст. 33 Закона РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1 (с изменениями на 30.06.2003 г.).

Наиболее отлаженная процедура установления состояния алкогольного опьянения существует в организациях транспорта, электроэнергетики и на иных особо опасных производствах. В таких организациях прежде чем допустить работника к работе, врач обязательно проводит медицинский предрейсовый, предполетный или предсменный осмотр. Результаты такого осмотра либо заносятся в специальные журналы, либо фиксируются в «протоколах трезвости».

На основании медицинского освидетельствования формулируется заключение, в котором характеризуется состояние человека на момент обследования (не только подтверждение факта употребления работником алкоголя, а именно степень опьянения). Результаты освидетельствования сообщаются человеку сразу же по окончании обследования. Лицам, доставившим освидетельствуемого для определения факта употребления алкоголя или состояния опьянения, выдается на руки протокол медицинского освидетельствования. При отсутствии сопровождающего лица протокол освидетельствования высылается по почте в адрес организации, направившей гражданина на освидетельствование (в нашем случае — работодателя).

Врач (фельдшер), производящий освидетельствование, составляет протокол медицинского освидетельствования по установленной форме в двух экземплярах. Закончив оформление протокола, он предлагает обследуемому сделать подробную запись об ознакомлении с результатами освидетельствования.

Отказ работника от медицинского освидетельствования оформляется в медицинской документации и подписывается отказавшимся от освидетельствования, а также медицинским работником....

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязателен? Что про оформление приказа надо конкретизировать в ЛНА?

Являются ли положения ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязательными? Если нет, то можно ли заложить иные правила оформления организационно-распорядительных документов в локальном нормативном акте организации? Как документировать добровольное присоединение организации к стандарту? Что в этом случае необходимо детализировать в Инструкции по делопроизводству организации об оформлении документов? Объясняем на примере приказов и распоряжений. Вопросы читателя стали поводом для подробного разбора этой интересной темы.

Деловая переписка с партнерами из арабского мира и Ирана

Показываем состав, правила оформления и схему расположения реквизитов делового письма, принятого в арабском мире и в Иране. У них много общего, но есть и отличия. Вы сразу заметите обилие этикетных фраз и даже уместность обращения к Богу. Зная структуру их письма, вы сможете в нем быстрее ориентироваться. И даже если будете сами составлять письмо на английском языке, сможете вложить в него привычные адресату формулировки. Обратите внимание на отличие их календаря от нашего. Показываем, как перевести «арабские» и «персидские» даты в наши и наоборот. А начинаем разговор с вопроса о том, на каком бланке письма отечественные организации ведут международную переписку и что советует ГОСТ Р 7.0.97-2016.

Как указать справочные данные об организации на бланке письма

Даем необходимый ликбез по составу сведений об организации на бланке письма. Как правильно написать юридический и почтовый адреса, телефон и факс, сайт и электронную почту, идентификационные коды и банковские реквизиты. Что из этого не могут указывать госорганы и органы местного самоуправления. Что предписывают нормативные документы и какая практика сложилась. Какие сложности с адресом надо учитывать (юридические последствия, порядок элементов адреса, возможные сокращения). Как использовать знаки препинания.

Можно ли ламинировать документы?

Прямого запрета ламинировать документ (запаивать в пленку) в законодательстве нет. Но вы рискуете при этом лишить его юридической силы! Во-первых, рассматриваем судебную практику, которая показывает, в чем проявляется ущербность заламинированного документа и когда она возникает. Во-вторых, нотариусы обычно отказываются удостоверять копии с заламинированных документов. Отдельно рассматриваем ситуацию с дипломами об образовании, подсказывая, как можно сгладить последствия допущенной оплошности в случае их ламинирования.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?