Top.Mail.Ru

Как банкам выполнить указание ЦБ РФ о хранении в электронном виде отдельных документов?

Попытки перевести кредитные организации на полноценный электронный юридически значимый документооборот предпринимаются давно. Пожалуй, самым значимым документом в этой связи является указание Центрального Банка РФ «О хранении в кредитной организации в электронном виде отдельных документов, связанных с оформлением бухгалтерских, расчетных и кассовых операций при организации работ по ведению бухгалтерского учета». Из статьи вы узнаете, какие важные вопросы этот документ оставил без внимания. Но мы занимаемся не только критикой. В условиях недостающей методической проработки вопроса объясняем, как можно действовать: даем технологию работы и предлагаем формы удобных документов. Это самое ценное и интересное!

Реалии сегодняшнего дня

В банковском сообществе активно обсуждается вопрос о переходе с бумажного документооборота на электронный юридически значимый документооборот.

Несмотря на принятое в ноябре 2009 года Центральным Банком РФ указание № 2346­У «О хранении в кредитной организации в электронном виде отдельных документов, связанных с оформлением бухгалтерских, расчетных и кассовых операций при организации работ по ведению бухгалтерского учета» (далее – Указание ЦБ РФ), данная проблема ­остается нерешенной.

В чем же, собственно, суть проблемы? В условиях принятых в нашей стране правил все операции, проводимые кредитными организациями, должны иметь «законное» основание, т.е. любая банковская проводка должна сопровождаться оформлением специальных документов на бумажном ­носителе с проставлением на нем соответствующих подписей, печатей и штампов.

Сегодня, в условиях широкого использования средств вычислительной техники и электронных каналов связи, расчетно­кассовые и другие услуги, оказываемые в банковском секторе, осуществляются с применением таких систем отдаленного доступа, как «Банк­Клиент», «Интернет­Клиент», «Клинт­Банк», с фиксацией всех проводимых операций в автоматизированных банковских системах; при этом все действия участников процесса удостоверяются всевозможными электронно­цифровыми подписями, сертификатами, паролями, ключами и т.д. Таким образом, предполагается, что кредитные организации, опережая страну на два шага, прочно ­перешли на рельсы электронного юридически значимого документооборота.

А что же мы получаем в реальности? Кредитные организации, с целью обеспечения собственной защиты от всевозможных «незаконных» действий, продолжают хранить большую часть обрабатываемых ими ­документов в бумажном виде.

Предположим, клиент кредитной организации, заключивший с ней договор об «удаленном обслуживании», осуществляет расчеты со своими контрагентами с помощью электронных средств, т.е. создает, удостоверяет и передает информацию в электронном виде. Кредитная организация, в свою очередь, используя определенные информационные ­технологии, обеспечивает защиту поступающей информации от ­несанкционированного ­доступа и возможность идентификации составителя документа.

Итак, если ранее, в «доинтернетовскую» эпоху, клиент печатал платежные поручения в офисе, собственноручно их подписывал, проставлял на них «синюю фирменную» печать и относил их в банк для дальнейшей обработки, то сейчас все эти операции клиент может осуществлять, не выходя из своего офиса или даже из дома: поручение, направленное клиентом, принято банком, его личность идентифицирована, проводка проведена и, что важно, – все совершенные операции зафиксированы и ­запротоколированы в автоматизированной банковский системе (далее – АБС).

Но как же нам в случае необходимости подтвердить законность (легитимность) проведенных платежей и какую «бумажку» можно будет представить в суде в качестве доказательства? Что предоставим? «Запись» проводки из АБС? И какой­нибудь крючкотвор задаст ехидный вопрос: «А где же подписи и печати?» Как вы докажете: первое, что платеж поступил именно от этого клиента, и второе, что данная операция действительно была проведена банком в полном объеме?

Естественно, реализуя обозначенную установку, наши многоуважаемые кредитные организации оформляют на бумаге (распечатывают, собирают ряд подписей и печатей) все проведенные ими операции в виде соответствующих документов: платежных поручений, мемориальных ордеров и так далее. А затем, после сверки и закрытия операционного дня, все юридически значимые документы на бумажных носителях будут мирно подшиты в папки, в так называемые «Документы операционного дня», с целью организации их дальнейшего хранения.

И печатают «монстроподобные» принтеры без остановки, поглощая свою добычу – убитый нами лес. Невольно вспомнились советские времена, когда о хорошей финской бумаге приходилось мечтать и сотрудники государственных офисов старались экономно относиться к каждому лис­ту: вторые экземпляры печатали на бумаге второго сорта, широко применялись бланки формата А5. А сейчас? Не жалко, печатай, принтер, – все оплачено. С таким аппетитом современных печатающих устройств нам не то что архивов, лесов не хватит!

О чем мы задумываемся, складывая тонны макулатуры на архивные полки? О том, что документ на бумажном носителе, оформленный в соответствии с требованиями правил бухгалтерского учета, безусловно, имеет юридическую силу и может служить доказательством в судебных и ­других инстанциях.

Поэтому, прежде чем переходить на хранение исключительно в электронном виде документов бухгалтерского учета, кредитная организация должна ответить на несколько вопросов:

  1. Какие виды документов кредитной организации можно хранить в электронном виде?
    Центральным Банком установлен перечень документов, хранение которых может осуществляться в электронном виде. Их конкретный ­состав каждый банк уточняет для себя по собственному усмотрению.

Фрагмент документа

Приложение № 1 к Указанию Центрального Банка РФ от 25.11.2009 № 2346­У «О хранении в кредитной организации в электронном виде отдельных документов, связанных с оформлением бухгалтерских, расчетных и ­кассовых операций при организации работ по ведению бухгалтерского учета»

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Кто и как отвечает в организации за работу с персональными данными

Показываем, как оформить приказ о назначении ответственного за организацию работы с персональными данными, как можно прописать его обязанности в должностной инструкции. Как оформить перечень работников, допущенных к работе с персональными данными (приказ и формулировки для должностных инструкций). Какое наказание могут понести эти категории лиц в случае нарушений: штрафы для работников доходят до 800 000 руб., а для организаций – до 18 000 000 руб.(систематизировали варианты нарушений и административную ответственность за них в виде таблиц). Как их планируют еще ужесточить! В Уголовном кодексе дело дойдет до лишения свободы. Объясняем, кто подпадает под дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

Как учитывать и хранить «гибридные» дела

В новых архивных Правилах 2023 года появилась целая глава, посвященная работе с «гибридными» делами (включающими одновременно и бумажные, и электронные документы). За разъяснениями по ее применению мы обратились к разработчикам новых Правил – во ВНИИДАД. Из статьи вы узнаете, в какой том «гибридного» дела что следует включать. Как отражать такие дела в номенклатуре дел, а также в описях бумажных и электронных дел при их передаче на архивное хранение. Как делать «перекрестные» ссылки в описях, чтобы легче было находить разные тома одного «гибридного» дела. Как в описи отражать электронные подлинники и скан-копии документов. Когда может потребоваться оцифровка бумажных подлинников и, наоборот, распечатка электронных оригиналов. Наличие электронного фонда пользования для бумажных подлинников не приводит автоматически к формированию «гибридного» дела. Как появление закона о замещающем сканировании может повлиять на судьбу «гибридных» дел.

Как документировать уничтожение персональных данных

Штраф за неуничтожение в заданные сроки персональных данных для организации сейчас доходит до 500 000 руб., и Госдума рассматривает законопроект о его увеличении в несколько раз! Поэтому давайте разберемся, в каких ситуациях, в какие сроки надо уничтожать персданные, как это документально подтвердить, сколько потом хранить такие доказательства. Правила документирования установлены Роскомнадзором – объясняем, что он требует. Показываем образцы приказа о создании комиссии, акта об уничтожении персданных, уведомления работника об уничтожении персональных данных, которые использовались неправомерно. Предлагаем формулировки для ЛНА о порядке уничтожения таких конфиденциальных сведений, для договоров об обязательстве контрагента уничтожить передаваемые ему персданные.

Документы по годовому общему собранию акционеров и участников (в АО и ООО)

Когда ООО и АО должны провести годовые общие собрания своих владельцев. Какие документы по подготовке и проведению общих собраний участников (в ООО) и акционеров (в АО) надо оформлять. Сколько и где их хранить. Как формировать в дела. Описываем требования законодательства (которые порой конфликтуют между собой или содержат устаревшие формулировки). Показываем, как их реально выполнить на практике. Штрафы за ошибки для организаций доходят до 700 000 рублей. Поэтому важно быть очень внимательными при подготовке и проведении собраний высшего органа управления общества, при дальнейшем хранении документальных доказательств того, что все было сделано так, как надо!

Сколько дней отводится для ответа на обращение?

Вы поймете, на какие обращения можно ответить в течение 30 дней, и обнаружите, что на большинство обращений физических и юридических лиц коммерческая организация должна отвечать в течение 7 календарных дней (приводим ссылки на законы и судебную практику). Еще объясняем, когда действуют другие варианты сроков: 3 дня, 5 дней, 10 дней, 45 дней и др. Даем примеры расчета даты ответа на календаре – ​для сроков по Закону об обращениях граждан и исчисляемых по Гражданскому кодексу РФ (их методики различаются).

Порядок разработки номенклатуры дел

В конце года необходимо составить (или актуализировать имеющуюся) номенклатуру дел на следующий год. Если в вашей организации ее еще нет, то эта статья поможет исправить данную ошибку. Ведь без номенклатуры дел невозможно систематизировать имеющиеся документы и наладить соблюдение сроков их хранения. Мы объяснили, какие документы необходимо включить в номенклатуру дел, как сформировать заголовки дел (которые потом будут переноситься на их обложки), как их проиндексировать, как установить сроки хранения, какую структуру номенклатуры выбрать, чем отличается номенклатура дел организации от номенклатуры структурного подразделения, как оформить, подписать, согласовать и утвердить документ, что заполняется перед началом делопроизводственного года и что — по его окончании.

Личные карточки и личные дела: систематизация, оперативное хранение и передача в архив

По каким правилам хранить личные карточки и личные дела: где, как и сколько? Как вести Журнал регистрации личных дел, как заполнять их обложки? Что нужно сделать после увольнения сотрудника с его личной карточкой и личным делом? Когда их передавать в архив? Каковы плюсы и минусы сшива карточек и дел разных людей в общие наряды (дела) по году увольнения, как при этом систематизировать документы внутри? Как в описи дел по личному составу на передачу документов из отдела кадров в архив формулировать заголовки дел и томов (что в них включать в зависимости от выбранного способа систематизации)? Каковы особенности написания дат в описи дел? Что делать, если ранее уволенный человек вернулся работать в вашу организацию?

Обработка входящей корреспонденции

Эта статья посвящена участку работы, который есть в любой организации. Новичкам она поможет грамотно организовать данный процесс. А опытным специалистам – обучить своих подопечных. Ведь статья написана практиком, имеющим многолетний опыт работы как в классическом советском бумажном делопроизводстве, так и в смешанном документообороте современных банков. Даны советы, на что стоит обратить внимание в самом начале – при получении документа. Далее анализируются все этапы обработки: прием и сортировка корреспонденции, регистрация, направление на рассмотрение руководству, принятие управленческого решения (наложение резолюции), направление документа на исполнение, контроль исполнения и подшивка в дело исполненного документа. Наглядно демонстрируется, как ход обработки входящего документа отражается на нем самом в виде появления новых реквизитов / отметок, а также в регистрационных формах организации.