Top.Mail.Ru

За нарушение порядка хранения документов начали штрафовать!

Речь идет о внушительных штрафах в 200 000 и 500 000 рублей, которым уже подвергаются организации за нарушение порядка хранения документов. Мы рассказываем, в каких случаях и какие решения принимают суды. Эту информацию вы сможете использовать, во-первых, чтобы понять, что нужно исправить в своей работе, и, во-вторых, чтобы убедить руководство собственной организации в важности вашей работы и необходимости исправления ситуации, если оно того требует. И пусть потом не говорят, что вы их не предупреждали!

Год назад, рассказывая читателям нашего журнала об ужесточении требований к управлению документами в коммерческих организациях, мы обращали внимание на то, что введение новых статей в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях может серьезно усложнить жизнь акционерных обществ.

Речь шла о том, что среди прегрешений, за которые общество могло быть привлечено к ответственности, было указано и нарушение порядка хранения документов. В законах «Об обществах с ограниченной ответственностью» и «Об акционерных обществах» соответствующие требования несколько отличаются:

Фрагмент документа

Федеральный закон № 14-ФЗ от 08.02.1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью». Статья 50 «Хранение документов общества»

2. Общество хранит документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества.

Фрагмент документа

Федеральный закон № 208-ФЗ от 26.12.1995 г. «Об акционерных обществах». Статья 89 «Хранение документов общества»

2. Общество хранит документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, по месту нахождения его исполнительного органа в порядке и в течение сроков, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Получается, что если ООО имеет возможность самостоятельно установить место хранения своих документов, то для акционерных обществ уже законом установлено, что они должны хранить документы в зданиях, где размещается их исполнительный орган. Правила хранения и сроки хранения для АО устанавливает сейчас Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР).

Неисполнение этих требований может повлечь за собой для акционерных обществ существенные штрафные санкции:

Фрагмент документа

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Статья 13.25 «Нарушение требований законодательства о хранении документов» (введена Федеральным законом от 09.02.2009 г. № 9-ФЗ)

Размер административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Какая складывается практика?

Одно дело – появление новых жестких требований законодателя и совсем другое – как это реально будет применяться. При мониторинге арбитражной практики нами выявлено четыре интересных судебных дела по привлечению организаций к административной ответственности по статье 13.25. Общим для всех дел является то, что штрафные санкции накладывались подразделениями Федеральной службы по финансовым рынкам в размере 200 тысяч рублей за нарушение установленного порядка и сроков хранения документов, которые предусмотрены законодательством об акционерных обществах.

Суды определяли наличие факта нарушения на основе дословного толкования нормативных актов ФКЦБ (ФСФР), прежде всего «Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ», утвержденного постановлением ФКЦБ № 03-33/пс от 16.07.2003 г. (далее – Положение). В одном судебном деле решение принималось на основе «Порядка ведения внутреннего учета сделок, включая срочные сделки, и операций с ценными бумагами профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами», утвержденного постановлением ФКЦБ России и Минфина РФ от 11.12.2001 г. № 32, 108н.

В трех случаях суд признал вину общества и только однажды встал на сторону акционерного общества. В настоящее время по двум судебным спорам поданы апелляции, которые должны быть рассмотрены в самом конце июля 2010 года.

Теперь рассмотрим каждое из этих дел более подробно. В первом случае общество было оштрафовано за то, что допустило утрату документов и не предприняло мер к их восстановлению.

Судебно-арбитражная практика

При проведении плановой выездной проверки деятельности ЗАО «Овощевод» было установлено, что главный бухгалтер общества в середине января 2009 г. вывез в подвальное помещение гаража все документы предприятия о текущей бухгалтерской отчетности, включая входящую и исходящую корреспонденцию за 2009 г., папку с протоколами Совета директоров, решениями общих собраний и относящиеся к ним документы до 1 января 2009 г. До этого они находились дома у главного бухгалтера. В конце января 2009 г. подвал подвергся подтоплению и все находящиеся в нем документы пришли в негодность, текст на них был размыт и главный бухгалтер выбросил их.

Организации было вменено нарушение:

  • п. 3.6 Положения, по которому подлежащие хранению документы до передачи их в архив общества должны храниться в рабочих комнатах по месту нахождения исполнительного органа общества, и
  • п. 3.4, где говорится, что хранению подлежат подлинники документов общества. В случае же утраты или повреждения подлинника документа общество должно хранить заверенные в установленном порядке копии документов. Об утрате или повреждении подлинника документа должен быть составлен соответствующий акт с указанием причины утраты или повреждения, приобщаемый к передаваемой на хранение копии документа общества и подлежащий хранению вместе с ней.

Поскольку ничего этого не было сделано, общество было оштрафовано на 200 тысяч рублей!

(Решение Арбитражного суда Краснодарского края по делу № А32-4676/2010-51/155-74АЖ от 11.03.2010; постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А32-4676/2010 от 28.05.2010)

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Кто и как отвечает в организации за работу с персональными данными

Показываем, как оформить приказ о назначении ответственного за организацию работы с персональными данными, как можно прописать его обязанности в должностной инструкции. Как оформить перечень работников, допущенных к работе с персональными данными (приказ и формулировки для должностных инструкций). Какое наказание могут понести эти категории лиц в случае нарушений: штрафы для работников доходят до 800 000 руб., а для организаций – до 18 000 000 руб.(систематизировали варианты нарушений и административную ответственность за них в виде таблиц). Как их планируют еще ужесточить! В Уголовном кодексе дело дойдет до лишения свободы. Объясняем, кто подпадает под дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

Как учитывать и хранить «гибридные» дела

В новых архивных Правилах 2023 года появилась целая глава, посвященная работе с «гибридными» делами (включающими одновременно и бумажные, и электронные документы). За разъяснениями по ее применению мы обратились к разработчикам новых Правил – во ВНИИДАД. Из статьи вы узнаете, в какой том «гибридного» дела что следует включать. Как отражать такие дела в номенклатуре дел, а также в описях бумажных и электронных дел при их передаче на архивное хранение. Как делать «перекрестные» ссылки в описях, чтобы легче было находить разные тома одного «гибридного» дела. Как в описи отражать электронные подлинники и скан-копии документов. Когда может потребоваться оцифровка бумажных подлинников и, наоборот, распечатка электронных оригиналов. Наличие электронного фонда пользования для бумажных подлинников не приводит автоматически к формированию «гибридного» дела. Как появление закона о замещающем сканировании может повлиять на судьбу «гибридных» дел.

Как документировать уничтожение персональных данных

Штраф за неуничтожение в заданные сроки персональных данных для организации сейчас доходит до 500 000 руб., и Госдума рассматривает законопроект о его увеличении в несколько раз! Поэтому давайте разберемся, в каких ситуациях, в какие сроки надо уничтожать персданные, как это документально подтвердить, сколько потом хранить такие доказательства. Правила документирования установлены Роскомнадзором – объясняем, что он требует. Показываем образцы приказа о создании комиссии, акта об уничтожении персданных, уведомления работника об уничтожении персональных данных, которые использовались неправомерно. Предлагаем формулировки для ЛНА о порядке уничтожения таких конфиденциальных сведений, для договоров об обязательстве контрагента уничтожить передаваемые ему персданные.

Документы по годовому общему собранию акционеров и участников (в АО и ООО)

Когда ООО и АО должны провести годовые общие собрания своих владельцев. Какие документы по подготовке и проведению общих собраний участников (в ООО) и акционеров (в АО) надо оформлять. Сколько и где их хранить. Как формировать в дела. Описываем требования законодательства (которые порой конфликтуют между собой или содержат устаревшие формулировки). Показываем, как их реально выполнить на практике. Штрафы за ошибки для организаций доходят до 700 000 рублей. Поэтому важно быть очень внимательными при подготовке и проведении собраний высшего органа управления общества, при дальнейшем хранении документальных доказательств того, что все было сделано так, как надо!

Сколько дней отводится для ответа на обращение?

Вы поймете, на какие обращения можно ответить в течение 30 дней, и обнаружите, что на большинство обращений физических и юридических лиц коммерческая организация должна отвечать в течение 7 календарных дней (приводим ссылки на законы и судебную практику). Еще объясняем, когда действуют другие варианты сроков: 3 дня, 5 дней, 10 дней, 45 дней и др. Даем примеры расчета даты ответа на календаре – ​для сроков по Закону об обращениях граждан и исчисляемых по Гражданскому кодексу РФ (их методики различаются).

Порядок разработки номенклатуры дел

В конце года необходимо составить (или актуализировать имеющуюся) номенклатуру дел на следующий год. Если в вашей организации ее еще нет, то эта статья поможет исправить данную ошибку. Ведь без номенклатуры дел невозможно систематизировать имеющиеся документы и наладить соблюдение сроков их хранения. Мы объяснили, какие документы необходимо включить в номенклатуру дел, как сформировать заголовки дел (которые потом будут переноситься на их обложки), как их проиндексировать, как установить сроки хранения, какую структуру номенклатуры выбрать, чем отличается номенклатура дел организации от номенклатуры структурного подразделения, как оформить, подписать, согласовать и утвердить документ, что заполняется перед началом делопроизводственного года и что — по его окончании.

Личные карточки и личные дела: систематизация, оперативное хранение и передача в архив

По каким правилам хранить личные карточки и личные дела: где, как и сколько? Как вести Журнал регистрации личных дел, как заполнять их обложки? Что нужно сделать после увольнения сотрудника с его личной карточкой и личным делом? Когда их передавать в архив? Каковы плюсы и минусы сшива карточек и дел разных людей в общие наряды (дела) по году увольнения, как при этом систематизировать документы внутри? Как в описи дел по личному составу на передачу документов из отдела кадров в архив формулировать заголовки дел и томов (что в них включать в зависимости от выбранного способа систематизации)? Каковы особенности написания дат в описи дел? Что делать, если ранее уволенный человек вернулся работать в вашу организацию?

Обработка входящей корреспонденции

Эта статья посвящена участку работы, который есть в любой организации. Новичкам она поможет грамотно организовать данный процесс. А опытным специалистам – обучить своих подопечных. Ведь статья написана практиком, имеющим многолетний опыт работы как в классическом советском бумажном делопроизводстве, так и в смешанном документообороте современных банков. Даны советы, на что стоит обратить внимание в самом начале – при получении документа. Далее анализируются все этапы обработки: прием и сортировка корреспонденции, регистрация, направление на рассмотрение руководству, принятие управленческого решения (наложение резолюции), направление документа на исполнение, контроль исполнения и подшивка в дело исполненного документа. Наглядно демонстрируется, как ход обработки входящего документа отражается на нем самом в виде появления новых реквизитов / отметок, а также в регистрационных формах организации.