Top.Mail.Ru
С какой даты и в течение какого времени может действовать доверенность? Что будет, если не указать дату ее совершения или срок действия? Что можно передоверить? Как оформить преждевременное прекращение доверенности?

Дата выдачи и срок действия доверенности

Максимальный срок, на который может быть выдана доверенность, составляет 3 года. При отсутствии указания о сроке доверенность действует в течение 1 года со дня ее совершения.

Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна. Признание доверенности недействительной из-за отсутствия этой даты возможно по требованию любого заинтересованного лица и по инициативе суда в соответствии с общими правилами абз. 2 п. 2 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации1. Признание доверенности ничтожной означает, что она никаких правовых последствий не влечет, а лицо, получившее такую доверенность, не имеет описанных в ней полномочий.

Судебно-арбитражная практика

Суд разъяснил, что доверенность - письменный документ, для действительности которого необходимо наличие на нем обязательных реквизитов. Обязательным реквизитом доверенности является дата ее совершения (ст. 186 ГК РФ). Другим обязательным реквизитом является подпись доверителя. Отсутствие в доверенности этих реквизитов делает ее юридически ничтожной.

(Постановление ФАС СКО от 10.01.2007 № Ф08-6607/2006 по делу № А64-318/2004-С3)

То, что доверенность без указания даты ее совершения ничтожна, споров не вызывает. А вот как исчислять срок действия доверенности, требуется пояснить.

Доверенность, согласно ГК РФ, является сделкой. И по общему правилу, в соответствии со ст. 191 ГК РФ, "течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало". Но для доверенностей установлено специальное правило (п. 1 ст. 186 ГК РФ): доверенность считается действительной со дня ее совершения.

Судебно-арбитражная практика

Суд счел ошибочной позицию, в соответствии с которой срок действия доверенности начинает течь по правилам ст. 191 ГК РФ на следующий день после календарной даты, указанной в доверенности. В этой связи суд, ссылаясь на п. 1 ст. 186 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснил, что доверенность считается действительной со дня ее совершения.

(Постановление 13 ААС от 11.02.2009 по делу № А42-3501/2008)

Поясним данное правило на примере:

Пример 14

Если на доверенности стоит дата ее совершения 5 июня 2010 года, то вступит она в действие в тот же день - 5 июня 2010 года в соответствии с п. 1 ст. 186 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Если при этом срок действия доверенности указан как "один год", то действовать она будет по 4 июня 2011 года включительно. Несмотря на то, что этот день является выходным (субботой), срок действия доверенности не продлевается до ближайшего рабочего дня (до понедельника), как это бывает со сроками, например, в трудовых отношениях.

Кроме того, следует помнить, что в соответствии с п. 2 ст. 186 ГК РФ "удостоверенная нотариусом доверенность, предназначенная для совершения действий за границей и не содержащая указания о сроке ее действия, сохраняет силу до ее отмены лицом, выдавшим доверенность". Значит, такая доверенность, если она удостоверена нотариусом, сохраняет силу, пока сам доверитель ее не отменит.

А вот в отношении срока действия доверенностей, выданных иностранным лицом на территории иных государств, ГК РФ ничего не говорит. Поэтому посмотрим, какой точки зрения придерживается суд:

Судебно-арбитражная практика

По мнению налогового органа, контракт от имени иностранного лица был подписан лицом на основании доверенности, срок действия которой по правилам п. 1 ст. 186 ГК РФ истек. Но суд не согласился с этим доводом, указав, что спорная доверенность была исполнена в другом государстве и в части срока ее действия должна была отвечать требованиям законодательства того государства, а не требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации.

(Постановление ФАС ПО от 18.10.2006 по делу № А55-30868/05-34)

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязателен? Что про оформление приказа надо конкретизировать в ЛНА?

Являются ли положения ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязательными? Если нет, то можно ли заложить иные правила оформления организационно-распорядительных документов в локальном нормативном акте организации? Как документировать добровольное присоединение организации к стандарту? Что в этом случае необходимо детализировать в Инструкции по делопроизводству организации об оформлении документов? Объясняем на примере приказов и распоряжений. Вопросы читателя стали поводом для подробного разбора этой интересной темы.

Деловая переписка с партнерами из арабского мира и Ирана

Показываем состав, правила оформления и схему расположения реквизитов делового письма, принятого в арабском мире и в Иране. У них много общего, но есть и отличия. Вы сразу заметите обилие этикетных фраз и даже уместность обращения к Богу. Зная структуру их письма, вы сможете в нем быстрее ориентироваться. И даже если будете сами составлять письмо на английском языке, сможете вложить в него привычные адресату формулировки. Обратите внимание на отличие их календаря от нашего. Показываем, как перевести «арабские» и «персидские» даты в наши и наоборот. А начинаем разговор с вопроса о том, на каком бланке письма отечественные организации ведут международную переписку и что советует ГОСТ Р 7.0.97-2016.

Как указать справочные данные об организации на бланке письма

Даем необходимый ликбез по составу сведений об организации на бланке письма. Как правильно написать юридический и почтовый адреса, телефон и факс, сайт и электронную почту, идентификационные коды и банковские реквизиты. Что из этого не могут указывать госорганы и органы местного самоуправления. Что предписывают нормативные документы и какая практика сложилась. Какие сложности с адресом надо учитывать (юридические последствия, порядок элементов адреса, возможные сокращения). Как использовать знаки препинания.

Можно ли ламинировать документы?

Прямого запрета ламинировать документ (запаивать в пленку) в законодательстве нет. Но вы рискуете при этом лишить его юридической силы! Во-первых, рассматриваем судебную практику, которая показывает, в чем проявляется ущербность заламинированного документа и когда она возникает. Во-вторых, нотариусы обычно отказываются удостоверять копии с заламинированных документов. Отдельно рассматриваем ситуацию с дипломами об образовании, подсказывая, как можно сгладить последствия допущенной оплошности в случае их ламинирования.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?