Когда вас заваливают чужой работой (пусть даже под разными предлогами не только шеф, но и коллеги), то речь идет о банальной манипуляции. Предлагаем научиться распознавать манипуляторов и грамотно говорить «нет», чтобы «овцы были целы и волки были сыты».
Идеальный секретарь должен все знать, все помнить и вовремя предупреждать, быть предусмотрительным, предугадывать мысли и, особенно, плохое расположение духа шефа! Должен угадывать его мысли или хотя бы понимать с полуслова, знать делопроизводство, планировать и переносить встречи, расставлять дела по степени важности. В общем, эдакий офисный «киборг» приятной наружности – «и швец, и жнец, и на дуде игрец».
День начинается. «Верочка (Сонечка, Людочка, Наталья, Марья Ивановна и т.д.), подготовь приказ, принеси кофе, найди моему отпрыску в Интернете реферат по ботанике, обзвони аптеки – разыщи лекарство для тещи, назначь встречу с Петром Петровичем». Как назло, ни раньше ни позже прибегает замначальника и небрежно кидает на стол пачку бумаги: «Перепечатай отчет, срочно, мой помощник занят». С лисьей улыбочкой подкрадывается сотрудница соседнего отдела: «Выручи, ты же мне всегда помогала, замолви словечко, чтобы отгул подписали». Ну, конечно, понимаю, в вас борются противоречивые чувства: хочется всех послать за звездочкой (как в известной песне), не ударить в грязь лицом (вы же ого-го какой профи!) и не испортить отношения с окружающими, быть для всех хорошей.
Хватит! Вы не червонец, чтобы всем нравиться, и не рабыня Изаура, чтобы с рабской покорностью выполнять то, что выходит за рамки служебных обязанностей. Будем учиться распознавать манипуляторов и грамотно говорить «нет», чтобы «и овцы были целы, и волки сыты».
Искусство манипуляции
Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности поступков людей. И, общаясь со своим начальником или коллегами, каждый, так или иначе, сознательно или стихийно, опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени вообще учитывает их в общении, он может как облегчить себе деловое общение (сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей), так и затруднить или даже сделать это общение невозможным. Для того чтобы оно было конструктивным, необходимы:
- Понимание целей, задач, психологического состояния партнера по общению.
- Способность к пониманию личностных особенностей партнера.
- Способность ставить себя на место партнера.
- Доверительность коммуникаций:
- открытая демонстрация своих намерений;
- проявление доброжелательности по отношению к партнеру;
- деловая компетентность;
- убедительные манеры;
- устранение недопонимания.
Причинами недопонимания часто являются:
- склонность не говорить того, что человек действительно думает и хочет;
- стремление говорить то, что кажется целесообразным в данной ситуации, а не то, что в действительности хотелось бы сообщить;
- желание говорить самому, неумение слушать других;
- стремление слушать других не с целью услышать, а с целью оценить говорящего.
Манипуляция – это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений.
Как показывает моя практика, в настоящее время очень многих интересует именно манипулятивное общение. Что же, это вполне объяснимо, так как очень важно самому научиться управлять поведением других (подчеркиваю – конструктивно) и при этом уметь избежать манипуляций по отношению к себе. Для вас я постараюсь приоткрыть некоторые маленькие тайны особенностей деловых манипуляций.
Каждая ситуация, в которой мы участвуем, – это театральное действие: налицо все жанры (от комедии до трагедии), действие интерактивное (еще минуту...