Сражу же после принятия новых «Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» встал вопрос, является ли несоблюдение госорганами данных Правил при оформлении своих решений основанием для признания соответствующих документов недействительными? Или это лишь мелкое нарушение, на которое не стоит обращать внимания? Ответ уже есть – первое судебное решение принято! Думаем, что оно будет интересно всем специалистам в области управления документами.
По оценке специалистов в области управления документами, одним из наиболее важных моментов, связанных с введением в действие новых правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, является обязательность их применения. Я уже писала в одной из своих статей, что «коммерческие организации и граждане могут использовать положения «Правил», содержащие обязательные требования к оформлению документов, а также нюансы данных в «Правилах» определений ключевых терминов для того, чтобы требовать признания выпущенных государственными органами документов недействительными ввиду нарушения правил их оформления».
Эти предположения начали оправдываться. В Арбитражном суде Калужской области (дело № А23-5965/09А-9-289 от 14 декабря 2009 года) впервые на основании положений Правил была предпринята попытка признать незаконным и отменить постановление Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству по делу об административном правонарушении.
Заявитель – индивидуальный предприниматель – оспаривал данное постановление, в том числе и на основании того, что его бланк «не соответствует требованиям, установленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти»».
К сожалению, в постановлении суда не указано, какой конкретно пункт правил, по мнению заявителя, был нарушен. Поэтому предлагаю рассмотреть все пункты Правил, в которых упоминаются бланки организаций. Их всего четыре.
Фрагмент документа
Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти (утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 г. № 477)
5. Документы, создаваемые в федеральном органе исполнительной власти, оформляются на бланках, на стандартных листах бумаги формата А4 (210 х 297 мм) или А5 (148 х 210 мм).
6. Бланки федерального органа исполнительной власти разрабатываются на основе углового или продольного варианта расположения реквизитов. При угловом варианте реквизиты бланка располагаются в верхнем левом углу листа. При продольном варианте реквизиты бланка располагаются посередине листа вдоль верхнего поля.
7. Каждый лист документа, оформленный как на бланке, так и на стандартном листе бумаги, должен иметь поля не менее 20 мм – левое, 10 мм – правое, 20 мм верхнее и 20 мм – нижнее.
8. Образцы бланков утверждаются приказом руководителя федерального органа исполнительной власти.
В постановлении суда приведено официальное мнение государственного органа: «В отношении нарушений норм, связанных с оформлением оспариваемого заявителем постановления, Управление считает, что эти нормы не регулируют вопросы, связанные с порядком привлечения заявителя к административной ответственности, поэтому их нарушение не является основанием для признания оспариваемого постановления незаконным».
Переводя слова чиновника на русский язык, мы получаем следующее: территориальное управление Росрыболовства считает, что нарушение установленного нормативными актами порядка оформления документа не может служить основанием для признания его незаконным. Однако стоит обратить внимание на то, что вопрос о законности или незаконности того или иного принятого государственным органом решения – лишь одна сторона медали. Чтобы придать решению государственного органа юридическую силу, необходимо его правильно задокументировать, и именно в этот момент обязательные положения Правил начинают играть важную роль.
Суд решил спор в пользу предпринимателя, основываясь на положениях других законодательно-нормативных актов. В решении суд старательно обошел вопрос об оценке нарушений правил делопроизводства, указав, однако, что «иные доводы заявителя, в том числе связанные с нарушением норм о делопроизводстве, не подтверждают наличие оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены оспариваемого постановления».
С моей точки зрения, этот аргумент достаточно важен и на него стоит обратить внимание. В статье 211 АПК речь идет о том, что суд при оспаривании решения о привлечении к административной ответственности исследует вопрос о том, соответствует ли действующему законодательству само принятие решение (т.е. содержание документа) и порядок его принятия (т.е. процедура):
Фрагмент документа
Пункт 2 статьи 211 «Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности» Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В данном случае заявитель попытался сыграть и на том, что постановление территориального управления Росрыболовства было напечатано на бланке, не удовлетворяющем обязательным нормативным требованиям. Согласна, что под данную статью это нарушение подвести сложно.
С моей точи зрения, в такой ситуации выгоднее настаивать на том, что вследствие нарушения обязательных правил оформления документов государственных органов юридически значимый документ вообще не был создан – не затрагивая содержание этого документа.
Можно с уверенностью сказать, что данное разбирательство – лишь первая ласточка и что скоро мы увидим новые судебные дела, где положения Правил делопроизводства в ФОИВ будут использоваться против органов государственной власти. Да и рассмотрение данного дела тоже может продолжиться в вышестоящих судебных инстанциях.