Top.Mail.Ru

Должностная инструкция специалиста ДОУ в вопросах и ответах

В последнее время среди вопросов наших читателей все чаще встречаются те, что касаются круга должностных обязанностей. Ведь следствием сокращения штата организации становится усиление нагрузки на оставшихся работников. И вот о чем нас спрашивают: могут ли увеличить круг обязанностей, ранее зафиксированный в должностной инструкции? Каковы последствия, если работник против? Как внести изменения? Можно ли отразить в трудовой книжке дополнительные должности? и др. Мы решили разобраться в этом основательно и подготовили для вас целую статью.

В трудовом законодательстве не предусмотрена обязанность работодателя разрабатывать и применять должностные инструкции. Вместе с тем вопросы работников часто связаны именно с включением в должностные инструкции определенных обязанностей, внесением изменений в должностные инструкции, а также пересмотром обязанностей и их расширением в связи с кризисом и сокращением штата организации.

Вопрос в тему
Куда:  delo@delo-press.ru
Тема:  Бесплатные консультации
От кого: Марина Юрьевна Мурсаикова, г. Салават

Ситуация следующая. Из штата отдела ДОУ выводят секретарей и вводят в штат протокольного отдела. Издаются соответствующие распорядительные документы «Об изменении штатного расписания». При этом необходимо разработать и утвердить должностные инструкции на вновь введенные должности. Вопросы:

1. Определено ли каким-нибудь документом, сколько времени дается на разработку должностных инструкций и положений о подразделении?

2. При разработке новой должностной инструкции на секретаря руководитель, пересмотрев его обязанности, понимает, что старая инструкция не соответствует реальной картине, и решает расписать их более подробно (но не более того). При этом во время ознакомления секретариата с новыми должностными обязанностями один из секретарей отказывается подписывать новую, уже утвержденную инструкцию, ссылаясь на то, что уж больно много там всего написано по сравнению с прошлым документом, и соглашается подписать инструкцию только в случае повышения зарплаты. Правомерны ли действия сотрудника в данной ситуации? Как поступить работодателю? Можно ли уволить данного сотрудника? И как работодателю застраховать себя от подобных ситуаций? Расскажите, как документально провести данную процедуру?

Заранее благодарю!

На протяжении статьи мы приведем несколько разных, наиболее показательных вопросов из полученных редакцией журнала и постараемся на них ответить. Причем заметьте: спрашивают нас не только работники, интересы которых порой ущемляют, но и руководители, которым нужно организовать выполнение возложенных на подразделение обязанностей.

Должностная инструкция обязательна?

Трудовая функция согласно ст. 57 ТК РФ – это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, а также конкретный вид поручаемой сотруднику работы.

Законодательством не предусмотрена обязанность работодателя разрабатывать и применять должностные инструкции, а установлено только понятие трудовой функции, которая должна быть определена. И сделать это можно:

  • как в трудовом договоре (без составления должностной инструкции),
  • так и в должностной инструкции (это будет более подробно, чем в первом случае).

Более того, на федеральном уровне нет единого правового акта, устанавливающего порядок составления должностной инструкции. Вместе с тем под ней понимается инструкция, указывающая круг поручений, обязанностей, работ, которые должно выполнить лицо, занимающее данную должность на предприятии.

Несмотря на то что в Трудовом кодексе не содержится упоминания о должностной инструкции, она стала важным документом, содержанием которого является не только трудовая функция работника, круг должностных обязанностей, пределы ответственности, но и квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой должности (об этом упоминается в письме Федеральной службы по труду и занятости от 31.10.2007 г. № 4412-6 «О порядке внесения изменений в должностные инструкции работников»). Если в трудовом договоре, как правило, указывается только трудовая функция работника (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации), то в должностной инструкции в разделе «Должностные обязанности» трудовая функция детально расписывается, предусматриваются круг обязанностей работника, объем работы, участки, за которые отвечает работник, и т.д.

Как оформить изменение должностной инструкции?

Порядок внесения изменений в должностную инструкцию содержится в письме Федеральной службы по труду и занятости № 4412-6, упомянутом выше. В нем говорится о том, что поскольку порядок составления инструкции нормативными правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно решает, как ее оформить и вносить в нее изменения. Аналогичная позиция существует и в отношении положения о подразделении.

Таким образом, сроки и время на разработку должностной инструкции и положений о подразделении в законодательстве не определены и работодатель может их устанавливать самостоятельно. Вместе с тем очевидно, что работник должен быть ознакомлен с должностной инструкцией при приеме на работу, а также при внесении изменений в нее или же заблаговременно в письменном уведомлении в случае изменения технологических условий труда или трудовой функции работника.

Должностная инструкция может:

  • являться приложением к трудовому договору, а также
  • утверждаться как самостоятельный документ.

Если инструкция является приложением к трудовому договору, целесообразно вносить одновременно изменения в трудовой договор и должностную инструкцию путем подготовки дополнительного соглашения.

Пример 1

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Выбираем тип маршрута для авиаперелета

Рассмотрим основные типы перелетов – в один конец (one way) и с возвратом (round trip) – что дешевле и где риски. Пополним копилку «авиазнаний» другими менее известными вариантами перелетов. А заодно проясним часто задаваемые вопросы: по каким документам можно бронировать билеты, сколько ошибок можно допустить, зачем заранее регистрироваться на рейс.

Как получить максимальный результат от международных выставок

Описаны правила предоставления госсубсидий, компенсирующих затраты отечественным компаниям на участие в зарубежных выставках: до 700 тыс. руб. для малых и средних предприятий и до 2 млн для крупного бизнеса! Опыт участия в выставках, в т.ч. за границей, позволил автору сформулировать ценные советы: алгоритм подготовки к выставке, секреты успешного стенда и грамотной работы сотрудников на нем, что важно предусмотреть, как собирать деловые контакты и быстрее избавляться от «зевак», как подводить итоги, чтобы дважды не наступать на одни и те же грабли и получить максимальный эффект от своих вложений. В июле 2023 г. прошел саммит Россия – Африка, мы активно разворачиваемся в сторону этого континента. Поэтому в данной статье добавлены детали работы в Алжире – одной из ключевых стран Африки.

Покупаем авиабилеты: где лучше бронировать и на чем лететь

При организации командировок и турпоездок (для себя и своего шефа) часто важной задачей является грамотная покупка авиабилетов. Научим находить максимально выгодные ценовые предложения на нужный вам уровень сервиса. Где можно купить авиабилеты: не только на сайтах авиакомпаний и агрегаторов, но и у туроператоров, в системах бронирования, в т.ч. В2В – даем адреса полезных сайтов и объясняем плюсы и минусы каждого варианта. Какие бывают типы рейсов и самолетов, на что это влияет. Как разные классы обслуживания отличаются между собой по сервису до и во время полета, по цене билета. Как можно повысить класс обслуживания. Почему лучше регистрироваться в программах лояльности.

Обязательный претензионный порядок

Какой обязательный претензионный порядок, который должен предшествовать обращению в суд, установлен в законодательстве, и как его можно прописать в договоре? Что будет в приоритете? В каких спорах его обязательно соблюдать, а кто может проигнорировать? Сколько ждать до обращения в суд? Вместо направления письма с претензией могут быть предусмотрены иные варианты урегулирования разногласий (например, с участием посредников). Как подтвердить их совершение? Что должно содержать письмо-претензия? Может ли предъявленный потом в суде иск отличаться от претензии по своим требованиям в сторону ужесточения? Или придется опять затевать досудебную 30-дневную процедуру? Отправить претензию можно курьером, через «Почту России» с описью вложений или по электронным каналам связи. Как при каждом из этих вариантов доказать время и содержание отправления? На какой адрес направлять? Даем конкретные ответы, примеры оформления и алгоритмы действий для различных ситуаций на основе устоявшейся судебной практики. Пользуйтесь готовыми решениями!

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Штатная численность службы документационного обеспечения

В условиях финансового кризиса многие предприятия пытаются снизить свои затраты любыми возможными способами, в том числе сокращая штат. В статье предлагается несколько методик расчета необходимой численности делопроизводственного персонала. Язык цифр, во-первых, поможет вам доказать руководству перегруженность своих людей и защитить их от сокращения, а во-вторых, обосновать наем новых.

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Размышления на тему оригинала, подлинника и копии

Как понятия «оригинал» и «подлинник» определяются в отечественных стандартах? Как они используются в законодательстве и судами? Есть ли между ними разница? Конкретное судебное дело отвечает на вопрос о том, как надо заверять бумажную копию электронного платежного документа. Даны рекомендации для ситуации приема архивом электронных оригиналов постоянного срока хранения, подписанных усиленными электронными подписями (приказов по основной деятельности госоргана).