Top.Mail.Ru
Франчайзинг, который в России принято называть коммерческой концессией, подразумевает передачу от правообладателя пользователю комплекса исключительных прав (в первую очередь – товарного знака или знака обслуживания) для использования в коммерческой деятельности. Выгода сторон очевидна. Пользователь выходит на рынок под известным брендом и использует деловую репутацию и коммерческий опыт правообладателя. Правообладатель же повышает узнаваемость своего бренда и продвигает его на рынке. Узнаем, каковы существенные условия договора франчайзинга, какие еще пункты в него желательно включить, чем он отличается от других видов соглашений и что будет, если переход прав к пользователю не зарегистрировать в Роспатенте.

Франчайзинг – это способ расширения бизнеса путем предоставления товарного знака, а вместе с ним и методики (системы) работы на рынке. Франчайзинговые сети функционируют под одним брендом и выпускают (оказывают) одинаковые товары (услуги). В России франчайзинг существует не столь давно, но уже набрал немалую популярность, начиная от сети «Макдональдс» до небольших бутиков в итальянском стиле и французских пекарен. Это хорошая стартовая площадка для малого и среднего бизнеса.

Преимущества франчайзинга на первый взгляд очевидны. Пользователь франшизы получает готовые технологии, проверенные временем, а также право использовать товарный знак правообладателя. Выход на рынок под известной торговой маркой, помощь правообладателя в обучении и организации производства значительно понижают уровень предпринимательских рисков. Кроме того, в период действия договора обеспечивается информационное сопровождение: можно получать консультации по вопросам выбора и эксплуатации оборудования, системы бухучета, особенностей налогообложения и т.д. В итоге у пользователя снижаются производственные затраты и повышается эффективность предприятия.

Казалось бы, такой формат сотрудничества обещает выгоду обеим сторонам, особенно если пользователь франшизы – новичок в бизнесе и нуждается в советах «опытного товарища». Но все ли так хорошо на самом деле? Чтобы не попасть в ловушку, нужно тщательно изучить эту форму сотрудничества с юридической стороны.

Разберемся с понятиями

В решении от 20.12.2013 по делу № А55-16608/2013 Арбитражный суд Самарской области, ссылаясь на словарь 1, приводит следующее определение: «Франчайзинг – смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, “родительские” компании (франчайзеры) заключают договор с мелкими фирмами, “дочерними” компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера. При этом мелкая фирма обязана осуществлять свой бизнес только в форме, предписанной “родительской” фирмой, в течение определенного времени и в определенном месте. В свою очередь франчайзер обязуется снабжать франчайзи товарами, технологией, оказывать всяческое содействие в бизнесе».

Сам термин происходит от англ. Franchising, который в свою очередь имеет французские корни – фр. franchise – льгота, привилегия, освобождение от налога, взноса. Но в российском праве он не закреплен. Его аналогом выступает договор коммерческой концессии, который можно назвать одной из самых юридически сложных сделок с интеллектуальной собственностью. Отношения сторон по нему регулирует глава 54 ГК РФ.

Определение договора коммерческой концессии дано в ст. 1027 ГК РФ.

Фрагмент документа

Пункт 1 ст. 1027 ГК РФ

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Как видно, договор коммерческой концессии предусматривает использование целого комплекса исключительных прав и, кроме того, деловой репутации, коммерческого опыта (методики продаж) франчайзера (п. 2 ст. 1027 ГК РФ).

Существенные условия

К существенным условиям договора относятся (решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.07.2017 по делу № А56-30337/2017):

1) состав и объем комплекса исключительных прав (п. 1 и 2 ст. 1027 ГК РФ). В него входят права:

  • на товарный знак или знак обслуживания (обязательно!) – постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2016 по делу № А84-581/2016;
  • на любой другой объект, указанный в ст. 1225 ГК РФ: ноу-хау, программы для ЭВМ, изобретения, полезные модели, промышленные образцы и т.д. (при необходимости). Исключением являются фирменное наименование и наименование места происхождения товара, права на которые запрещено передавать другому лицу (п. 2 ст. 1474, п. 4 ст. 1519 ГК РФ);

2) сфера предпринимательской деятельности пользователя: продажа товаров (полученных от правообладателя или произведенных пользователем), выполнение работ, оказание услуг (п. 2 ст. 1027 ГК РФ);

3) размер вознаграждения правообладателя (ст. 1030 ГК РФ):

  • единовременный фиксированный платеж;
  • периодические платежи (роялти);
  • процент от выручки или объема продаж и т.п.

Чаще франчайзи должен уплатить фиксированный платеж при заключении договора и роялти в дальнейшем.

Если существенные условия не согласованы, договор считается незаключенным.

Судебная практика

В спорном договоре субконцессии не было пунктов о предмете и о других существенных условиях. Стороны не обозначили комплекс (или хотя бы его часть), подлежащий передаче. Сумма вознаграждения также не была согласована.

Суд вполне ожидаемо признал такой договор незаключенным (постановление ФАС Московского округа от 22.01.2013 № Ф05-14783/2012 по делу № А40-105978/11-134-333).

В договоре нужно не только указать объекты, но и конкретизировать их. Для товарного знака, а также других объектов, которые нужно регистрировать (полезные модели, изобретения, промышленные образцы и т.д.), указывают реквизиты свидетельств (дата и номер). В отношении базы данных следует указывать название, назначение и объем. При передаче информации, в т.ч. коммерческой тайны или секрета производства, определяется ее перечень (обычно в приложениях к договору). Это могут быть сведения о (об):

  • используемом программном обеспечении;
  • методах управления;
  • планах развития бизнеса (инвестиции, закупки, продажи, получение прав на интеллектуальную собственность);
  • результатах собственных маркетинговых исследований;
  • данные о контрагентах и т.д.

Судебная практика

Пользователь предъявил к правообладателю иск о признании концессионного договора недействительным и взыскании неосновательного обогащения. По соглашению пользователь должен был получить комплекс прав на фирменное наименование(!), коммерческую информацию, коммерческое обозначение(!), логотипы, символы, эмблемы, вывески, лозунги, фирменные цвета, фирменный стиль и многое другое. Правообладатель обязался оказывать пользователю техническое и консультативное содействие (включая обучение). Однако о праве на товарный знак или знак обслуживания в договоре не было ни слова, хотя их передача является существенным условием концессии.

Ответчик в суде заявил, что спорное соглашение является не концессией, а лицензионным договором. По нему передавать права на товарный знак не обязательно. Вот только суд с этим доводом не согласился.

Арбитры указали, что из условий договора «не следует передача права использования как результата интеллектуальной деятельности, так и средства индивидуализации». Что касается права на фирменное наименование, то по закону его передача вообще запрещена. А обязательное условие для передачи права пользования коммерческим обозначением – заключение договоров аренды предприятия или коммерческой концессии. Таким образом, договор, по сути, оказался неисполнимым. Требования истца были удовлетворены (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.01.2017 по делу № А82-4940/2016).

Договор, по которому не будет передано право на товарный знак, очевидно, не оправдает ожидания пользователя.

Судебная практика

Правообладатель обратился в суд за взысканием задолженности по договору. Пользователь в суде заявил, что не платит потому, что ему была предоставлена лишь коммерческая информация: рекомендации по выбору помещения и ведению бухучета, описание производства продукции, электронный каталог товаров. А вот прав на товарный знак он не получил. Следовательно, договор концессии является ничтожным.

Арбитры выяснили, что стороны заключили «договор о предоставлении информации и сведений, имеющих коммерческую ценность», а не концессионное соглашение. В итоге с пользователя были взысканы 75 000 руб. долга и 300 000 руб. штрафа (определение ВС РФ от 09.11.2016 № 304-ЭС15-5828 по делу № А45-13334/2014).

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Реверсивные обязательства

Что такое реверсивные (обратные) обязательства при прекращении гражданско-правового договора, когда они возможны. Какие правила к ним применяются. На что могут рассчитывать стороны в случае банкротства продавца (поставщика) в части обратных обязательств. Почему для реверсивных обязательств важен баланс интересов сторон договора и когда продавец (поставщик) может потребовать от покупателя возмещения стоимости износа имущества за время его использования последним. Даем советы, что включить в договор, чтобы обезопасить свои интересы в случае его расторжения и возникновения реверсивных обязательств.

Как борются с навязыванием потребителям дополнительных услуг

На практике компании сплошь и рядом навязывают потребителям дополнительные платные услуги с целью получения максимальной выручки. Между тем потребитель не должен быть ограничен в выборе заказываемых услуг и всегда вправе отказаться от получения тех платных услуг, которые не представляют для него интереса. Объясняем, как потребителю защищать себя в подобных случаях и какие правовые инструменты для этого можно использовать. В частности, разбираем разные ситуации с навязыванием дополнительных медуслуг (в том числе когда речь идет о платных услугах при обращении за медпомощью в рамках ОМС) и услуг страхования. Статья поможет и компаниям, которые оказывают потребителям услуги, – ​избежать рисков привлечения к ответственности по основаниям, по которым судебной практикой уже давно выработаны свои подходы.

Риски криптовалютных операций

Несмотря на то что вопросы оборота криптовалюты в нашей стране прямо не урегулированы законом, она под запрет не подпадает. Не установлено законодательством и ограничений на владение «криптой». А вот использовать ее как средство платежа в России нельзя. Вместе с тем в судебной практике то и дело встречаются споры, из которых становится ясно, в каких делах информация о криптокошельках важна; почему нельзя взыскать упущенную выгоду и вернуть «входной» НДС, если вы занимаетесь майнингом криптовалюты. Автор анализирует судебную практику, предостерегая от рисков.

Оспаривание встречных требований в делах о банкротстве

От банкротства не защищена ни одна компания. Поэтому так важно еще на стадии заключения хозяйственных договоров просчитывать риски оспаривания сделок в случае несостоятельности. Особое внимание следует уделять встречным требованиям. Разъясняем, в чем отличие зачета от сальдирования, какие доказательства нужно собирать кредиторам и должникам, чтобы в дальнейшем успешно защитить свою позицию в суде. Рассказываем о свежей позиции Верховного Суда РФ, касающейся допустимости проведения зачета после возбуждения дела о банкротстве, и рисках, с этим связанных.

Ошибка в договоре: что делать?

Какова правовая природа ошибок, допускаемых в договорах? Какие ошибки наиболее часто встречаются при заключении договора? Какие последствия влечет ошибка вследствие введения в заблуждение и по неосторожности? Чем отличается опечатка от других видов ошибок? Как избежать ошибок в договорах и как их не допустить? Об этом читайте в статье.

Условие об оплате: как правильно прописать в договоре

Порядок оплаты по гражданско-правовому договору – ​это согласованный сторонами способ расчетов за выполнение обязательств. Условие об оплате является одним из ключевых в договоре. Поэтому важно уделить ему особое внимание на этапе оформления сделки. В статье разбираем различные формулировки условий договора об оплате, в том числе об авансировании, коммерческом кредите, постоплате, расчетах наличными и абонентской плате.

Как изменить договор, если изменились обстоятельства

При заключении договора предвидеть изменение обстоятельств в будущем не всегда возможно: пандемия, санкции, экономический кризис, резкое изменение курса валюты, банкротство контрагента или неисполнение им обязательств по договору может здорово подорвать исполнение договора, обнулить к нему интерес на прежних условиях. В ряде случаев законом предусмотрена возможность изменения или расторжения договора, в т. ч. в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ). Как это сделать и потребуется ли обращаться в суд – ​читайте в этой статье. Узнаете и о том, в каких случаях о последствиях мер, применяемых властями в связи с распространением коронавирусной инфекции, можно говорить как о форс-мажоре.

Договор взаимного оказания услуг

В данной статье раскрывается понятие договора «взаимного оказания услуг», рассматривается соотношение такого договора с бартерными сделками. Вы узнаете, как правильно оформить договор, какие условия должны в нем содержаться, как происходит отчет о выполнении обязательств по договору. Кроме того, наше издательство с удовольствием представляет образец договора взаимного оказания услуг, который использует в своей деятельности.