Top.Mail.Ru

Как «включить» себя в работу после длительного отдыха

Предлагаем несколько методов, помогающих преодолевать инерцию и «включаться» в работу, особенно после продолжительных новогодних праздников. Эти несложные приемы основаны на особенностях человеческой психологии. Их можно быстро освоить и применить.

Нет ничего мучительнее, когда нужно делать дело, а желания никакого нет, когда приятная расслабленность после длительного отдыха не хочет трансформироваться в собранность, целеустремленность и работоспособность.

Говорят, что лениться приятно, но это не так! Человек чисто физиологически не может совсем ничем не заниматься. Проведите небольшой эксперимент: заставьте себя неподвижно лежать на диване 20 минут. При этом вообще ничего не делайте. Не позволяйте себе думать, разглядывать ногти. Просто пребывайте в покое. У вас ничего не получится :) В лучшем случае вы уснете (если организм устал), а в худшем – будете ворочаться с боку на бок и думать, какое же это глупое занятие – вот так лежать и бездельничать. Потом вы придете к решению, что тратить время на бессмысленную затею не нужно, встанете с дивана и чем-нибудь займетесь. Скорее всего, включите компьютер или телевизор и уставитесь в экран.

Лень в чистом виде не свойственна человеку. Организм – саморегулирующаяся система. Если искусственно заставлять себя не работать, то мы заболеем (кстати, этот синдром порой проявляется у вышедших на пенсию людей, если вместо работы они не найдут себе другого энергозатратного занятия). Неработающие части организма атрофируются.

Поэтому, когда мы ничего не делаем, у нас появляется чувство тревоги. Тем не менее многим знакомо состояние, когда усталости нет, но взяться за дело невозможно.

Да и в вашей работе таких моментов достаточно. Отчетность, скучные документы… Все это надоедает. Каждый справляется с нежеланием трудиться по-своему. Кто-то литрами пьет кофе, чтобы взбодриться, кто-то работает в другое время, например, ночью. Но есть и более здоровые способы. О них мы и поговорим, но сначала надо понять, почему иногда так не хочется работать.

Причины

Целесообразность усилий

«Страшна работа не тяжелая, а бессмысленная», – сформулировал как-то Достоевский после опыта каторги. «Как много в этом звуке для сердца русского слилось», не правда ли?

Мы стремимся к тому, чтобы плоды наших трудов были востребованы. Человек – существо социальное и ждет признания своих усилий. Мы ожидаем от других если не материальной оплаты, то моральной оценки – уважения. Если нет ни того, ни другого, то смысл работать пропадает. Каждое действие имеет в наших глазах определенную ценность. Если мы думаем, что усилия не принесут вознаграждения, то мы либо отказываемся от работы, либо под разными предлогами оттягиваем ее начало.

Пример 1

Если вы когда-нибудь приглашали рабочих-отделочников делать ремонт дома, то, возможно, сталкивались с интересной особенностью их поведения. Обычно специалисты строго придерживаются своей специализации: водопроводчики меняют трубы и батареи, каменщики делают кирпичную кладку, а маляры занимаются покраской и штукатуркой.

Если рабочему дать задание вне рамок его профессии (например, попросить электрика покрасить стены), то он откажется. И дело здесь не в солидарности со своими коллегами.

Во-первых, хороший специалист всегда стремится показывать только лучший результат. Но сделать что-то хорошо можно, занимаясь лишь знакомым делом. Профессионал-электрик сделает отличную проводку, но как маляр он вряд ли будет на высоте. А плохой результат в покраске неизбежно бросит на него тень.

Во-вторых, выполняя работу маляра, электрик устанет сильнее, времени уйдет больше, а денег он получит, скорее всего, меньше, чем если бы занимался своим делом.

Так и в офисной работе. Иногда начальство заставляет сделать какой-нибудь срочный отчет. На него уходит масса времени, а руководитель посмотрит на него в течение 2 минут и забудет. Зато пока готовится отчет, другая работа «стоит».

Мы не любим делать то, за что нам не «платят». Оплата не обязательно должна быть в виде денежного вознаграждения, можно работать в расчете на расположение начальства или карьерный рост.

Особенности протекания нервных процессов

Иногда невозможность заняться каким-либо делом обусловлена индивидуальными физиологическими особенностями. Нервные процессы обладают тремя характеристиками:

  • силой,
  • уравновешенностью,
  • подвижностью.

Эти качества врожденные и не зависят ни от воспитания, ни от профессии, так же как рост и цвет волос.

Возможность переключаться с одного вида деятельности на другой зависит от подвижности. Если этот параметр выражен, то мы легко можем завершить то, чем занимаемся в настоящий момент. К примеру, человек с высокой подвижностью нервных процессов легко просыпается и начинает заниматься своими делами. А вот другим людям приходится долго «раскачиваться», чтобы начать день.

Жалость к себе

В каждом взрослом живет ребенок. Как дети, мы ждем, чтобы нас похвалили и пожалели. Многие живут детскими фантазиями о том, что найдутся добрые люди, которые примут нас такими, какие мы есть. Мы ищем этих бескорыстных помощников в коллегах, супругах, начальстве, друзьях. Но правда заключается в том, что прощать лень и ошибки могут только родители. Большинство окружающих не думают о ближних, потому что поглощены собственными переживаниями.

Иногда предстоящее дело кажется нам таким большим, что мы теряемся и, вместо того чтобы конструктивно решить проблему, начинаем себя жалеть. А когда мы так себя ведем, то опять становимся немного детьми, которые ни за что не отвечают. Чувство безответственности так привлекательно, что хочется остаться в этом состоянии подольше. Но пока мы пребываем в детских грезах, дело не движется.

Отвлекаемость

Некоторые люди неспособны сконцентрироваться на чем-либо. Связано это с компьютеризацией нашей жизни. У человека есть 2 формы внимания – произвольное и непроизвольное.

Произвольное внимание заключается в умении усилием воли переключиться с одной задачи на другую. Оно появляется в процессе взросления. У новорожденных этой формы внимания еще нет, но постепенно ребенок через игру и обучение развивает навык концентрации.

Непроизвольное внимание свойственно всем – и детям, и взрослым. На яркий свет или звук мы реагируем непроизвольно. Смотреть художественные фильмы намного легче, чем читать, потому что чтение – сложный процесс. Сначала нужно прочитать слово, затем предложение, понять их значение, представить себе героев, их отношения. А фильмы дают нам «картинку» в готовом виде, но совершенно не развивают произвольное внимание.

Что делать

Итак, мы выяснили истинные причины того, почему порой так трудно заставить себя работать. Теперь рассмотрим приемы, которые помогут нам справиться с этим состоянием. Способность сохранять позитивный настрой на работу – полезное качество. Взрослому человеку просто необходимо управлять своими эмоциями и волей, тогда не жизнь будет кидать его как щепку по волнам, а он начнет более-менее осознанно плыть в нужную ему сторону.

Положительное подкрепление

Возьмем первый аспект – желание осмысленности. Как нам «сделать» работу более желанной и полезной в наших глазах? Для этого нужно создать привлекательный мотив.

Один из возможных приемов – положительное подкрепление. Поощряйте себя после любой сделанной работы. Если вам предстоит «неприятное» дело, пообещайте себе небольшое вознаграждение по его окончании. Подумайте, какой подарок компенсирует ваши усилия: шоколадка, новое платье, украшение, поход в театр или ночной клуб – годится все!

Чтобы самоподкрепление «работало», нужно жестко соблюдать 2 правила:

  • поощрять себя можно только после выполненного дела;
  • нельзя отказываться от поощрения.

Иногда люди начинают делать себе подарки заранее, когда важное дело еще не завершено. В этом случае они сваливаются в самообман, т.к. поощряют не результат, а усилия.

Пример 2

Екатерине поручили написать регламент для описания работы на определенном участке за 3 дня. Для этого надо было плотнее общаться с некоторыми сложными людьми, которых «в обычной жизни» она старалась избегать. Да и обычную текучку с нее никто на это время не снял.

Чтобы дело шло «веселее», она пообещала себе новые туфли. Работа близилась к концу, оставались небольшие штрихи, и тут Екатерина решила, что уже заслужила подарок (увидев объявление о скидках!). Во время обеденного перерыва она сбегала в магазин и купила вожделенные туфли. После этого работа потеряла смысл. Делать уже ничего не хотелось, поэтому регламент удалось согласовать с опозданием на 2 дня.

Эти события графически можно изобразить так:

Стимулы всегда подкрепляют только то поведение, которое есть в данный момент. Если мы вознаграждаем человека в то время, когда он что-то делает, а не сделал, то мы поощряем его старания, процесс. Подкрепленное поведение повторяется. Человек привыкает стараться, а не выдавать результат. Гораздо эффективнее делать так:

Здесь мы поощряем результат, чистую «выработку». Так что делать себе подарки нужно только тогда, когда дело полностью завершено.

Фиксируем успехи

Еще один прием, логично вытекающий из метода положительных подкреплений, – учет собственных достижений. Его рекомендуют все книги по саморазвитию.

Заведите тетрадь, блокнот или создайте файл в компьютере и записывайте туда все свои достижения. Не важно, выглядят ли они таковыми в глазах окружающих. Главное – вы точно знаете, что это ваши успехи. Время от времени просматривайте записи и испытывайте чувство удовлетворения.

Игра

Многие, наверное, замечали, что заниматься интересным делом никогда не устаешь.

Пример 3

Вы пришли с работы, устали, единственное ваше желание – быстрее лечь спать. И вдруг вам приходит письмо, в котором говорится, что вы выиграли в лотерею (или произошло другое приятное событие). Усталость пропадает и появляется энергия. Вы начинаете звонить людям, уточнять, что же на самом деле случилось и как вы можете получить большой выигрыш.

Когда речь идет о лотерее, появляется мотивация, потому что подключаются жизненные интересы. Но как найти интерес, например, в регистрации входящей корреспонденции? Дети часами могут заниматься рутинной, с точки зрения взрослых, деятельностью, потому что играют!

Попробуйте отнестись к работе как к игре, и у вас появится второе дыхание:

  • включите соревновательный компонент. Вы можете соревноваться как со своими коллегами (если выполняете схожую работу), так и с самим собой (с секундомером). Заключите пари с коллегами, что сможете выполнить задачу за определенный промежуток времени (день, месяц, час и т.д.). Договоритесь, что проигравший покупает торт или бутылку шампанского;
  • погрузитесь в сказку. Если предстоит скучная работа, ничего не остается, как призвать на помощь воображение. Представьте себе, что вы – секретный агент и вам дали серьезное задание.

Пример 4

Допустим, вам нужно проверить документы, подготовленные их составителями, перед передачей на подпись руководителю. Вы можете представить, что:

  • имеете дело со шпионским подвохом, который вам обязательно нужно раскусить, найдя реальные ошибки;
  • от вашей работы зависит, выведут ли «засланного человека» на чистую воду, спасете ли вы свой город со всеми его жителями и правителем (т.е. компанию, ее коллектив и лично руководителя);
  • создайте антураж – наденьте:
    • украшение времен средневековой Руси (не обязательно напоказ – на длинной цепочке под блузкой кроме вас его никто не почувствует) либо
    • платье или брюки, хотя бы отдаленно напоминающие камуфляжную форму, либо, наоборот,
    • «экипируйтесь» в строгий черный костюм, как агент МИ-6 из бондианы.

Приступайте к заданию и помните, что исход секретной операции зависит от вашей добросовестности и прозорливости!

Использование сказочного мотива – реальный метод, помогающий справиться с инерцией и ленью.

Пример 5

В крупной компании с участием международного капитала трудно обойтись без английского языка. Но Галине Степановне, заведующей архивом, это до поры до времени удавалось – пока за дело не взялись сотрудники службы персонала. Кадровики обязали всех работников пройти курс обучения английскому, а по окончании пообещали провести экзамен. Тем, кто не выучит язык, второго шанса не дадут и предложат поискать другую работу.

Галина Степановна начала заниматься, но ей никак не удавалось запоминать новые слова, фразы и правила. Да ей это было и не нужно. По работе с иностранцами она общалась мало, поэтому и желания изучать язык не чувствовала.

В компании решили провести корпоративный вечер с элементами театральной постановки. Галина Степановна вызвалась читать монолог на английском. Ну а чтобы не ударить в грязь лицом, пришлось подтянуть произношение и грамматику. К тому же выступление должны были слушать иностранные сотрудники компании. Так Галина Степановна нашла причину, для чего нужно изучать язык. Она представляла себя героиней пьесы XIX века, живущей в Лондоне.

После 2 месяцев подготовки английский был освоен достаточно для того, чтобы хорошо выступить на корпоративе. По окончании пьесы Галина Степановна даже шутила с подошедшими к ней с комплиментами иностранными сотрудниками, ей понравилось с ними общаться!

Интрига

Заставить себя заняться неинтересным делом можно, используя одну психологическую закономерность.

Научный эксперимент

В 1925 году Б.В. Зейгарник, выдающийся советский психолог, установила, что люди запоминают незавершенные действия лучше, чем завершенные. Эксперименты заключались в следующем. Испытуемых просили решить несколько несложных задач – вылепить фигурку, написать стихотворение и т.п. Часть заданий экспериментатор внезапно прерывала. А после эксперимента испытуемых просили перечислить задания, которые они выполняли. Оказалось, что в 2 раза лучше запоминались те, которые не удалось доделать.

Причем люди не просто запоминали то, что им не дали осуществить, они стремились доделать задания, просили экспериментатора позволить им завершить действие. Другими словами, у людей искусственно была создана мотивация. До эксперимента им было неинтересно выполнять простые задания. Испытуемым за это не платили, успех выполнения не сулил им никаких моральных выгод.

Таким образом, зная особенности функционирования психики, мы можем искусственно вызывать у себя интерес к неинтересным занятиям. Для этого нужно создать напряжение. Данный прием используется в телесериалах (его называют клиффхэнгер) – когда серия заканчивается «на самом интересном месте». Зрители стремятся досмотреть сюжет, поэтому с нетерпением ждут следующей серии.

Эффект Зейгарник используют и в обучении. Учитель может, например, дать задачу, основанную на интересном феномене, заинтриговать и предложить ученикам доделать ее дома самостоятельно. Большинство учащихся будут с удовольствием копаться в справочниках и учебниках, лишь бы узнать ответ.

Когда в следующий раз нужно будет делать какую-нибудь скучную, монотонную работу: проверять документы, составлять никому не нужный график, самое главное – начать работать. Работайте через силу, чтобы втянуться. Как только почувствуете, что «вошли во вкус», резко бросьте этим заниматься, переключитесь на другие дела. Вы заметите, что воспоминания о незавершенном деле будут всплывать в вашем сознании. И тогда вы станете стремиться к тому, чтобы его закончить. Таким образом, у вас появится мотивация к выполнению скучной, рутинной работы. А работать с желанием всегда веселее.

Внезапный подарок

Еще один метод, помогающий повысить свою мотивацию, – это «беспричинные» подарки самому себе. Они должны быть действительно неожиданными и не иметь какой-либо цели. Скажем, торт, купленный, чтобы «заесть» неудачу или плохое настроение, здесь не подойдет.

Внезапный подарок должен удивлять и потрясать. Пусть он будет непрактичным и дорогим. Время от времени устраивайте себе такого рода «встряску» – тур на выходные, красивую заколку для волос с кристаллами Swarovski или новую модель айфона.

У вас появится мотивация к выполнению даже очень скучных заданий. Сложно сказать, как работает этот механизм. Но многие замечают, что прием повышает работоспособность.

Цель более высокого порядка

Великий учитель по имени Жизнь

В. Франкл, известный австрийский психолог и психиатр, в своей жизни столкнулся с множеством невзгод. Самым сильным испытанием для него было заключение в концентрационном лагере нацистской Германии. Там он вел работу по оказанию психологической помощи заключенным и занимался научной деятельностью. Франкл обнаружил, что наиболее устойчивыми к испытаниям оказывались люди, которые до того, как попасть в концлагерь, занимались интеллектуальным трудом. Дело не в том, что развитые мыслительные способности повышали сопротивляемость организма, а в том, что по роду деятельности им приходилось чаще задумываться о цели своей деятельности.

Выживал не тот, кто обладал крепким здоровьем, а тот, у кого был смысл жить!

Человек, который знает, для чего живет и работает, может терпеть массу неудобств. К такому неудобству относится и скучная, неинтересная часть работы. Найдите себе достойную и высокую цель, и тогда то, что вы делаете, будет восприниматься как очередная ступенька на пути к результату.

Некоторые люди заставляют себя работать, потому что чувствуют ответственность за семью, детей. Другие посвящают себя науке. Лучше, если у человека есть абстрактная цель, например честь, служение человечеству. Пусть кто-то сочтет это старомодным, но недаром благородные люди ценились в любом обществе. Те, кто находит высший смысл и думает не только о материальных благах, вызывают уважение.

Запланируйте несколько вечеров, когда вы сможете не спеша подумать. Приготовьте ручку и бумагу. Целеполагание дает смысл жизни, дополнительную энергию на достижение задуманного, вас сложнее будет использовать для достижения чужих целей – вы начнете осознаннее двигаться к своим!

* * *

Все люди разные – и это прекрасно! Таковыми мы созданы. Важно прислушиваться к себе. А из предложенных в этой статье вариантов выберите наиболее приглянувшееся и подходящее вам – можете начать с парочки приемов :)

Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Амбиции руководителя

На каком этапе развития сейчас находится Россия – прогноз Льва Гумилева опытный управленец сравнивает с объективной реальностью, которая нас окружает. Какие цели поддерживаются сейчас попутным ветром перемен. Через какие стадии развития проходит человек, прежде чем амбициозные цели станут для него естественными. Почему стоит замахиваться на глобальные цели.

Телефонный этикет – советы на каждый день

Как начать телефонный разговор? Кто его должен завершать? Как помощнику «созвонить» своего руководителя с другим человеком? Как реагировать на 2-й звонок, если вы еще не завершили разговор с 1-м собеседником? Зачем выключать телефон, когда вы пришли на переговоры? И наоборот, что делать, если при этом вы ждете важный звонок или сообщение? Поясняем эти и другие моменты, с которыми мы постоянно сталкиваемся при деловом общении по телефону.

Мотивация на острие треугольника, или Новый взгляд на пирамиду Маслоу

После новогодних каникул надо «включить» себя и весь коллектив в работу. Руководителям приходится активно мотивировать подчиненных и постоянно стимулировать их к плодотворному труду, наподобие того, как это делают родители по отношению к своим детям. Почему один движется сам, а на другого приходится тратить силы, внимание, время? Ответ на этот вопрос дает теория Маслоу, сформулированная им уже в зрелые годы. Большинство знает ее укороченный вариант, предлагаем ознакомиться целиком, и тогда многое станет понятно. А заодно покажем современный ассортимент иных концепций мотивации.

Корпоратив в русском стиле

Что особенного может дать новогодний корпоратив в русском стиле, т.е. сначала отвечаем на вопрос «зачем?» А потом показываем, как организовать такой праздник: примеры игр и секреты успеха этого мероприятия.

Как распознать и обезвредить манипулятора?

Хотите распознать «кукловодов» в своей жизни и стать свободным от их «нитей-щупалец»? Тогда эта статья для вас! Разобраться вам поможет описание приемов манипуляторов, снабженное «иллюстрациями» в виде конкретных ситуаций. А дальше вы получите в свое распоряжение целый арсенал: когда не будете уверены в факте манипуляции или не захотите накалять ситуацию, сможете воспользоваться пассивными методами защиты... но если терять уже нечего, то сможете перейти и к активным действиям. Имея такой щит и меч, отучите манипуляторов от мысли, что вы – легкая добыча! Ценность статьи – в предложенных простых и эффективных способах поведения, формулировках для диалогов и внутренних установках (вы поймете, что как работает).

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

«Не бойся сказки, бойся лжи, а сказка, сказка не обманет. Тихонько сказку расскажи – на свете правды больше станет». Сказка способна лечить детей и взрослых, помогает им находить решения в сложных жизненных ситуациях. Как ей это удается? Какой язык и какие приемы она использует? Какие виды сказок чему учат? Как подобрать сказку под конкретные потребности и возраст слушателя?

Подпись глазами графолога

Большинство документов сейчас распечатывается на принтере, но рукописная подпись на них все же присутствует. Что она может рассказать вам о ее обладателе? Мы на примерах объясняем, как провести ее графологическую экспертизу (в каком порядке действовать, какие элементы подписи о каких чертах личности могут свидетельствовать, как относиться к полученным выводам).

Эмоциональный шантаж

Описание типажей манипуляторов, прибегающих к эмоциональному шантажу, и используемых ими приемов поможет вам лучше распознавать их в своем окружении (активных и молчаливых карателей, самопожертвователей, мучеников, искусителей). Далее предлагаем алгоритм выхода из-под манипуляции: как изменить свои установки и роль, что отвечать в конкретных ситуациях (при попытке заставить сдаться немедленно, при угрозах, оскорблениях, навешивании ярлыков... и для преодоления враждебности).