Top.Mail.Ru
О том, как не впасть в предновогоднюю эйфорию, отделить поверхностную «сказочную романтику» от глубинной сказочной «реальности». И о том, какие возможности личностного роста открывает сказка для взрослого современного человека.

Сказка «на службе» бизнеса

Со сказкой чаще всего имеют дело дети, влюбленные в нее специалисты вроде художников-иллюстраторов и психологов, использующих метод сказкотерапии. Но есть особое время, когда почти все от мала до велика попадают под обаяние сказочного волшебства. Это, конечно же, канун Нового года и Рождества.

Специально сформированный антураж, связанный с ощущением беззаботного детства, склоняющий к мечтам и романтическим грезам, очевидно, выгоден продавцам... счастья. Потребительский спрос густо замешан на идее быстрой и простой «покупки» мечты или чего-нибудь вещественного, что ее приблизит. Продавцы эксплуатируют эту идею, чтобы покупатели легче открывали свои кошельки.

«Сколько вам нужно денег для счастья?» - вслед за Остапом Бендером задают провокационный вопрос коучи и тренеры. Но мы-то знаем ответ, что счастье не купишь, и его приход не связан с количеством хрустящих купюр.

А где же тогда искать собственное счастье, если не на прилавках магазинов? Может быть, нужно получить какое-то особое впечатление: прыгнуть с парашютом, отправиться в путешествие? Но и для этого уже придуманы тысячи услуг: от роскошных фотосессий и интеллектуальных битв до катания на экзотических животных и ночевок в ледяных пещерах. Такие услуги тоже можно «потреблять», а можно выносить из них опыт. Путешествие срабатывает, если оно - внутрь себя.

Другая реальность: все внутри нас

В преддверии Нового года большинство из нас ощущает «сказочную реальность». И тут нет ошибки, сказка - это реальность, только иная, сюр-реалистическая, со своими на первый взгляд иррациональными законами и смыслами, восприятие которых закладывается в детстве, когда все слушали, читали (если это было нормальное детство) волшебные сказки.

Предложу вам усвоить мысль, быть может непривычную: в волшебной сказке1 все действующие лица соотносятся с внутренними фигурами. Это так называемые субличности, условные составные части одного человека - того, кто читает сказку.

Такой подход исходит из того, что на очень глубоком уровне все мифы, сказания создавались для одной цели - исследовать и излечить себя, а через себя понять устройство мира.

Схема «исследования» строилась на идее путешествия. На том, что герой-искатель отправляется в путь, встречает неких существ, персонажей, которые открывают ему истину по частям (то есть и являются отражениями его собственных частей), после чего он собирает полную картину и возвращается к себе-целому, все понявшему. Так завершается круг познания. В этот момент другие персонажи уже не нужны, сбор «пазла» под названием «картина мира» состоялся.

Идея путешествия героя обильно присутствует во многих произведениях, включая живописные полотна и даже голливудские фильмы. Все походы Ивана-дурака, «Возвращение блудного сына», «Алхимик» Коэльо, «Звездные войны», «Дети капитана Гранта» и прочие Хоббиты - все эти произведения имеют подобную структуру: толчок к отправлению, путешествие и возвращение.

От «жили-были» к «жили счастливо»

Если вы будете внимательны, то заметите, что сказку никогда не интересует повседневная рутина. Относительно стабильным периодам жизни героев в ней отводится 2-3 фразы: в начале «жили-были» и в конце «стали они жить-поживать да добра наживать», вот собственно и все.

А вся сюжетная линия сказки строится на испытаниях, трудностях, которые преодолевают герои. Может быть, это для того, чтобы привить детям идею «без труда не выловишь и рыбку из пруда»? Возможно. Или для экшена, чтобы было чем держать интерес слушателей и зрителей - тоже не исключено.

А теперь посмотрим на романтику, так привлекающую молодых людей и девушек. Они тоже грезят о свадьбах, букетах, принцах на белых конях и длинноволосых принцессах. Романтика в сказках присутствует, но обычно в финальный момент соединения героев. Это, пожалуй, самое важное, о чем обычно забывает романтически настроенная молодежь. Естественно, людям хочется побыстрее красивого финала и чтобы как-то обойтись без предшествующих сложностей.

И сказка показывает, какое счастье может достаться легко. Хотите сразу жениться и чтобы никаких испытаний? Пожалуйста! К примеру, в сказке про Царевну-лягушку средний сын послал стрелу, женился на купчихе, и больше о них ни слова: ни испытаний, ни счастья. Т.е. сказку не интересует обыденное существование, где нет развития, а есть стагнация.

Счастье нужно заслужить, заработать, потрудиться для собственной эволюции. Этому служат приключения: закаляют дух героев, вырабатывают навыки, нужные для перехода на новый уровень. Только успешно пройденные испытания дают человеку возможность ощутить собственную силу.

Пример 1. Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

Это классическая двухходовка: герой сначала встречает свою невесту, приводит в дом, а потом ее теряет и должен доказать право обладания ею. Иван с успехом справляется с задачей, и в финале мы имеем то самое «жили они долго и счастливо».

Пример 2. Авторская сказка «Золушка»

Написана Шарлем Перро, который получил «инициацию» в глубинную народную мудрость от няни своих детей (подобно А.С. Пушкину с его Ариной Родионовной). Так вот, в этой сказке испытания на «взрослость» можно обнаружить в линиях героя и героини:

  • Золушка учится разным правильным и важным для женщины качествам, выполняя задания Мачехи, и также устанавливает контакт со своей «волшебной субличностью» в образе крестной Феи;
  • затем Принц прикладывает усилия, чтобы разыскать Золушку и распознать, несмотря на козни Мачехи и сестер, ножку своей невесты. То есть он тоже учится и упорству, и прозорливости, и контакту со своей интуицией.

В награду герои получают соединение, а зритель - счастливый финал.

Пример 3. Для сравнения приведем новогодний фильм «Ирония судьбы, или С легким паром»

История Лукашина и Нади объявлена нынешними психологами «невротической». Что с ней не так? Почему романтика на целых 2 серии есть, а истинного единения нет?

Приглядитесь, ведь герои картины не меняются внутренне (меняется лишь обстановка). Даже противоборства нормального нет. Антагонистом (тем, кто противостоит герою) здесь кажется успешный Ипполит, который отражает «обратную сторону» личности Лукашина. Но на самом деле истинные фигуры антагонистов - это матери, от которых у обоих героев отделения не произошло. Это хорошо замаскированные архетипические силы внутренних Драконов, с которыми предстоит биться героям, свергая слишком уж заботливых опекающих матерей. В фильме данный пласт не вскрыт, сюжет трансформации заменен на поверхностный романтический.

Зритель хочет романтизма - и получает его в виде гитары, мандаринов и заснеженного Петербурга. Это все манит к мечте. Сама свадьба в финале не показана. Вместо нее философское мамино «это мы посмотрим».

Герои не обрели взрослость и самостоятельность до такой степени, чтобы это безоговорочно признали окружающие.

Инструкция по переменам в судьбе

Так зачем же нам сказка? Как она может помочь современному городскому жителю? Взрослому, интеллектуально развитому человеку, преимущественно работающему в офисе, который ни коня не седлал, ни меча в руки не брал. Оказывается, может! Сказка становится и мотиватором к переменам, и прививкой от кризисов, и даже объясняет механизм внутренних изменений. А значит, попутно освобождает от иллюзий.

Выросшие на сказках дети, становясь взрослыми, имеют хороший контакт со своей внутренней «сказочной реальностью». Они могут легче выделять у себя субличности, оказывать себе самопомощь через метафорическое разрешение проблем.Человек, выросший на сказках, знает, что отправляться в путешествие - это нормально, что в этом путешествии найдутся помощники, что битвы, хоть и сложные, будут выиграны и возвращение домой на «царствование» состоится.

При этом большинству людей не очень нравится думать о том, что периодически придется выдвигаться в походы за своим счастьем. Они предпочитают как можно дольше удерживать состояние неизменности (о котором в начале сказки обычно говорится короткое «жили-были»).

Распространенная иллюзия - считать, что «жили долго и счастливо» может исчисляться десятилетиями. На деле нестабильные периоды жизни случаются каждые 5-7 лет и именуются словом «кризис». Бывают кризисы личности, семейные, возрастные, профессиональные. А еще есть законы больших социальных групп, в которых состоит человек, с их кризисами: политическими, экономическими, поколенческими. Периодичность кризисов разная и, возможно, не такая уж и частая для каждого вида в отдельности, но из-за их наслоения оказывается, что примерно каждые три года человек вынужден испытывать состояние дезадаптации: терять что-то привычное, а, значит, снова искать свою «похищенную» внутреннюю часть, чтобы адаптироваться к новым реалиям. Вступили люди в брак - нужна новая субличность «Муж» или «Жена», родился ребенок - нужны качества «Родителя», повысили в должности - надо идти искать «Начальника», сменили работу - ищем, в каких глубинах завялялись «Новичок» и «Стажер». И каждый раз это то самое «однажды», которое запускает новый цикл «сказочных» приключений.

Что же говорит нам сказка о том, как пережить кризис? Она дает перечень конкретных действий. Идите в темный лес, сначала попадете к Бабе- яге, не бойтесь, она даст волшебный клубочек, который укажет путь, зелье целительное и сапоги-скороходы. Потом будет бой с Чудищем. Потом вернешься домой, и все будет хорошо.

Переведем теперь со сказочного языка на психологический:

  • «Темный лес» - это символ нашего внутреннего мира, бессознательного. Идти туда - означает соприкасаться с новыми формами и способами реагирования, которые вы еще не использовали (по понятным причинам: таких ситуаций в жизни вы еще не встречали). Где-то в глубине нас всегда есть ответ, как быть, и никто лучше нас не сможет решить нашу же проблему. Но надо не побояться туда заглянуть, соприкоснуться с неизвестным!
  • «Поговорить с Бабой-ягой» - означает обнаружить субличность внутреннего Мудреца, который знает самую суть этого мира (его подноготную), он будет проводником дальше к решению проблем. Если такая часть внутри человека слаба, то на какое-то время ею может стать психотерапевт или кто-то из вашего окружения, на чей опыт можно положиться. Но при этом важно взращивать и собственную мудрость, обретать свое видение проблемы и способов ее решения.
  • «Чудище» - это самая суть проблемы, конфликта, кризиса. В бою с ним обязательно разрушится, отомрет что-то ненужное (так же, как и Чудище погибнет от рук Героя). На место старых способов поведения придут новые, более продуктивные. Человек иногда разрывает мешающие ему отношения, иногда соприкасается с очень трудными чувствами, болью, переживает потери. Этот бой невозможно выиграть, если внутри нет «помощников» - ресурсных частей, дающих поддержку. В жизни поддержка может приходить от друзей, близких, через какие-то восстанавливающие занятия, увлечения, через общение с единомышленниками.
  • «Вернуться на царство» - означает применить новые качества и навыки в своей обычной жизни, в быту, занять новую ступень в социальной иерархии, укрепиться как хозяин и властелин своей жизни, дорасти до более высокого общественного положения.

Рецепты сказочной аптечки

Применять сказку для саморазвития можно несколькими способами, например, так:

Упражнение 1. Работа с традиционной сказкой

Возьмите традиционную сказку (литературный текст или даже киноленту) и посмотрите, что вас «зацепило» (включило яркую эмоциональную реакцию, повышенное внимание) и почему.

Что вас особенно затронуло: персонаж, его поступок, сюжетный ход, качества героя, его мотивы? Поразмышляйте, как вы к этому относитесь. Как сами проявляете подобные качества, в какой форме они для вас приемлемы? В результате такого наблюдения можно обнаружить у себя неожиданные установки, шаблоны и поразмышлять, насколько они вам помогают или наоборот мешают в жизни. Попутно сказка обычно показывает, к каким последствиям они приводят.

Упражнение 2. Сочините сказку сами

Напишите сказку самостоятельно с любыми героями и любыми приходящими вам на ум приключениями. Это работа увлекательная, глубокая и трудоемкая. Раскрыть свой внутренний сюжет, обострить через образы сказочных персонажей собственные противоречия, и в сказочной же реальности найти разрешение этим вопросам - это то, к чему надо стремиться! Важен не столько максимально счастливый финал, сколько ощущение вами правдивости и законченности этой истории. В некоторым смысле это близко к популярному сейчас методу сторителлинга (storytelling , буквально - рассказывание историй).

Так вы будете доносить информацию в иносказательной форме до себя же самого, из собственных глубин. Хорошо бы обсудить вашу историю со специалистом или понимающим другом, но даже и без «переводов» такая работа со сказкой может стать целительной.

Стань полной версией себя

Так чего же мы хотим от грядущего праздника? На какое волшебство мы надеемся, наряжая елку и загадывая желания?

Посмотрим на саму формулировку пожеланий. Желая избавления от болезней, мы хотим соединиться с образом здоровья. Желая себе или другому богатства, благополучия, мы призываем «внутреннего предпринимателя» - субличность, которая умеет быть активной, налаживать связи, наращивать свои профессиональные умения. И так далее.

В слове «счастье» можно выделить основу - «часть». «С-часть-е» означает быть вместе со своими частями, быть полной версией себя.

А как это связано с боем курантов? Да никак. Праздник - всего лишь лакмусовая бумажка, он позволяет вынырнуть из засосавшей суеты и вспомнить, чего вы хотите:

  • если желаемые качества наработаны, то счастье уже состоялось, независимо от того, накрыт ли стол;
  • если качеств нет, то будет ничем не подкрепленная иллюзия волшебства (тот самый пир без победы), а после наступит отрезвление, когда внутренняя раздробленность предстанет с новой силой. Об этом говорит изгнанный Ипполит в кинофильме «С легким паром...»: «Завтра наступит похмелье. Пустота... Надя, за такой короткий срок старое разрушить можно, а создать новое очень трудно. Нельзя».

Поэтому пожелания и праздники - это само по себе прекрасно, но никто не отменяет ответственности каждого за постоянное развитие желаемых качеств, приводящих к здоровью, любви и благополучию.

А как «с-часть-е» связано со сказкой? Очень связано. Иванушка (или любой герой) отправлялся в путь после того, как испытал нехватку чего-либо (например, Кащей украл невесту, или умер Царь-батюшка, или враги стали угрожать государству и имуществу). Мотив путешествия - это всегда поход за своей недостающей частью - попытка вернуть принадлежащее себе, но уже в новом качестве, перестроить за время похода структуру своей личности, научиться действовать при отсутствии утерянного и потом обрести его на более совершенном уровне развития всей системы.

Теперь вы, надеюсь, понимаете, почему базовый сказочный сюжет - это универсальная формула исцеления - путь к целостности. Загляни внутрь себя, сразись со своими демонами, найди и наполни силой недостающее и обретешь счастье.

При этом любой путь развития представляет собой спираль, а значит, таких «кругов-заходов» придется делать не один, а несколько. Хорошая новость состоит в том, что с каждым походом обретается опыт путешественника. И, хотя мы каждый раз не знаем, какие чудища нас ожидают и что нам поможет в этом конкретном бою, но мы можем с уверенностью сказать: «Я там в принципе бывал и каждый раз возвращался. Выберусь и на этот раз».

Сноски 1

  1. В статье имеется в виду именно этот жанр сказки (не бытовая, не юмористическая, не назидательная сказка, и даже не животный эпос, хотя и с ним можно найти сходство). Вернуться назад
Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Амбиции руководителя

На каком этапе развития сейчас находится Россия – прогноз Льва Гумилева опытный управленец сравнивает с объективной реальностью, которая нас окружает. Какие цели поддерживаются сейчас попутным ветром перемен. Через какие стадии развития проходит человек, прежде чем амбициозные цели станут для него естественными. Почему стоит замахиваться на глобальные цели.

Телефонный этикет – советы на каждый день

Как начать телефонный разговор? Кто его должен завершать? Как помощнику «созвонить» своего руководителя с другим человеком? Как реагировать на 2-й звонок, если вы еще не завершили разговор с 1-м собеседником? Зачем выключать телефон, когда вы пришли на переговоры? И наоборот, что делать, если при этом вы ждете важный звонок или сообщение? Поясняем эти и другие моменты, с которыми мы постоянно сталкиваемся при деловом общении по телефону.

Мотивация на острие треугольника, или Новый взгляд на пирамиду Маслоу

После новогодних каникул надо «включить» себя и весь коллектив в работу. Руководителям приходится активно мотивировать подчиненных и постоянно стимулировать их к плодотворному труду, наподобие того, как это делают родители по отношению к своим детям. Почему один движется сам, а на другого приходится тратить силы, внимание, время? Ответ на этот вопрос дает теория Маслоу, сформулированная им уже в зрелые годы. Большинство знает ее укороченный вариант, предлагаем ознакомиться целиком, и тогда многое станет понятно. А заодно покажем современный ассортимент иных концепций мотивации.

Корпоратив в русском стиле

Что особенного может дать новогодний корпоратив в русском стиле, т.е. сначала отвечаем на вопрос «зачем?» А потом показываем, как организовать такой праздник: примеры игр и секреты успеха этого мероприятия.

Как распознать и обезвредить манипулятора?

Хотите распознать «кукловодов» в своей жизни и стать свободным от их «нитей-щупалец»? Тогда эта статья для вас! Разобраться вам поможет описание приемов манипуляторов, снабженное «иллюстрациями» в виде конкретных ситуаций. А дальше вы получите в свое распоряжение целый арсенал: когда не будете уверены в факте манипуляции или не захотите накалять ситуацию, сможете воспользоваться пассивными методами защиты... но если терять уже нечего, то сможете перейти и к активным действиям. Имея такой щит и меч, отучите манипуляторов от мысли, что вы – легкая добыча! Ценность статьи – в предложенных простых и эффективных способах поведения, формулировках для диалогов и внутренних установках (вы поймете, что как работает).

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

«Не бойся сказки, бойся лжи, а сказка, сказка не обманет. Тихонько сказку расскажи – на свете правды больше станет». Сказка способна лечить детей и взрослых, помогает им находить решения в сложных жизненных ситуациях. Как ей это удается? Какой язык и какие приемы она использует? Какие виды сказок чему учат? Как подобрать сказку под конкретные потребности и возраст слушателя?

Подпись глазами графолога

Большинство документов сейчас распечатывается на принтере, но рукописная подпись на них все же присутствует. Что она может рассказать вам о ее обладателе? Мы на примерах объясняем, как провести ее графологическую экспертизу (в каком порядке действовать, какие элементы подписи о каких чертах личности могут свидетельствовать, как относиться к полученным выводам).

Эмоциональный шантаж

Описание типажей манипуляторов, прибегающих к эмоциональному шантажу, и используемых ими приемов поможет вам лучше распознавать их в своем окружении (активных и молчаливых карателей, самопожертвователей, мучеников, искусителей). Далее предлагаем алгоритм выхода из-под манипуляции: как изменить свои установки и роль, что отвечать в конкретных ситуациях (при попытке заставить сдаться немедленно, при угрозах, оскорблениях, навешивании ярлыков... и для преодоления враждебности).