Минувшим летом вступил в силу закон, который установил новые правила предоставления корпоративных документов акционерам и участникам компаний. В частности, предусмотрен ряд барьеров, препятствующих недобросовестному истребованию документов. Это, по задумке авторов закона, должно уменьшить количество конфликтов, связанных с предоставлением корпоративных документов. Выясним, когда, кому и какие документы компания обязана предоставить в соответствии с новым законом.
Президент РФ 29 июля 2017 г. подписал Федеральный закон № 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и статью 50 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"». Документ детализирует порядок ознакомления акционеров и участников хозяйственных обществ с корпоративной документацией. Возможность ознакомления с ней существовала и раньше. Вот только законодательство не содержало ответов на все возникающие на практике вопросы. А это порождало конфликты между обществами и их участниками. Выясним, помогут ли изменения решить эту проблемы.
Корпоративные конфликты по поводу информации
Участники, несомненно, должны иметь возможность получить информацию о деятельности компании. Без нее они просто не смогут в полном объеме реализовать другие свои права. Однако право на информацию часто используется в качестве инструмента корпоративных войн. Такое название получили споры за управление обществом. Перед тем как полностью поглотить интересующую компанию, корпоративные рейдеры проводят разведку - приобретают минимальную долю участия в ней, что позволяет им истребовать конфиденциальную информацию. Причем у публичного акционерного общества (ПАО) риск недружественного поглощения выше, чем у непубличного АО или общества с ограниченной ответственностью (ООО).
Непубличными являются те АО, акции (эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции) которого не могут предлагаться для приобретения неограниченному кругу лиц. Прежде непубличные АО назывались ЗАО.
Также право на информацию может использоваться для гринмейла (корпоративного шантажа). К примеру, около десяти физических лиц приобретают акции (доли) крупного хозяйственного общества. После этого они по очереди начинают запрашивать копии одних и тех же документов общества, а в случае их ненадлежащего заверения или незначительной просрочки предоставления - втягивают компанию в долгие и утомительные судебные разбирательства. В результате общество вынуждено заплатить шантажистам за то, чтобы они прекратили свое участие в нем. Но суды редко встают на сторону пострадавшей компании и признают отказ предоставить документы правомерным со ссылкой на корпоративный шантаж. Примером положительной практики может служить постановление Девятого арбитражного апелляционного суда г. Москвы от 09.08.2011 по делу № А40-149902/10-136-552.
Немного истории
Страх корпораций допускать всех своих участников к конфиденциальной информации породил многочисленные споры, которые дошли до КС РФ. В определении от 18.01.2011 № 8-О-П/2011 суд подтвердил, что знакомиться с документами общества могут все акционеры, независимо от количества принадлежащих им акций. Впрочем, общество может возразить акционеру, если он злоупотребляет правом на получение информации. В частности, если у него нет законного интереса в получении информации или он действует недобросовестно.
Любопытно, что в тот же день, когда КС РФ принял это определение, Президиум ВАС РФ издал информационное письмо № 144 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ» (далее - Информационное письмо № 144). Суд разъяснил, что участник должен конкретизировать перечень и виды запрашиваемой информации. А степень конкретизации зависит от его осведомленности. Например, в требовании о предоставлении протоколов общих собраний за определенный период не обязательно должны быть указаны точные даты их составления и номера. Они просто могут быть не известны обратившемуся лицу (п. 4 Информационного письма № 144).
В том же году в Госдуму был внесен законопроект, конкретизирующий механизм получения корпоративной информации. Он, в частности, предусматривал, что документы могут запрашивать только акционеры, владеющие более чем 1 % голосующих акций. Но рассмотрение законопроекта затянулось на долгие годы, ведь, ограничив доступ к информации, законодатель мог подорвать инвестиционный климат страны. Однако в 2017 г. крупные, преимущественно государственные, корпорации попросили Президента РФ о помощи:...