Top.Mail.Ru

Организуем и проводим противопожарный инструктаж

Противопожарный инструктаж проводится для всех работников, принимаемых в организацию. Если сотрудник его не прошел, то допускать его к работе запрещено. Посмотрим, чем отличаются вводный и первичный инструктажи, а также как часто и когда следует проводить повторные, внеплановый и целевой. Разберемся, что должно быть в программах обязательных противопожарных инструктажей.

В прошлом номере мы рассмотрели организацию инструктажей по охране труда, на этот раз изучим правила проведения противопожарных инструктажей, которые также должны проходить в каждой организации.

Обязательность обучения мерам пожарной безопасности устанавливается ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 (далее - Правила противопожарного режима).

Противопожарный инструктаж проводится для всех работников, принимаемых в организацию, в соответствии с Нормами пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (утв. приказом МЧС РФ от 12.12.2007 № 645, далее - Нормы пожарной безопасности). Для кадровика или сотрудника, который будет разрабатывать программы для различных видов инструктажей, этот документ должен стать настольной книгой.

Незаменимым помощником в организации проведения противопожарных инструктажей являются и «Методические рекомендации по организации обучения руководителей и работников организаций. Противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум», утвержденные МЧС РФ в 2007 г.

Инструктаж необходим для того, чтобы довести до сведения работников требования пожарной безопасности, познакомить с пожарной опасностью технологических процессов, средствами противопожарной защиты, а также действиями в случае возникновения пожара.

Противопожарный инструктаж подразделяется:

  • на вводный,
  • первичный на рабочем месте,
  • повторный,
  • внеплановый,
  • целевой.

Противопожарный инструктаж проводит работодатель или лицо, назначенное ответственным за его проведение. Оно должно в обязательном порядке пройти обучение пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства в специализированных учебных центрах (п. 40 Норм пожарной безопасности).

Судебная практика

Если лицо, проводящее инструктаж, не пройдет специализированное обучение в учебном центре, в случае проверки данный факт будет расценен инспектором как факт нарушения трудового законодательства (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 14.12.2012 по делу № А76-7078/2012).

Обучение пожарно-техническому минимуму в организациях, не связанных с взрывопожароопасным производством, проводится в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года, а работников организаций, связанных с взрывопожароопасным производством, - один раз в год.

Работника, который не прошел противопожарный инструктаж и, при необходимости, обучение пожарно-техническому минимуму, к работе допускать запрещено (п. 3 Правил противопожарного режима). Его необходимо от работы отстранить (ст. 76 ТК РФ, см. также определение Ленинградского областного суда от 04.04.2013 № 33а-1524/2013).

Вводный противопожарный инструктаж

Вводный противопожарный инструктаж проводится по программе, которую работодатель разработал с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности. Утвердить ее должен приказом руководитель компании. Обратите внимание: при составлении программы противопожарного инструктажа следует учитывать специфику деятельности организации (п. 14 Норм пожарной безопасности). За основу можно взять Примерный перечень вопросов проведения вводного и первичного противопожарного инструктажа, приведенный в приложении 2 к п. 14 Норм пожарной безопасности (Пример 1).

Судебная практика

Если отсутствует приказ об утверждении программы вводного инструктажа, нет программы инструктажа или она не отвечает требованиям стандартов по пожарной безопасности или вводный противопожарный инструктаж не проводится вовсе, работодатель будет привлечен к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.01.2014 № А73-6581/2013).

Пример 1. Программа вводного противопожарного инструктажа

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Изменения в охране труда-2024, которые повлияют на работодателя

Текущий, 2024 год, снова станет годом изменений в области охраны труда. Запланировано множество поправок в законодательство, затрагивающих стандарты охраны труда, процедуры оказания первой помощи, требования к пожарной и промышленной безопасности, а также проведение медосмотров и проверок ГИТ. Обсуждаемые в Правительстве РФ новеллы касаются и системы учета несчастных случаев на производстве, и специальной оценки условий труда. В статье рассматриваем в деталях, на какие планируемые и уже принятые изменения работодателям стоит обратить внимание и как правильно к ним подготовиться.

Работник желает пройти диспансеризацию: действия работодателя

С какой периодичностью работник может проходить диспансеризацию. Как именно она проводится. Чем обычная диспансеризация отличается от углубленной и от профилактического медицинского осмотра. Какие работники обязаны проходить диспансеризацию. Может ли работодатель отказать сотруднику в выборе конкретного дня диспансеризации и предложить новую дату. Какие документы работодателю следует получить от сотрудника и затем оформить. Какие формулировки стоит заранее включить в локальный нормативный акт, чтобы защитить интересы работодателя при предоставлении им гарантий сотрудникам, желающим пройти диспансеризацию в рабочее время. Как быть, если работника отпустили на диспансеризацию, а в поликлинике ему отказали, в том числе должен ли сотрудник вернуться в указанный день на работу и как его в таком случае оплачивать. Что делать, если сотрудник не успел пройти диспансеризацию за один день. Приводим образцы всех необходимых документов.

Коллективные средства защиты

Когда, говоря об охране труда, затрагивают тему средств защиты, большинству на ум приходят костюмы, ботинки, каски, перчатки. Немногие помнят, что средства защиты делятся на индивидуальные и коллективные. В статье говорим о средствах коллективной защиты: что они собой представляют, какие требования к ним установлены, кому предписана обязанность ввода в эксплуатацию средств коллективной защиты. Приводим удобную таблицу-шпаргалку по таким средствам, которую можно использовать на практике.

Топ-3 ошибок при увольнении за утрату доверия

Трудовое законодательство допускает увольнение сотрудников, к которым работодатель утратил доверие из-за виновных поступков, по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Мы выделили три ошибки, которые работодатели (а точнее, кадровики, оформляющие прекращение трудового договора) чаще всего совершают и тем самым «обнуляют» законность увольнения. Это применение основания по утрате доверия не к той категории работников, к которой оно относится; отсутствие доказательств совершения работником действий, подрывающих доверие, или если такие доказательства оказываются с пороком и не соответствуют требованиям законодательства; ссылка в документах на действия работника, которые в силу закона и сложившейся практики его применения не могут свидетельствовать о подрыве доверия к сотруднику в финансово-материальном плане.

Льготы участникам СВО и членам их семей

За период с 24.02.2022 принято беспрецедентное количество федеральных и региональных нормативных правовых актов, направленных на поддержку участников специальной военной операции (СВО) и членов их семей. Им предоставляются финансовые и социальные льготы, кредитные каникулы, а бизнес призванного на службу официально освобожден от проверок, продлены сроки уплаты налогов и сдачи отчетности до окончания службы. Причем разным участникам СВО (мобилизованным в рамках частичной мобилизации, служащим по контракту, добровольцам) полагаются различные по содержанию льготы. Рассказываем, на что именно могут претендовать они, их родственники и при каких условиях. Приводим основные льготы, касающиеся различных выплат, трудовых гарантий, налогообложения, судопроизводства и пр.

Сверхурочная работа и работа в выходные дни: проблемы применения законодательства

Рассмотрены коллизионные вопросы, связанные с оплатой, а также ограничением по количеству часов сверхурочной работы и работы в выходные дни. На конкретных примерах показано, как вычислить размер заработной платы сотрудника при суммированном учете рабочего времени в случае, если он ­работал сверхурочно.

Длительный прогул: сложности увольнения

Практически каждый работодатель рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда кто-либо из сотрудников вдруг, без каких-либо предупреждений, не выходит на работу. Это настоящая головная боль для кадровой службы: упорно ждать выхода на работу пропавшего сотрудника или искать на его место нового, увольнять отсутствующего работника за прогул или ждать более года и признавать его безвестно отсутствующим? И это далеко не полный перечень вопросов, которые возникают перед кадровиком в подобной ситуации. Только четкое соблюдение всех требований трудового законодательства позволяет грамотно и с наименьшими материальными затратами решить проблему.

ПФР и ФСС РФ объединяются. К чему готовиться работодателям

С 2023 года вместо ПФР и ФСС России появится единый Социальный фонд России. Его создание и функционирование требует существенного изменения многих норм. Для работников упростится порядок получения соцвыплат. Все социальные гарантии можно будет получить в режиме «одного окна». Снизятся издержки и государства, вместо двух фондов останется один. Но большинство изменений затронет, конечно же, работодателей. Власти предполагают, что это позволит снизить нагрузку на бизнес. Ведь сократится количество отчетов, работодатели станут платить все взносы единым платежом. Но появятся и новые обязанности, например, в отношении граждан, с которыми заключен гражданско-правовой договор. Автор простым языком (чтобы было понятно не только кадровикам и бухгалтерам, но и всем интересующимся) рассказывает про изменения, вступающие в силу с 2023 года, и приводит удобные таблицы-шпаргалки, которыми можно пользоваться на практике, чтобы ничего не упустить из нововведений. Дает рекомендации работодателям, что надо успеть сделать и учесть до вступления их в силу.