Top.Mail.Ru

Что такое процессный подход и для чего он нужен бухгалтеру

Нужно ли бухгалтеру разбираться в работе предприятия? На первый взгляд – необязательно. Достаточно, если он хорошо знает свой участок работы. Однако бухгалтерия осуществляет контрольные функции на предприятии и плотно работает с руководством организации, поэтому ее сотрудникам просто необходимо понимать принципы, по которым работает бизнес.

Бизнес становится все более сложным и предъявляет высокие требования ко всем сотрудникам. Нам приходится работать не только в рамках своей специализации, но и разбираться в других, параллельных областях. Бухгалтеру тоже надо понимать работу предприятия - как «делаются деньги», то есть какова цепочка продаж и обслуживания клиентов, каким образом доставляется товар, как функционирует производство.

Нужно ли бухгалтеру разбираться в работе предприятия? На первый взгляд, это необязательно. Достаточно, если он хорошо знает свой участок работы. У него есть стандарты бухучета, план счетов и налоговое законодательство. Регламенты универсальны и применимы в любом виде деятельности, куда бы ни пришел бухгалтер - на производство, в банк, магазин.

Однако мы не согласимся с таким очевидным ответом. Во-первых, бухгалтерия осуществляет контрольные функции на предприятии. Ее задача - не допустить перерасхода ресурсов - денежных средств и нематериальных активов. А это значит, необходимо понимать, где могут образоваться «утечки». Для этого надо хорошо знать бизнес. В чем-то функция бухгалтерии пересекается с деятельностью службы безопасности, потому что и то и другое подразделение предотвращают хищения.

Во-вторых, главный бухгалтер - руководитель, который выстраивает взаимодействие бухгалтерии с другими подразделениями. Чтобы не было конфликтов и недопонимания, неплохо, если все говорят на одном языке. Поэтому хорошо, когда главбух умеет не только оперировать статьями НК РФ, но и говорит с генеральным директором о работе организации, обслуживании клиентов, понимает принципы маркетинга и т.д.

В-третьих, бухгалтерия работает по тем же законам, что и предприятие. В учете тоже есть разделение труда, нормирование, планирование и другие моменты, связанные с управлением подразделением.

Существует несколько подходов, описывающих работу предприятия. Все они показывают науку управления с разных сторон. Есть, например, направление, которое рассматривает организацию как систему, которая развивается по определенным законам (целостность, эмерджентность1, структура, закон развития систем). Зная логику существования системы, мы можем управлять организацией: прогнозировать, планировать, контролировать. Школа отношений рассматривает разные аспекты существования коллектива и сотрудника в коллективе, отношений «руководитель - подчиненный». Есть функциональное направление, с точки зрения которого организация выполняет ряд функций: планирование, прогнозирование, контроль, координация и т.д.

Одним из интересных и наиболее практичных подходов является процессный подход. Он рассматривает организацию как совокупность бизнес-процессов. Ну и, кроме того, если предприятие сертифицировано и работает по системе ИСО2, то процессный подход бухгалтеру нужно знать обязательно, поскольку он лежит в основе этой системы.

Суть процессного подхода

У этого направления много авторов. Сложно даже сказать, кто первым употребил термин «бизнес-процесс». Да и сам подход менялся по мере возникновения различных школ,...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Сказка ложь, да в ней намек: новогодние размышления о коллегах

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что люди живут, в сущности, как в сказке? Возьмем обычную ситуацию – устройство на работу. Ведь мы, подобно Илье Муромцу, стоящему перед камнем на распутье, выбираем свою судьбу. «Налево пойдешь – денег заработаешь, направо – карьеру сделаешь, а прямо пойдешь – и того и другого лишишься». Люди, которых мы встречаем на своем жизненном пути, тоже ведут себя подобно героям народных сказаний. Есть среди них и лихие Соловьи-разбойники из налоговой, и Иванушки-дурачки из отдела продаж, креативные, но все время забывающие, какие документы нужно принести в бухгалтерию от новых клиентов, и Марфы-искусницы, способные быстро составить баланс, и даже чудища из ИТ-отдела – страшные и говорящие на непонятном языке, но глубоко внутри очень добрые и делающие много хороших и полезных вещей. Что ж, посмотрим, какие персонажи встречаются в бухгалтерии.

Как жить среди сплетен и слухов: пособие для бухгалтера

В бухгалтерии накал страстей, так же как и в других подразделениях, бывает нешуточным. Чтобы сохранять оптимальный уровень работоспособности, выполнять задания и после работы радоваться жизни, надо уметь противостоять сплетням и слухам. Посмотрим, почему коллектив начинает сплетничать, а также как поступить, если вы стали объектом обсуждений.

Как бухгалтеру вести себя на совещаниях

Чем общение нескольких человек отличается от разговора один на один? На первый взгляд, ничем. Но в совещаниях есть определенная специфика. Когда человек в группе, он ведет себя иначе. Причем его поведение отличается не количественно (больше говорит, размахивает руками или улыбается), а качественно – то есть он делает то, что в одиночку не сделает. Расскажем о психологических эффектах совещаний, а также рекомендациях по поведению исходя из особенностей группового общения.

Учимся правильно шутить: приемы и техники для бухгалтера

Не секрет, что смешную историю можно рассказать по-разному. Есть люди, которые могут вызвать шквал смеха, поведав коллективу простейший и известнейший детский анекдот про Вовочку и учительницу. Однако большинству людей это не удается. В то же время прослыть остроумным человеком можно, если соблюдать несколько простых правил.

Как общаться с руководителем: пять табу и три совета

Общение с начальником редко бывает простым. Особенно остро вопрос отношений с начальством стоит для главного бухгалтера. Даже если работать на «удаленке», контактов с руководителем все равно не избежать, а это значит, что будут периоды взаимного непонимания и конфликтов. Тем не менее если знать, как себя вести, то работу в организации можно сделать вполне сносной. Автор дает рекомендации о том, что нельзя говорить категорически, а также на что обращать внимание в разговоре с начальством.

Особенности работы с партнерами из Республики Корея

Международный деловой язык общения единообразен во всем мире. Однако у каждой страны есть свои особенности. У стран Восточной Азии он довольно сильно отличается от европейского. Об особенностях работы в компании в Республике Корея, а также как взаимодействовать с партнерами из этой страны нам рассказала сотрудница Торгового отдела при посольстве Республики Корея в Москве (KOTRA) Варвара Платонова.

Как искать работу бухгалтеру

Как и где лучше искать работу? Этим вопросом задаются если не все, то очень многие. Кажется, что в век интернета и поголовной мобильной телефонии найти работу не такое уж сложное дело. Однако реальность утверждает обратное. Многим знакомо неприятное чувство, когда отправляешь резюме работодателю, а в ответ долгая (порой на пару месяцев) тишина. Автор рассказывает, где бухгалтеру лучше всего искать работу, как составить резюме и пройти собеседование.

Типология проверяющих

Как реагировать на налогового инспектора, который постоянно жалуется? Можно ли ответить агрессией на агрессивно настроенного контролера? Как определить, что перед вами проверяющий-педант? Автор выделяет основные типы контролеров, рекомендуя линию поведения в каждом конкретном случае.