Top.Mail.Ru
Показываем процедуру отзыва из отпуска и варианты ее документального оформления (докладная записка непосредственного руководителя, предложение работнику, заявление работника, приказ об отзыве из отпуска). Проясняем вопрос о том, когда работник имеет право сам определить период предоставления ему недогулянной сейчас части отпуска.

В соответствии с действующим законодательством1 работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка минимальной продолжительностью 28 календарных дней (основной отпуск). Предоставление отпуска осуществляется по графику, который утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за 2 недели до наступления календарного года. С момента утверждения такой график становится обоюдно обязательным документом как для работника, так и для работодателя. Вместе с тем в условиях текущей экономической нестабильности горизонт планирования в год - это достаточно большой срок. Ситуация меняется так быстро, что частенько уже в январе приходится «перекраивать» график. Причем хорошо, если работник еще не успел уйти в отпуск - у работодателя есть возможность договориться с ним о переносе даты его начала и оформить это надлежащим образом.

Условия для отзыва из отпуска

Законодатель в ст. 125 Трудового кодекса РФ указывает, что отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия. При этом установлено ограничение: нельзя отзывать из отпуска работников в возрасте до 18 лет, беременных женщин и работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Сам факт отзыва из отпуска дает работнику определенные преференции - неиспользованная в связи с отзывом часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время:

  • в течение текущего рабочего года или
  • присоединена к отпуску за следующий рабочий год.

Фрагмент документа

Статья 125 «Разделение ежегодного оплачиваемого отпуска на части. Отзыв из отпуска» ТК РФ

По соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.

Отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия. Неиспользованная в связи с этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год.

Не допускается отзыв из отпуска работников в возрасте до восемнадцати лет, беременных женщин и работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

По логике законодателя инициатива на возвращение работника на рабочее место во время его отдыха всегда исходит от работодателя. При этом законодатель не ставит отзыв из отпуска в зависимость от производственной необходимости. Единственное условие - согласие работника выйти на работу.

Однако сложно себе представить ситуацию, когда у работодателя появляется немотивированное желание вызвать человека на работу. Отзыв из отпуска - событие экстраординарное и вызвано оно обычно серьезными причинами. Их необходимо отразить в документах. Они могут потом пригодиться в случае конфликта при общении с самим работником, с профсоюзной организацией или в случае рассмотрения спора в суде. Обоснование отзыва обычно находит свое отражение в докладных записках непосредственного руководителя «отпускника» на имя руководителя организации (или иного лица, уполномоченного издавать приказы по личному составу).

Затем следует основной этап данной процедуры - получение согласия работника. Не будет согласия - не будет отзыва. При этом, как неоднократно отмечалось судебными инстанциями разных уровней, невыход работника из отпуска в этом случае не может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины2. Именно так произошло и в данном...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязателен? Что про оформление приказа надо конкретизировать в ЛНА?

Являются ли положения ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязательными? Если нет, то можно ли заложить иные правила оформления организационно-распорядительных документов в локальном нормативном акте организации? Как документировать добровольное присоединение организации к стандарту? Что в этом случае необходимо детализировать в Инструкции по делопроизводству организации об оформлении документов? Объясняем на примере приказов и распоряжений. Вопросы читателя стали поводом для подробного разбора этой интересной темы.

Деловая переписка с партнерами из арабского мира и Ирана

Показываем состав, правила оформления и схему расположения реквизитов делового письма, принятого в арабском мире и в Иране. У них много общего, но есть и отличия. Вы сразу заметите обилие этикетных фраз и даже уместность обращения к Богу. Зная структуру их письма, вы сможете в нем быстрее ориентироваться. И даже если будете сами составлять письмо на английском языке, сможете вложить в него привычные адресату формулировки. Обратите внимание на отличие их календаря от нашего. Показываем, как перевести «арабские» и «персидские» даты в наши и наоборот. А начинаем разговор с вопроса о том, на каком бланке письма отечественные организации ведут международную переписку и что советует ГОСТ Р 7.0.97-2016.

Как указать справочные данные об организации на бланке письма

Даем необходимый ликбез по составу сведений об организации на бланке письма. Как правильно написать юридический и почтовый адреса, телефон и факс, сайт и электронную почту, идентификационные коды и банковские реквизиты. Что из этого не могут указывать госорганы и органы местного самоуправления. Что предписывают нормативные документы и какая практика сложилась. Какие сложности с адресом надо учитывать (юридические последствия, порядок элементов адреса, возможные сокращения). Как использовать знаки препинания.

Можно ли ламинировать документы?

Прямого запрета ламинировать документ (запаивать в пленку) в законодательстве нет. Но вы рискуете при этом лишить его юридической силы! Во-первых, рассматриваем судебную практику, которая показывает, в чем проявляется ущербность заламинированного документа и когда она возникает. Во-вторых, нотариусы обычно отказываются удостоверять копии с заламинированных документов. Отдельно рассматриваем ситуацию с дипломами об образовании, подсказывая, как можно сгладить последствия допущенной оплошности в случае их ламинирования.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?