Top.Mail.Ru

Электронный больничный: бухгалтеру на заметку

С 1 июля 2017 г. электронные листки нетрудоспособности по желанию пациента должны оформляться во всех регионах Российской Федерации. Однако для нормального функционирования системы электронных больничных регионы должны быть готовы не только технически, но и организационно. Касается это не только медорганизаций, но и работодателей. Узнаем, какие преимущества дают электронные больничные и что необходимо компании, чтобы ее сотрудник мог попросить выдачу документа в электронном виде.

Вступил в действие закон, предусматривающий возможность использования листка нетрудоспособности в форме электронного документа, подписываемого усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных лиц. Данный больничный лист имеет равную юридическую силу с листком нетрудоспособности, оформленным на стандартном бланке. Рассмотрим порядок оформления электронных больничных.

Пилотный проект

Электронные листки нетрудоспособности введены Федеральным законом от 01.05.2017 № 86-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 59 и 78 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"» (далее – Закон № 86-ФЗ).

Первые электронные больничные были выписаны еще в 2014 г. на заболевших граждан из числа медицинского персонала. Ведь надо было отработать не только «выписку» больничного, но и порядок действия отдела кадров и бухгалтерии работодателя.

Технология электронного взаимодействия медицинских организаций, работодателей и территориальных органов ФСС РФ была массово апробирована в рамках пилотного проекта «Электронный листок нетрудоспособности» в Республике Крым, Астраханской, Белгородской областях и в г. Москве. В дальнейшем к эксперименту подключились и другие регионы. Было принято более 500 тысяч электронных листков нетрудоспособности.

С 1 июля 2017 г. электронные листки нетрудоспособности по желанию пациента должны оформляться во всех регионах Российской Федерации (ст. 3 Закона № 86-ФЗ). Однако для нормального функционирования системы электронных больничных регионы должны быть готовы не только технически, но и организационно.

Минтруд РФ подготовил проект Правил информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа (далее – Правила информационного взаимодействия)1.

Преимущества электронных больничных

Введение электронных больничных листов принесет несомненные плюсы. Во-первых, упрощение взаимодействия между структурами: формирование цифровых баз данных о пациентах, организациям не надо пересылать друг другу информацию на бумажных носителях. Упрощение работы врачей: они смогут больше времени уделять пациентам.

Во-вторых, электронный больничный проще заполнять. Не надо следить за размером букв, цветом чернил, расположением печати. Проще исправить ошибки. Пациентам не придется бегать по кабинетам с просьбами исправить неточности в листках нетрудоспособности.

В-третьих, экономия бюджетных средств – не надо изготавливать и приобретать бланки листков нетрудоспособности.

В-четвертых, пациенты получат доступ к информации о выданных больничных листах. В личном кабинете на сайте ФСС РФ они смогут отслеживать данные о начисленных им пособиях. Работодатель, зайдя в личный кабинет на сайте ФСС РФ, в свою очередь, сможет отслеживать открытые и закрытые листки нетрудоспособности на своих работников. Отпадет необходимость подтверждения сотрудником своего отсутствия на работе по причине болезни.

В-пятых, бухгалтерии организации не надо будет отправлять листки нетрудоспособности в ФСС РФ.

И наконец, в-шестых, электронный больничный лист невозможно испортить или потерять. Исключается возможность подделки (к примеру, в 2015 г. было выявлено 3060 поддельных листков нетрудоспособности)2.

Право, а не обязанность

Если медицинская организация и работодатель участвуют в электронном обмене, то работник может выбрать, какой больничный попросить – бумажный или электронный. Оба варианта листка нетрудоспособности имеют равную юридическую силу.

Между тем работодатели вправе пока не подключаться к электронному обмену по листкам нетрудоспособности. Штрафов за это не предусмотрено.

Если компания не участвует в электронном обмене, то электронные больничные листы будут для работников недоступны. Указанные сотрудники смогут получить только бумажные экземпляры.

Полагаем, что на первом этапе функционирование электронных листков нетрудоспособности будет носить весьма ограниченный характер из-за отсутствия необходимого технического оснащения медицинских организаций и работодателей.

Согласие пациента

Согласие гражданина на формирование листка нетрудоспособности в форме электронного документа и обработку персональных данных подтверждается посредством заполнения типовой формы информированного добровольного согласия на формирование листка нетрудоспособности в форме электронного документа и обработку персональных данных. Указанная форма приведена в приложении к Правилам информационного взаимодействия (см. Пример).

Пример

Порядок информационного взаимодействия

Порядок формирования, передачи, приема и обработки информации и ее состав определяются регламентом информационного взаимодействия, который должен утвердить ФСС РФ3.

Взаимодействие осуществляется с использованием Федеральной государственной информационной системы «Единая интегрированная информационная система "Соцстрах" Фонда социального страхования Российской Федерации» (далее – ЕИИС «Соцстрах») и информационных систем участников. При организации взаимодействия применяются квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи.

Медицинская организация с помощью программного обеспечения осуществляет ввод информации, состав которой полностью соответствует составу листка нетрудоспособности, а также порядку его заполнения, которые прописаны в порядке выдачи листков нетрудоспособности, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н.

Далее сформированный электронный больничный, заверенный усиленной квалифицированной электронной подписью, медицинская организация направляет в ЕИИС «Соцстрах».

Работник сообщает работодателю о том, что ему оформили электронный листок нетрудоспособности.

Работодатель с помощью специального программного обеспечения дозаполняет его, заверяет усиленной квалифицированной электронной подписью и направляет в ЕИИС «Соцстрах».

Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам осуществляется территориальными органами ФСС РФ на основании информации, содержащейся в ЕИИС «Соцстрах» (см. Рисунок).

Рисунок. Порядок информационного взаимодействия при формировании

Для работы с электронными больничными листками работодателям и работникам потребуются доступы в личные кабинеты (cabinets.fss.ru).

Оплата электронного больничного листа аналогична бумажной его версии.

Личные кабинеты работодателя и гражданина

Для входа в личный кабинет работодатель использует логин и пароль своей учетной записи на едином портале государственных услуг при условии, что она подтверждена.

Личный электронный кабинет работодателя выполняет следующие функции:

  • получение данных нового электронного листка нетрудоспособности, закрытого в медицинской организации;
  • просмотр и печать электронных листков нетрудоспособности;
  • ввод сведений в существующие листки нетрудоспособности;
  • экспорт данных электронных листков нетрудоспособности в xml-файл с возможностью последующей загрузки этого файла в программное обеспечение работодателя для создания и подписания реестров для отправки в ФСС РФ;
  • поиск и просмотр поданных в ФСС РФ реестров листков нетрудоспособности;
  • поиск и просмотр пособий, выплаченных ФСС РФ в рамках прямых выплат;
  • просмотр журнала обмена данными между работодателем и ФСС РФ с возможностью сохранения запросов и полученных ответов в xml-файл;
  • просмотр и выгрузка в xml-файл (для дальнейшей обработки в программном обеспечении работодателя) списка ошибок при проверке реестра и пособий;
  • формирование обращений в ФСС РФ (в части прямых выплат) с возможностью поиска по номеру, теме, статусу и дате поданного запроса;
  • просмотр извещений, сформированных сотрудником ФСС РФ при работе с реестром и пособиями;
  • подача заявки на запись на прием в региональное отделение ФСС РФ (по вопросу консультаций в части прямых выплат).

Для входа в личный кабинет гражданин использует логин и пароль своей учетной записи на едином портале государственных услуг при условии, что для идентификации он подтверждал ее лично в одном из уполномоченных центров.

В кабинете предусмотрены следующие функции:

  • поиск, просмотр и печать электронных листков нетрудоспособности;
  • просмотр информации по начисленным пособиям в разрезе электронных и бумажных листков нетрудоспособности, а также пособий, выплачиваемых ФСС РФ в рамках проекта «Прямые выплаты»;
  • просмотр и печать справки-расчета пособия;
  • просмотр личных данных гражданина.

Сноски 3

  1. Отметим, что на момент написания статьи данный порядок еще не был утвержден Правительством РФ. С текстом можно ознакомиться по ссылке: http://regulation.gov.ru/projects#npa=62920 Вернуться назад
  2. http://fss.ru/ru/news/2015/203776.shtml Вернуться назад
  3. На момент написания статьи данный регламент еще не был утвержден. Вернуться назад
Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

7 ошибок налоговиков, которые помогут оспорить результаты проверки

Проанализируем основные ошибки налоговиков, которые могут стать основанием для отмены решения по результатам проверки. В частности, когда компании не сообщили о рассмотрении материалов проверки; когда инспекция допустила нарушения при подписании акта проверки; когда документы по проверке получило неуполномоченное лицо; когда итоговое решение подписал не тот, кто рассматривал материалы проверки, и пр.

Кто ответит за долги компании, если она платить не в состоянии

По общему правилу учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица. Поэтому они нередко и не подозревают, что за взысканием долгов налоговые органы (иные кредиторы) могут прийти лично к ним и обратить взыскание на их личное имущество. Изучим судебную практику и свежие поправки в законодательство о банкротстве, о субсидиарной ответственности контролирующих организацию лиц.

Отсутствие в требовании конкретного перечня документов не освободит от штрафа

В последних определениях Верховного Суда РФ видна тенденция арбитров к ужесточению позиции в пользу налоговых органов. Отсутствие указания на конкретное количество и конкретные реквизиты документов не может служить основанием для освобождения налогоплательщика от ответственности. Выставляя требование о предоставлении документов, налоговики обычно не могут знать точные реквизиты нужных документов и их количество. В то же время они должны сформулировать требование таким образом, чтобы из него было понятно, какие документы надо предоставить.

Досудебное урегулирование споров с налоговыми органами

До обращения в суд налогоплательщик обязан пройти досудебный порядок в отношении обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговой инспекции, а также их ненормативных актов. В данной процедуре есть несомненные плюсы. Проанализируем, какие инструменты защиты могут и должны использовать организация / предприниматель для защиты своих прав, а также дадим рекомендации, на что следует сделать упор, пытаясь отстоять нарушенное право.

Верховный Суд РФ об исковой давности

Проанализируем постановление Пленума ВС РФ, в котором освещаются вопросы о начале течения срока исковой давности и порядке его применения. Рассмотрим положения о восстановлении, приостановлении и перерыве срока, а также ситуации, когда о применении исковой давности заявляет только один из соответчиков или третье лицо.

Основные особенности государственных (муниципальных) казенных учреждений

Казенные учреждения, находящиеся в государственной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований, являются совершенно новым типом юридического лица, ранее в Российской Федерации не существовавшим. Правовой статус казенных учреждений, их полномочия, правомочность и правоспособность требуют отдельного рассмотрения, так как это связано с тем, что казенное учреждение сочетает черты как федерального государственного (муниципального) учреждения, так и территориального структурного подразделения федерального органа исполнительной власти. В настоящее время происходит процесс формирования казенных учреждений, а переходный период для них продлится весь 2011 год.

Практика камеральных проверок получения налоговых вычетов физическими лицами

Наиболее сложным для гражданина вопросом, связанным с получением налогового вычета, является прохождение камеральной проверки в налоговой инспекции. Ведь при ее проведении налогоплательщику необходимо выполнить ряд обязательных процедур, от правильности и точности выполнения которых зависит принятие положительного решения о предоставлении налогового вычета. В статье рассматриваются требования, которые могут быть предъявлены к налогоплательщику – физическому лицу в ходе проверки. Анализируются практические ситуации, которые могут ­возникнуть. Предлагаются варианты поведения в затруднительных ситуациях.

Особенности автономных государственных (муниципальных) учреждений

Изменившийся с 01.01.2011 статус автономных государственных (муниципальных) учреждений вызывает ряд вопросов, связанных с их статусом и ведением финансово-хозяйственной деятельности. Каковы взаимоотношения автономных учреждений с собственниками (учредителями)? Какова система управления ими и их финансово-хозяйственной деятельностью? Каковы особенности их налогообложения?