• Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» июль 2017
  • Рубрика Правовое обеспечение деятельности

Неожиданные грабли, или Куда нечаянно может «наступить» работодатель – 2

  • Рейтинг 5
  • 0 комментариев
  • 914 просмотров
Полистать демо-версию печатного журнала
Продолжим рассмотрение вопросов, ответы на которые могут быть для работодателя не так очевидны. В частности, касающиеся компаний, у которых есть служебный автотранспорт. Давайте разберемся, нужно ли оформлять путевые листы на служебные поездки менеджеров и подвергать их предрейсовому медицинскому осмотру, страховать их жизнь и здоровье, а также оборудовать автомобили тахографом. Выясним, должен ли работодатель оборудовать место для приема пищи работников, как формировать кадровый резерв соискателей и сколько тяжестей может позволить себе поднимать сотрудница в день.


Незнание закона не освобождает от ответственности. Однако в трудовых отношениях до сих пор есть много «белых пятен», о которых работодатели узнают только на проверке. В прошлом номере мы начали говорить о них (наличие аптечки, мыла и программы реабилитации инвалида). В этот раз продолжим рассказывать о ситуациях, попадание в которые неподготовленных может привести к штрафам и иным негативным последствиям для работодателя.

«Послушаем начальника транспортного цеха»

У большинства работодателей есть служебный автотранспорт: машина руководителя, одна-две легковушки, транспортные газельки. И здесь работодатель может столкнуться с несколькими вопросами, ответы на которые способны сильно удивить его на проверке:

  • нужно ли оформлять путевые листы на служебные поездки менеджеров и подвергать их предрейсовому медицинскому осмотру?
  • нужно ли страховать жизнь и здоровье работников, использующих служебный автотранспорт?
  • в каких случаях нужно оборудовать автомобили тахографом?

Предрейсовый медицинский осмотр

Формально работодатель обязан проводить предрейсовый медосмотр любого работника, управляющего служебным автомобилем, будь то штатный водитель, в чьей должностной инструкции закреплены соответствующие обязанности, либо менеджер, торговый представитель и иное лицо, которое выступает в качестве водителя служебного автомобиля, не будучи водителем. Такая обязанность закреплена в абз. 6 п. 1 ст. 20, п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

См. статью «Как не допустить ошибок, проводя медосмотры»
Судебная практика
СвернутьПоказать

Верховный Суд РФ в постановлении от 19.12.2016 № 18-АД16-173 четко указал, что торговые представители подлежат предрейсовым медосмотрам, поскольку в их обязанности входит посещение клиентов на вверенном маршруте в соответствии с маршрутным листом. Суд также отметил, что от лиц, претендующих на занятие указанной должности, требовалось наличие водительского удостоверения и стажа вождения не менее года. В результате ВС РФ пришел к выводу, что эти работники осуществляют функции водителей и, следовательно, подлежат предрейсовым медосмотрам. Ключевым фактором в оценке стали фактические обстоятельства дела, свидетельствующие о том, что торговый представитель выполнял трудовую функцию по управлению транспортным средством.

Таким образом, если работники управляют служебными автомобилями, независимо от должности и статуса, работодатель обязан организовать проведение предрейсовых медосмотров лиц, допущенных к управлению транспортными средствами.

Путевые листы

Вопрос о необходимости путевых листов в служебных автомобилях традиционно входит в число дискуссионных. Путевой лист – документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя, в котором указываются данные автомобиля и водителя, количество израсходованного топлива, время и пробег при выезде на рейс, а также отметки о дате и времени предрейсового и медицинского осмотра водителя.

Часть инспекторов ГИБДД спрашивают путевой лист у любого лица, управляющего транспортным средством, принадлежащим юридическому лицу, другие сотрудники ГИБДД не обращают на это внимания.

Так влечет ли отсутствие путевого листа негативные последствия для работодателя – владельца транспортного средства? На первый взгляд все просто. В ст. 12.3 КоАП РФ среди документов, которые должны быть у водителя, путевой лист не упомянут. Логично предположить, что ответственность за его отсутствие у работника не наступит.

Но вот в п. 2.1.1 Правил дорожного движения (утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090) путевой лист упоминается среди необходимых документов с оговоркой: «в установленных случаях». Случаи эти зафиксированы, в частности, в ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», которая запрещает осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Судебная практика
СвернутьПоказать

Верховный Суд РФ в определении от 01.09.2014 № 302-КГ14-529 попробовал поставить точку в имеющихся спорах о необходимости путевых листов. В частности, суд подчеркнул, что в соответствии с п. 2 приказа Министерства транспорта России от 18.09.2008 № 152 «Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов» юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи, применяют обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов. Также ВС РФ признал обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что если организация осуществляет эксплуатацию легковых и грузовых автомобилей для целей перевозки работников и грузов по дорогам общего пользования, ее сотрудники являются участниками дорожного движения, поэтому она обязана обеспечивать безопасность перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом. А именно: соблюдать порядок заполнения путевых листов, включать в них обязательные реквизиты и осуществлять ежедневный послерейсовый контроль технического состояния транспортных средств.

Таким образом, путевой лист – необходимый документ, и он должен быть заполнен в соответствии со всеми предъявляемыми к нему законодательными и нормативными требованиями.

Установка тахографов

Тахограф – специальный прибор, бортовое устройство, которое предназначено для сбора и обработки информации для публичных целей (связанных с безопасностью дорожного движения, соблюдением режима труда и отдыха водителей). Требования к установке данного устройства утверждены приказом Минтранса РФ от 13.02.2013 № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (далее – приказ Минтранса РФ). Приказ определяет, что тахографы должны устанавливаться на следующие виды транспортных средств (приложение № 2):

  1. транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория M2);
  2. транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория M3);
  3. транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория N2);
  4. транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3).

Мы видим, что первые две категории – автобусы, вторые две – грузовые авто. В перечне также содержится множество исключений из этого списка, сделанных для пассажирских городских и пригородных автобусов, пассажирских и грузовых троллейбусов, транспорта военной автомобильной инспекции и ряда других государственных органов, множества специальных машин, например, автобетононасосов, автолавок, автокранов и т.п., которым тахографы устанавливать не требуется.

Прежде чем принимать решение о покупке и установке тахографа либо укрепиться в мысли о том, что его установка не требуется, работодателю следует внимательно изучить приложение № 2 к Приказу Минтранса РФ. В этом случае вы будете уверены, что на грузовую газель или легковой автомобиль тахограф не нужен, даже если организация активно занимается грузоперевозками, а вот при наличии грузового автомобиля тяжелее 3,5 тонны придется раскошелиться и купить тахограф.

Страхование жизни и здоровья водителей и пассажиров

Страхование жизни и здоровья водителей и пассажиров тоже является важным вопросом. Мы уже привыкли, что закон об ОСАГО распространяется на всех автовладельцев, вне зависимости от рода их профессиональной деятельности и цели использования транспортного средства. Полис ОСАГО предусматривает, помимо прочего, страховые выплаты в случае причинения вреда жизни и здоровью пассажира. Статья 1079 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что за вред, причиненный источником повышенной опасности, к которым относится любой автомобиль, отвечает его владелец. И вроде бы в тех случаях, когда ответственность владельца авто застрахована, можно быть спокойным. Однако размер выплат по полису ОСАГО может оказаться существенно меньше, чем с владельца источника повышенной опасности взыскивают суды.

Страховые компании предлагают страхование жизни и здоровья водителей и пассажиров в комплексе с полисом КАСКО, и в этом случае речь идет о необязательном виде страхования, когда работодатель хочет дополнительно позаботиться об интересах как водителей и иных сотрудников, которые ездят за рулем служебных авто, так и пассажиров, среди которых те же работники и даже клиенты компании. При решении вопроса, страховать или нет жизнь и здоровье водителя и пассажиров дополнительно, стоит задуматься, ведь при отсутствии дополнительного страхования, размер возмещаемого ущерба в случае ДТП может превысить экономию на покупке дополнительной страховки.

В каких же случаях страхование жизни и здоровья становится обязательным? Полис ОСГОПП (обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров) должен быть у каждого юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего только коммерческие перевозки пассажиров. Таково требование Федерального закона от 14.06.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном». Таким образом, если вы не занимаетесь перевозкой пассажиров, то и полис ОСГОПП вам не потребуется.

Ответственность

Пару слов скажем об ответственности. Размер штрафа за отсутствие путевого листа может варьироваться в зависимости от того, какое нарушение будет усмотрено инспектором ГИБДД. Так, в случае ответственности по ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ штраф будет наложен на водителя и составит 500 рублей. Если же будет применена санкция, предусмотренная ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, то штраф для должностного лица составит 20 000 рублей, а для юридического лица существенно больше – 100 000 рублей.

Часть 2 ст. 12.31.1. КоАП РФ устанавливает штраф за отсутствие в путевом листе отметки о предрейсовом медицинском осмотре для водителя – в размере 3000 рублей; для должностного лица, ответственного за безопасную эксплуатацию транспортного средства, – 5000 рублей; для юридического лица – 30 000 рублей.

Ответственность за отсутствие в автомобиле тахографа наступит по ст. 11.23 КоАП РФ, для водителя штраф будет от 1000 до 3000 рублей, а для должностных лиц – от 5000 до 10 000 рублей.

Должен ли работодатель оборудовать место для приема пищи работников

Согласно требованиям ст. 223 ТК РФ «санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются… помещения для приема пищи…». При формальном прочтении данной нормы напрашивается вывод о том, что любой работодатель в любом случае обязан оборудовать для работников помещение для приема пищи.

Однако вывод этот является поспешным, так как данная норма является общей. Специальной нормой, конкретизирующей такую обязанность работодателя, будет ст. 108 ТК РФ, в соответствии с которой на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Речь идет о видах работ, при выполнении которых оставление сотрудником рабочего места и временное прекращение исполнения трудовых обязанностей может повлечь нарушение производственного процесса, это в первую очередь касается производств с непрерывным циклом. Перечень таких работ, при выполнении которых работнику предоставляется возможность приема пищи непосредственно на территории работодателя, а также места для отдыха и приема пищи должны быть зафиксированы в правилах внутреннего трудового распорядка.

См. статью «Нестандартное рабочее время»

Обязанность работодателя по оборудованию помещения для приема пищи может быть дополнительно предусмотрена коллективным договором или даже закреплена самим работодателем в добровольном порядке в локальном нормативном акте в том случае, когда работодатель хочет обеспечить работникам дополнительный комфорт.

Во всех остальных случаях работник вправе использовать перерыв для отдыха и питания по своему усмотрению и осуществить прием пищи в любом удобном ему месте за пределами рабочего места или даже территории работодателя, а работодатель не обязан выделять и оборудовать помещение для приема пищи работниками.

Персональные данные соискателей: формирование кадрового резерва

Подбор персонала – важная составляющая успешного бизнеса, поэтому ему принято уделять много времени и внимания. Поток кандидатов на вакантные должности иногда может быть довольно большим, а сам отбор длительным. Все это время работодатель хранит у себя резюме соискателей, а также копии предоставленных документов (например, трудовой книжки, документов об образовании, рекомендательных писем и т.п.), которые содержат их персональные данные (ПД).

О других проблемах, которые могут возникнуть у работодателя до приема соискателя на работу, читайте в статье «Как избежать рисков до заключения трудового договора с кандидатом»

С момента возникновения трудовых правоотношений между одним успешным кандидатом, ставшим работником, и его работодателем с обработкой персональных данных все становится понятным: работник при заключении трудового договора дает работодателю свое письменное согласие на обработку ПД. Но ведь нередко хранение и обработка персональных данных соискателей не ограничивается датой закрытия вакансии, наиболее успешные кандидаты пополняют «копилку» работодателя – попадают в кадровый резерв. И вроде бы никаких нарушений, поскольку кандидаты сами, добровольно направили свои резюме, то есть сообщили работодателю свои ПД, но это только при первом рассмотрении, ведь письменного согласия на их обработку они не предоставляли. Другими словами, трудовые правоотношения не возникли, а обработка персональных данных уже идет полным ходом.

См. статью «Документы с персональными данными в архиве»

Часть 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» устанавливает, что оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку ПД, обрабатываемых в соответствии с трудовым законодательством. Несмотря на то что процесс подбора персонала традиционно относится к числу правоотношений, предшествующих трудовым, которые ТК РФ не регулируются, правоотношения между кандидатами и будущим работодателем попадают под действие, например, Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», то есть – трудового законодательства в широком смысле этого понятия.

Это означает, что работодатель вправе осуществлять обработку персональных данных кандидатов на вакантные должности на законных основаниях, сохранять их резюме, формируя как бумажную, так и электронную базу соискателей, именуемую «кадровый резерв», но при этом обязан получать предварительно письменное согласие кандидатов на обработку ПД. Такое согласие можно не получать, если работодатель хранит только резюме кандидатов, которые были размещены ими самими в открытых источниках, доступ к данным которых не ограничен, например на сайте по поиску работы в Интернете.

«Коня на скаку…» или о тяжелом для женщин

Несмотря на все попытки феминисток установить равенство с мужчинами, в трудовой сфере существующие еще с советских времен особенности применения труда женщин не позволяют слабому полу трудиться наравне с мужчинами. Ограничения касаются как профессий и должностей, находящихся для женщин под запретом, так и определенных условий труда, например ограничения подъема и перемещения тяжестей.

См. статью «Как не ошибиться, предоставляя компенсации "вредникам"»

Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 № 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин» утверждает действующий на сегодняшний день перечень работ, на которых запрещено применение женского труда. Всего в список вошло 456 работ. И если запрет для женщины быть взрывником или работать с расплавленным свинцом, хлором и ртутью выглядит разумным, то в перечне встречаются и весьма неожиданные профессии, например плотник, водитель аэросаней, грузовика и т.п., которые на первый взгляд обывателя вредными не являются.

К перечню есть ряд оговорок, делающих исключение для некоторых видов работ. Например, занимать руководящие должности (как генеральный директор, директор, начальник, технический руководитель, управляющий) на шахтах и рудниках на добыче угля женщинам разрешено, если при этом она не выполняет физической работы и непостоянно пребывает под землей. Прежде чем осуществлять прием на работу женщины, убедитесь, что должность (работа по конкретной трудовой функции) не попадает в выше указанный перечень.

Постановлением Правительства РФ от 06.02.1993 № 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную» утверждены единые для всех нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную:

  1. подъем и перемещение тяжестей до 10 кг1 при чередовании с другой работой (до 2 раз в час);
  2. подъем и перемещение тяжестей 7 кг постоянно в течение рабочей смены;
  3. величина динамической работы, совершаемой в течение каждого часа рабочей смены, не должна превышать:
    • с рабочей поверхности – 1750 кГм,
    • с пола – 875 кГм.

Правила, как мы убедились, предельно просты, и кажется, что они должны применяться только на производствах, в каких-нибудь цехах. Но это не так. Нормы универсальны и обязательны для всех работодателей. Например, у вас небольшой магазин, продавцы, как водится, женщины, отдельных грузчиков нет. Вот и получается, что женщины-продавцы и приемом (разгрузкой) товаров занимаются, и ящиками в процессе торговли тоже ворочают. Так, банка тушенки весит 600 г, но в коробке их 24 штуки, то есть вес ящика составит 14,4 кг. А таких коробок в магазине масса, и женщине приходится их поднимать, перекладывать иногда чаще двух раз в час.

Если нормы подъема и перемещения тяжестей нарушены, то работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Штраф, налагаемый на должностных лиц, составит от 1000 до 5000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1000 до 5000 рублей; на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей.


Сноски

СвернутьПоказать
  1. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг. Вернуться назад

Полистать демо-версию печатного журнала
на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  1 голос

Нет комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.