Top.Mail.Ru
Одна из проблем, с которыми сталкивается работодатель, – это совмещение «процесса работы» сотрудника и «творческого процесса создания» авторского произведения. Даже если трудовая функция работника не содержит в себе ничего, кроме процесса создания служебного произведения, ГК РФ фактически обособляет результат творчества от процесса его получения. Разберемся, как документально оформить служебное произведение и грамотно оплатить его.

Служебные произведения творятся «по заказу» работодателя. Последний контролирует процесс их создания в значительной степени, поскольку полномочия, предоставленные ему ТК РФ, шире, чем те, что предоставляет заказчику ГК РФ. Заказчик и автор, действующие в рамках конструкций, предусмотренных ГК РФ, априори равны в своем положении. Отношения же работодателя и работника содержат организационно-распорядительный элемент и подразумевают возможность применения мер дисциплинарной ответственности. Рассмотрим одну из проблем, вызывающих затруднения у работодателей, - порядок оформления и оплаты служебных произведений своих сотрудников.

Служебное произведение

Под служебным произведением понимается произведение, которое создается в рамках установленных для работника трудовых обязанностей (ст. 1295 ГК РФ). Его автор получает полный набор личных неимущественных прав, а работодатель (если иной вариант не предусмотрен соглашением между сторонами) получает полный набор исключительных прав на использование произведения.

К правам автора-работника относятся (п. 2 ст. 1255 ГК РФ):

  • право авторства (право признаваться автором произведения);
  • право автора на имя (право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под псевдонимом или анонимно);
  • право на вознаграждение;
  • право на неприкосновенность произведения.

К сведению

Согласно п. 2 ст. 1295 ГК РФ исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Таким образом, право на неприкосновенность произведения сохраняется за автором, потому что это самостоятельный вид авторских прав. Обратите внимание, что между п. 1 ст. 1266 и подп. 9 п. 1 ст. 1270 ГК РФ есть существенная разница (при нарушении неприкосновенности произведение остается тем же, при реализации исключительных прав возникает новое произведение (перевод или иное производное произведение)):

У «заказчика»-работодателя будут следующие права:

  • исключительное право на произведение (право использовать и распоряжаться, извлекая доход);
  • право обнародования произведения (право сообщать произведение другим лицам). Оно напрямую вытекает из права работодателя реализовать свои исключительные права. Невозможно начать коммерческое использование, не обнародовав произведение или не передав право на его обнародование третьему лицу.

Обратите внимание: работодатель обязан реализовать исключительное право (начав использовать произведение или заявив о своем намерении сохранить его в тайне) и право обнародования в течение трех лет с момента создания произведения. В противном случае произведение переходит к автору (абз. 2 п. 2 ст. 1295 ГК РФ).

Для того чтобы определить, является ли созданное работником произведение служебным, необходимо исследовать вопрос о том, относилось ли задание работодателя к трудовым обязанностям (постановление Пленумов Верховного Суда РФ № 5, ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», далее - Постановление Пленумов). Поясним на примере.

Пример 1

Штатному переводчику1 в компании предложено перевести путеводитель по острову Бишоп-Рок. Согласно ст. 14 Закона РФ от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (который утратил силу с 01.01.2008) для отнесения данного перевода к служебным произведениям было достаточно наличия служебного задания (распоряжение работодателя). То есть письменного указания руководителя сделать перевод данного документа. Теперь наличие такого задания не имеет принципиального значения2.

Решающим будет то, что написано в должностной инструкции работника. Если в разделе «трудовая функция» должностной инструкции будет указание, что «на работника возлагаются обязанности по организации и проведению работы по устным (синхронным, последовательным) переводам», то не будет иметь значения, что переводчику дан соответствующий приказ. По окончании работы сотрудник все равно получит все права на перевод. Если же в инструкции указано, что сотрудник в трудовой функции должен осуществлять «работу по письменным переводам статей, путеводителей, текстов проектов договоров, меморандумов, информационных сообщений и коммюнике, деловых писем и официальных публикаций», то произведение признается служебным.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Изменения в охране труда-2024, которые повлияют на работодателя

Текущий, 2024 год, снова станет годом изменений в области охраны труда. Запланировано множество поправок в законодательство, затрагивающих стандарты охраны труда, процедуры оказания первой помощи, требования к пожарной и промышленной безопасности, а также проведение медосмотров и проверок ГИТ. Обсуждаемые в Правительстве РФ новеллы касаются и системы учета несчастных случаев на производстве, и специальной оценки условий труда. В статье рассматриваем в деталях, на какие планируемые и уже принятые изменения работодателям стоит обратить внимание и как правильно к ним подготовиться.

Работник желает пройти диспансеризацию: действия работодателя

С какой периодичностью работник может проходить диспансеризацию. Как именно она проводится. Чем обычная диспансеризация отличается от углубленной и от профилактического медицинского осмотра. Какие работники обязаны проходить диспансеризацию. Может ли работодатель отказать сотруднику в выборе конкретного дня диспансеризации и предложить новую дату. Какие документы работодателю следует получить от сотрудника и затем оформить. Какие формулировки стоит заранее включить в локальный нормативный акт, чтобы защитить интересы работодателя при предоставлении им гарантий сотрудникам, желающим пройти диспансеризацию в рабочее время. Как быть, если работника отпустили на диспансеризацию, а в поликлинике ему отказали, в том числе должен ли сотрудник вернуться в указанный день на работу и как его в таком случае оплачивать. Что делать, если сотрудник не успел пройти диспансеризацию за один день. Приводим образцы всех необходимых документов.

Коллективные средства защиты

Когда, говоря об охране труда, затрагивают тему средств защиты, большинству на ум приходят костюмы, ботинки, каски, перчатки. Немногие помнят, что средства защиты делятся на индивидуальные и коллективные. В статье говорим о средствах коллективной защиты: что они собой представляют, какие требования к ним установлены, кому предписана обязанность ввода в эксплуатацию средств коллективной защиты. Приводим удобную таблицу-шпаргалку по таким средствам, которую можно использовать на практике.

Топ-3 ошибок при увольнении за утрату доверия

Трудовое законодательство допускает увольнение сотрудников, к которым работодатель утратил доверие из-за виновных поступков, по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Мы выделили три ошибки, которые работодатели (а точнее, кадровики, оформляющие прекращение трудового договора) чаще всего совершают и тем самым «обнуляют» законность увольнения. Это применение основания по утрате доверия не к той категории работников, к которой оно относится; отсутствие доказательств совершения работником действий, подрывающих доверие, или если такие доказательства оказываются с пороком и не соответствуют требованиям законодательства; ссылка в документах на действия работника, которые в силу закона и сложившейся практики его применения не могут свидетельствовать о подрыве доверия к сотруднику в финансово-материальном плане.

Льготы участникам СВО и членам их семей

За период с 24.02.2022 принято беспрецедентное количество федеральных и региональных нормативных правовых актов, направленных на поддержку участников специальной военной операции (СВО) и членов их семей. Им предоставляются финансовые и социальные льготы, кредитные каникулы, а бизнес призванного на службу официально освобожден от проверок, продлены сроки уплаты налогов и сдачи отчетности до окончания службы. Причем разным участникам СВО (мобилизованным в рамках частичной мобилизации, служащим по контракту, добровольцам) полагаются различные по содержанию льготы. Рассказываем, на что именно могут претендовать они, их родственники и при каких условиях. Приводим основные льготы, касающиеся различных выплат, трудовых гарантий, налогообложения, судопроизводства и пр.

Сверхурочная работа и работа в выходные дни: проблемы применения законодательства

Рассмотрены коллизионные вопросы, связанные с оплатой, а также ограничением по количеству часов сверхурочной работы и работы в выходные дни. На конкретных примерах показано, как вычислить размер заработной платы сотрудника при суммированном учете рабочего времени в случае, если он ­работал сверхурочно.

Длительный прогул: сложности увольнения

Практически каждый работодатель рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда кто-либо из сотрудников вдруг, без каких-либо предупреждений, не выходит на работу. Это настоящая головная боль для кадровой службы: упорно ждать выхода на работу пропавшего сотрудника или искать на его место нового, увольнять отсутствующего работника за прогул или ждать более года и признавать его безвестно отсутствующим? И это далеко не полный перечень вопросов, которые возникают перед кадровиком в подобной ситуации. Только четкое соблюдение всех требований трудового законодательства позволяет грамотно и с наименьшими материальными затратами решить проблему.

ПФР и ФСС РФ объединяются. К чему готовиться работодателям

С 2023 года вместо ПФР и ФСС России появится единый Социальный фонд России. Его создание и функционирование требует существенного изменения многих норм. Для работников упростится порядок получения соцвыплат. Все социальные гарантии можно будет получить в режиме «одного окна». Снизятся издержки и государства, вместо двух фондов останется один. Но большинство изменений затронет, конечно же, работодателей. Власти предполагают, что это позволит снизить нагрузку на бизнес. Ведь сократится количество отчетов, работодатели станут платить все взносы единым платежом. Но появятся и новые обязанности, например, в отношении граждан, с которыми заключен гражданско-правовой договор. Автор простым языком (чтобы было понятно не только кадровикам и бухгалтерам, но и всем интересующимся) рассказывает про изменения, вступающие в силу с 2023 года, и приводит удобные таблицы-шпаргалки, которыми можно пользоваться на практике, чтобы ничего не упустить из нововведений. Дает рекомендации работодателям, что надо успеть сделать и учесть до вступления их в силу.