Рекламой считается распространяемая информация, которая адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование (поддержание) интереса к нему и его продвижение. Таким образом, любая реклама содержит в себе определенную информацию. Но далеко не всякая информация, подходящая под это определение, будет считаться рекламой. Расскажем, при распространении какой информации положения законодательства о рекламе можно не учитывать.
Ни один успешный бизнес не может обойтись без рекламы. И пусть выражение «реклама - двигатель торговли» давно избито, оно тем не менее как нельзя лучше отражает важность рекламы для современной компании. Но при рекламировании нужно помнить, что законодательство о рекламе содержит множество запретов и ограничений. И если информация признается рекламой, все они должны неукоснительно соблюдаться. Иначе компании будет грозить немалый штраф (в некоторых случаях - до миллиона рублей). О том, что признается рекламой, а что нет, мы расскажем в статье.
Определение рекламы дано в Федеральном законе от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон № 38-ФЗ).
Фрагмент документа
Пункт 1 ст. 3 Закона № 38-ФЗ
реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке
Нетрудно заметить, что приведенное определение очень широкое. По сути, рекламой можно считать все, что привлекает внимание к объекту рекламирования. Впрочем, из любого правила бывают исключения. В нашем случае они перечислены в ч. 2 ст. 2 Закона № 38-ФЗ.
Фрагмент документа
Часть 2 ст. 2 Закона № 38-ФЗ
Настоящий Федеральный закон не распространяется:
- на политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума;
- информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;
- справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;
- сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;
- вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;
- объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
- информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;
- любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;
- упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.
Остановимся на каждом пункте этого списка.
Политическая реклама
Несмотря на наличие в этом словосочетании термина «реклама», Закон № 38-ФЗ на нее не распространяется. И даже тот факт, что политическая реклама может быть размещена на рекламных конструкциях, еще не говорит о возможности применения к ней Закона № 38-ФЗ (определение ВАС РФ от 12.04.2013 № ВАС-3499/13 по делу № А76-6760/2012, постановление ФАС Уральского округа от 27.11.2012 № Ф09-11825/12 по делу № А76-6760/2012).
Вместе с тем надо учитывать, что за пределами сроков выборной кампании неагитационная политическая информация может размещаться на условиях социальной рекламы (протокол совещания руководителей ЦИК России и ФАС России от 06.08.2007 № 2). А раз так, то требования Закона № 38-ФЗ распространяются на эту информацию в полной мере (решение УФАС России по Свердловской области от 28.01.2016 по делу № 120/121/122).
Фрагмент документа
Пункт 11 ст. 3 Закона № 38-ФЗ
социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства
Информация, обязательная к раскрытию
Обязательной к раскрытию можно считать, например (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"»):
- информацию о товарах (работах, услугах), которую изготовитель (исполнитель, продавец) обязан предоставлять потребителю (ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»);
- информацию о самом изготовителе (продавце) товаров или исполнителе, оказывающем услуги (ст. 9 этого же закона);
- информацию, которую обязаны раскрывать публичные общества (п. 1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах») и др.
И даже если информация, обязательная к раскрытию, приведена не в полном объеме, это не делает ее рекламой.
Справочно-информационные и аналитические материалы
К таким материалам относятся, например, обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний. Главное, чтобы они не имели цели продвижения товара на рынке и не являлись социальной рекламой.
Российский производитель кофе обратился в антимонопольную службу с заявлением о привлечении к административной ответственности одного из телеканалов. Основанием для этого стало некорректное, по мнению заявителя, сравнение кофе иностранного и российского производства. Антимонопольщики в возбуждении дела отказали. Тогда компания обратилась в суд с заявлением о признании их бездействия незаконным.
Арбитры встали на сторону антимонопольной службы. Они указали, что товар (кофе) в передаче не демонстрировался, не были указаны его индивидуализирующие признаки (название, товарный знак, упаковка и др.). Сведения, очевидно ассоциирующиеся у потребителя с определенным товаром, тоже не приводились. Таким образом, информация из передачи была признана аналитическим материалом, на который положения Закона № 38-ФЗ не распространяются (постановление ФАС Московского округа от 15.02.2013 по делу № А40-70321/12-144-333).
Также не является рекламой информация:
- о производимых или реализуемых товарах (оказываемых услугах), размещенная на сайте компании или на ее странице в социальной сети. Но только если эти сведения предназначены для информирования об ассортименте товаров (услуг) и правилах их использования (письмо ФАС России от 20.07.2016 № АК/49414/16). Если же подобная информация направлена не столько на информирование потребителей,...