Top.Mail.Ru

Добро пожаловаться: где и как отстаивать свои права налогоплательщику

Правом обжаловать действия или бездействие налогового органа обладает каждый налогоплательщик. Есть несколько путей защиты (обращение к вышестоящему должностному лицу или в вышестоящую инспекцию, прокуратуру, суд). Каждый из них может оказаться более или менее предпочтительным в конкретной ситуации. Самым действенным будет применение комбинации различных средств. Посмотрим, какой способ выбрать и как составить обращение.

В перечне обязанностей налоговых органов, который предлагает нам НК РФ, первым номером значится соблюдение законодательства о налогах и сборах. Стоит ли говорить, что эта декларация зачастую остается только на бумаге? Сколько приходится потратить времени и преодолеть барьеров потребителям госуслуг для получения документов, снятия блокировки счета, возврата переплаченных налогов. О том, как привести механизм в действие, читайте в этом материале.

Интересно, что статьи НК РФ об обязанностях налогоплательщиков и налоговых органов «отзеркаливают» даже номерами – 23 и 32. Однако список обязанностей налоговиков значительно шире, чем у налогоплательщиков. Например, налоговые органы должны бесплатно информировать налогоплательщиков:

  • о действующих налогах и сборах,
  • законодательстве о налогах и сборах,
  • порядке исчисления и уплаты налогов и сборов,
  • правах и обязанностях налогоплательщиков,
  • полномочиях налоговых органов и их должностных лиц,
  • а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.

Обратите внимание на возможность бесплатно получить в ФНС РФ информацию о своих правах. Получается, что посоветоваться о способах защиты мы можем непосредственно с самим обидчиком. Несомненно, это должно придавать уверенности. Порядок оказания такой услуги давно разработан и утвержден:

  1. приказом ФНС России от 30.04.2015 № СА-7-17/180@ об оказании помощи по телефону 8-800-222-22-22;
  2. приказом ФНС России от 24.12.2013 № ММВ-7-6/635@ о доступе к информации через интернет-сайт http://www.nalog.ru;
  3. приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н о письменном информировании налогоплательщиков при их обращении по адресу: 127381, г. Москва, ул. Неглинная, д. 23 (телефон справочной службы ФНС России: (495) 913-00-09) или по адресу территориального налогового органа.

Общий срок ответа при письменном обращении составит 30 календарных дней. Устное обращение – личное или по телефону – обрабатывается сразу.

Как и куда пожаловаться

Правом обжаловать действия или бездействие налогового органа обладает каждый. Есть несколько путей защиты. Каждый из них может оказаться более или менее предпочтительным в конкретной ситуации. Самым действенным будет применение комбинации различных средств.

1. Обращение к вышестоящему должностному лицу

Вы вправе как обратиться лично, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию с руководителем инспектора, так и направить обращение в письменной форме.

Порядок обращения и его обработку регулирует Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Несмотря на название, закон распространяется не только на граждан, но и на юридических лиц.

Письменное обращение может носить характер заявления или жалобы. Выбор зависит от вашей цели. Заявление – это ваша просьба о содействии в реализации конституционных прав, либо сообщение о нарушении законов, недостатках в работе должностных лиц (например, инспекторов), либо критика деятельности должностных лиц.

В виде жалобы оформляется просьба о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов.

То есть заявление, чаще всего, направлено на информирование о сложившейся ситуации, а жалоба – на восстановление своих прав. Для обоих документов установлены единые требования:

  • необходимо указать фамилию, имя, отчество должностного лица, к которому вы обращаетесь, либо его должность;
  • обозначить свои фамилию, имя, отчество;
  • написать почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;
  • изложить суть заявления или жалобы;
  • поставить личную подпись и дату.

Какие-либо документы прилагаются к заявлению, жалобе только в случае необходимости, для подтверждения своих доводов. Обязательного приложения документов к заявлению или жалобе закон не содержит.

Удобно, что обращение можно отправить не только лично либо по почте. Обратиться к вышестоящему должностному лицу можно и в форме электронного документа. В этом случае необходимо дополнительно указать адрес электронной почты или почтовый адрес, в зависимости от того, в какой форме вы хотите получить ответ.

Направлять обращение нужно непосредственно тому должностному лицу, в компетенцию которого входит решение вашего вопроса.

К сведению

Все обращения обязательны для рассмотрения. Должностное лицо или налоговая инспекция не вправе отказать вам в принятии заявления или жалобы. Ваше письмо должно быть зарегистрировано в течение трех дней с момента его поступления. По прошествии этого срока позвоните в инспекцию и узнайте входящий номер, уточните информацию о движении вашего заявления или жалобы.

Письменное обращение должно быть рассмотрено в течение 30 календарных дней со дня его регистрации. Ответ направляется заявителю в письменной форме. А если обращение поступило в электронном виде, ответ будет отправлен в том виде, который вы указали в заявлении (жалобе), – письменно или по электронной почте.

На что можно пожаловаться вышестоящему должностному лицу? Закон не ограничивает круг вопросов, которые можно передать на рассмотрение руководителя, когда действия или бездействие инспектора нарушают ваши права. Если решение вашего вопроса вне компетенции чиновника, он направляет заявление (жалобу) соответствующему должностному лицу, которое уполномочено решать поставленные вами вопросы.

Без ответа обращение будет оставлено в случаях, если:

  1. не указана фамилия заявителя (не забывайте о себе);
  2. не указан почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ (будьте внимательны);
  3. в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, членов его семьи (старайтесь держать себя в руках);
  4. текст не поддается прочтению (будьте аккуратны);
  5. в обращении содержится вопрос, на который уже неоднократно давались письменные ответы, а новых доводов в обращении нет (будьте внимательны к деталям).

Нельзя исключать, что ваши права могут быть нарушены не только при взаимодействии с инспектором, но и при рассмотрении вышестоящим должностным лицом вашего обращения. На этот случай в КоАП РФ предусмотрена специальная ст. 5.59 – за нарушение порядка рассмотрения обращений должностное лицо заплатит штраф от 5000 до 10 000 рублей.

Преимущества этого способа:

  • не требует уплаты госпошлины;
  • не ограничен срок обращения;
  • не ограничен круг обжалуемых вопросов (действий или бездействия);
  • вы вправе самостоятельно выбрать способ общения с представителем власти – лично или письменно;
  • если вопрос не в компетенции должностного лица, обращение будет перенаправлено по нужному адресу.

2. Обжалование в вышестоящий налоговый орган

И гражданин, и организация имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по их мнению, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

В вышестоящую инспекцию подается два вида жалоб:

  1. апелляционная, если вы намерены обжаловать не вступившие в законную силу решения налоговиков;
  2. просто жалоба, если вы хотите оспорить акты налоговой инспекции (ненормативного характера), которые уже вступили в законную силу, действия или бездействие должностных лиц.

На что можно пожаловаться вышестоящему налоговому органу? Вы вправе оспорить как действия или бездействие должностных лиц, так и любые ненормативные (то есть индивидуально определенные, разовые, относящиеся к конкретному налогоплательщику) акты инспекции. Это могут быть решения о проведении налоговой проверки или зачета, приостановлении операций по счету, привлечении к ответственности, доначислении налога и пени, требование об уплате налога и т.д.

Порядок подачи и рассмотрения жалоб регулируют гл. 19 и 20 НК РФ.

Жалобы – и простая, и апелляционная – направляются не напрямую в вышестоящий налоговый орган, а через инспекцию, принявшую оспариваемое решение или допустившую незаконные действия (бездействие). Инспекция обязана в течение трех дней со дня поступления направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Примечательно, что, получив обычную жалобу, инспекция обязана самостоятельно устранить нарушения и сообщить об этом в вышестоящий налоговый орган. Для апелляционной жалобы такой вариант развития событий не предусмотрен.

Есть различия и в сроках подачи:

  1. обычная жалоба может быть подана в течение одного года со дня:
    • когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав;
    • вынесения решения, если обжалуется вступившее в силу решение о привлечении к ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности, которое не было обжаловано в апелляционном порядке;
    • вынесения решения, если обжалуется вступившее в силу решение, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, которое не было обжаловано в апелляционном порядке.
  2. апелляционная жалоба может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения.

    Требования к форме и содержанию обычной жалобы и апелляционной – единые, они перечислены в ст. 139.2 НК РФ. Форма допускается только письменная или электронная (с отправкой по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика). Отправка жалобы по электронной почте не предусмотрена.

    В жалобе следует указать:

    • Ф.И.О. и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;
    • обжалуемый акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;
    • наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;
    • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
    • требования лица, подающего жалобу;
    • способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Не является обязательным требованием, но для содействия в своевременном рассмотрении жалобы можно дополнительно указать номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные сведения. Также полезно будет приложить документы, подтверждающие требования заявителя. Только имейте в виду, что документы будут приняты во внимание только в том случае, если вы сможете обосновать причины, по которым невозможно было ранее представить их инспекции, решение которой обжалуется.

Соблюдение срока и порядка составления жалобы важно. В противном случае она будет оставлена без рассмотрения.

По общему правилу оспаривание автоматически не приостанавливает исполнение обжалуемого акта. Но в каждом правиле бывают исключения: в случае обжалования вступившего в силу решения о привлечении к ответственности или решения об отказе в привлечении к ответственности исполнение обжалуемого решения может быть приостановлено.

Для этого вместе с жалобой необходимо подать заявление о приостановлении и предоставить банковскую гарантию, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению.

По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган принимает одно из следующих решений:

  1. оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;
  2. отменяет акт налогового органа ненормативного характера;
  3. отменяет решение налоговой инспекции полностью или в части;
  4. отменяет решение полностью и принимает по делу новое решение;
  5. признает действия или бездействие должностных лиц инспекции незаконными и выносит решение по существу.

Причем это не является точкой в защите своих прав. Ведь решение вышестоящего налогового органа, в свою очередь, тоже может быть обжаловано в ФНС РФ в течение трех месяцев со дня принятия.

Преимущества этого способа:

  • не требует уплаты госпошлины;
  • не ограничен круг обжалуемых ненормативных актов, действий или бездействия;
  • результатом рассмотрения жалобы может быть отмена ненормативного акта налогового органа;
  • исполнение решения о привлечении к ответственности (отказе от привлечения к ответственности) может быть приостановлено до принятия решения по жалобе.

3. Обращение в прокуратуру

Универсальным средством защиты нарушенных прав остается прокурорский надзор. Основа нормативной базы по этому вопросу – Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которому вмешательство и воздействие в любой форме органов государственной власти в осуществление прокурорского надзора недопустимо.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

На что можно пожаловаться прокурору? Ответ на этот вопрос есть в законе. Предметом прокурорского надзора, среди прочего, является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Иными словами, прокурорский надзор распространяется на обращения о нарушениях законодательства, прав, свобод и интересов человека и гражданина. В прокуратуру не подаются жалобы на решения налоговых органов, заявления об уточнении расчетов и т.п. Но туда можно обратиться в случае нарушения инспекцией законодательства, например, при проведении налоговой проверки, взыскании налога, в других случаях, при которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации утверждена приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 № 45 и распространяется не только на граждан, но и на юридических лиц.

Обращение в органы прокуратуры может быть в виде заявления или жалобы аналогично обращению к вышестоящему должностному лицу, как было рассмотрено выше. Интересно, что ни один из рассматриваемых в этой статье органов власти не способен конкурировать с прокуратурой по разнообразию допустимых способов обращения граждан. Прокурор рассмотрит обращения, полученные в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования.

Письменное обращение должно в обязательном порядке содержать:

  • наименование органа, в который направляется обращение, или фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица либо его должность;
  • фамилию, имя, отчество заявителя;
  • почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения. Если обращение направлено в прокуратуру в электронной форме, дополнительно указывается адрес электронной почты или почтовый адрес, по которому заявитель рассчитывает получить ответ;
  • изложение существа вопроса;
  • личную подпись заявителя;
  • дату.

Без ответа останется обращение, в котором не указаны фамилия направившего его гражданина или адрес, по которому требуется ответить.

Заявление или жалоба могут быть поданы как в прокуратуру по месту нахождения заявителя, так и в прокуратуру по месту нахождения налоговой инспекции. Законодательство не ограничивает заявителя в выборе.

Если установлен факт нарушения, прокурор вносит представление об устранении нарушений закона. Представление вносится в ИФНС или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В зависимости от характера нарушения закона прокурор также выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

Помимо этого действенна и такая мера, как направление прокурором должностному лицу предостережения о недопустимости нарушения закона. Предостережение направляется при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. За неисполнение требований прокурора должностное лицо может быть привлечено к ответственности.

Преимущества этого способа:

  • не требует уплаты госпошлины;
  • не ограничен срок обращения;
  • широкий круг допустимых способов направления обращения;
  • должностные лица обязаны немедленно исполнить представление прокурора;
  • результативный способ, поскольку должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности за выявленные нарушения;
  • если вопрос не в компетенции прокурора, обращение будет пере­направлено по нужному адресу.

4. Обращение в суд

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в суд в порядке, предусмотренном НК РФ и соответствующим процессуальным законодательством РФ.

Обратиться в суд налогоплательщик вправе только после обжалования ненормативных актов, действий или бездействия должностных лиц в вышестоящий налоговый орган. То есть налоговым законодательством предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора. Эта процедура подробно рассмотрена в п. 2 ст. 138 НК РФ.

Вы вправе обратиться в суд не только в том случае, если вышестоящий налоговый орган не удовлетворил вашу жалобу, но и в случае, если решение по жалобе в установленный срок не принято вовсе. Обжаловать решение самого вышестоящего органа можно сразу в суд, без обращения в еще более вышестоящий налоговый орган.

Обратите особое внимание на следующее обстоятельство при прохождении досудебной процедуры обжалования: доводы, не заявленные в первоначальной жалобе (в вышестоящий налоговый орган), могут быть не приняты судом во внимание при рассмотрении заявления.

Поэтому если ваши права нарушены, свои аргументы сразу раскрывайте в жалобе или апелляционной жалобе, направляемой в вышестоящий налоговый орган. В такой ситуации не стоит «держать козыри в рукаве».

Судебное оспаривание остается, пожалуй, самой длительной по времени и дорогостоящей процедурой защиты своих прав. Однако в определенных случаях у него нет альтернативы.

На принятие решения об обращении в суд у компании есть не так уж много времени: заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав. Требования к оформлению заявления содержатся в ст. 199, 125 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Дела подобного рода судья рассматривает единолично с извещением сторон о месте и времени судебного заседания. По результатам суд может признать ненормативный правовой акт недействительным, а решение или действие (бездействия) незаконным, либо отказать налогоплательщику в удовлетворении заявленного требования.

Преимущества этого способа:

  • спор рассматривает иной орган государственной власти, не входящий в систему налоговых органов;
  • проработаны и законодательно закреплены механизмы исполнения решения суда;
  • результатом рассмотрения заявления может быть признание недействительным ненормативного акта налогового органа, незаконными действий (бездействия) должностных лиц;
  • исполнение решения налоговиков может быть приостановлено на период рассмотрения заявления налогоплательщика;
  • есть возможность обжалования судебного акта.

Подводя итог, обозначим некоторые точки, существенные для любого вида обращений о защите своих прав: обращение (жалоба, заявление и т.д.) должно быть сжатым, емким по смыслу, содержать четкие требования и обоснования, написанным понятным языком, без лишней и повторяющейся информации. Из обращения должно быть ясно, какие именно права заявителя нарушены и в чем состоит нарушение.

Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

7 ошибок налоговиков, которые помогут оспорить результаты проверки

Проанализируем основные ошибки налоговиков, которые могут стать основанием для отмены решения по результатам проверки. В частности, когда компании не сообщили о рассмотрении материалов проверки; когда инспекция допустила нарушения при подписании акта проверки; когда документы по проверке получило неуполномоченное лицо; когда итоговое решение подписал не тот, кто рассматривал материалы проверки, и пр.

Кто ответит за долги компании, если она платить не в состоянии

По общему правилу учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица. Поэтому они нередко и не подозревают, что за взысканием долгов налоговые органы (иные кредиторы) могут прийти лично к ним и обратить взыскание на их личное имущество. Изучим судебную практику и свежие поправки в законодательство о банкротстве, о субсидиарной ответственности контролирующих организацию лиц.

Отсутствие в требовании конкретного перечня документов не освободит от штрафа

В последних определениях Верховного Суда РФ видна тенденция арбитров к ужесточению позиции в пользу налоговых органов. Отсутствие указания на конкретное количество и конкретные реквизиты документов не может служить основанием для освобождения налогоплательщика от ответственности. Выставляя требование о предоставлении документов, налоговики обычно не могут знать точные реквизиты нужных документов и их количество. В то же время они должны сформулировать требование таким образом, чтобы из него было понятно, какие документы надо предоставить.

Досудебное урегулирование споров с налоговыми органами

До обращения в суд налогоплательщик обязан пройти досудебный порядок в отношении обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговой инспекции, а также их ненормативных актов. В данной процедуре есть несомненные плюсы. Проанализируем, какие инструменты защиты могут и должны использовать организация / предприниматель для защиты своих прав, а также дадим рекомендации, на что следует сделать упор, пытаясь отстоять нарушенное право.

Верховный Суд РФ об исковой давности

Проанализируем постановление Пленума ВС РФ, в котором освещаются вопросы о начале течения срока исковой давности и порядке его применения. Рассмотрим положения о восстановлении, приостановлении и перерыве срока, а также ситуации, когда о применении исковой давности заявляет только один из соответчиков или третье лицо.

Основные особенности государственных (муниципальных) казенных учреждений

Казенные учреждения, находящиеся в государственной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований, являются совершенно новым типом юридического лица, ранее в Российской Федерации не существовавшим. Правовой статус казенных учреждений, их полномочия, правомочность и правоспособность требуют отдельного рассмотрения, так как это связано с тем, что казенное учреждение сочетает черты как федерального государственного (муниципального) учреждения, так и территориального структурного подразделения федерального органа исполнительной власти. В настоящее время происходит процесс формирования казенных учреждений, а переходный период для них продлится весь 2011 год.

Практика камеральных проверок получения налоговых вычетов физическими лицами

Наиболее сложным для гражданина вопросом, связанным с получением налогового вычета, является прохождение камеральной проверки в налоговой инспекции. Ведь при ее проведении налогоплательщику необходимо выполнить ряд обязательных процедур, от правильности и точности выполнения которых зависит принятие положительного решения о предоставлении налогового вычета. В статье рассматриваются требования, которые могут быть предъявлены к налогоплательщику – физическому лицу в ходе проверки. Анализируются практические ситуации, которые могут ­возникнуть. Предлагаются варианты поведения в затруднительных ситуациях.

Особенности автономных государственных (муниципальных) учреждений

Изменившийся с 01.01.2011 статус автономных государственных (муниципальных) учреждений вызывает ряд вопросов, связанных с их статусом и ведением финансово-хозяйственной деятельности. Каковы взаимоотношения автономных учреждений с собственниками (учредителями)? Какова система управления ими и их финансово-хозяйственной деятельностью? Каковы особенности их налогообложения?