Top.Mail.Ru

Обыск и изъятие документов: что делать

Не секрет, что в своей работе бухгалтерам часто приходится сталкиваться с изъятием документов со стороны разных органов. Поговорим о формах и методах наиболее распространенных вариантов изъятия документов органами внутренних дел, безопасности, следственными, а также налоговыми органами. Дадим рекомендации, на что обратить внимание во время этих мероприятий, чтобы в случае необходимости защитить свои права.

Кто может проводить обыск и изъятие, на каких основаниях? Как встречать «гостей»? Что важно отразить в протоколе этого мероприятия? Как описывать в нем изымаемые документы? Предупредим, на что в частности нужно обратить внимание, как лучше себя вести ответственным за документы и руководству.

В ходе финансово-хозяйственной деятельности предприятия часто сталкиваются с различными формами изъятия документов органами исполнительной власти. Изъятие документов может быть произведено при осуществлении самых разнообразных видов деятельности: контрольной (налоговой), оперативно-розыскной, административно- и уголовно-процессуальной. Но формы и методы изъятия документов, правовая регламентация этого процесса у них разные.

Кратко в Таблице рассмотрим отдельные из наиболее распространенных вариантов изъятия документов органами внутренних дел, безопасности и следственными органами.

Изъятие документов налоговыми органами происходит несколько по иной схеме. В рамках контрольной деятельности налоговые органы имеют право «производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены» (подп. 3 п. 1 ст. 31 НК РФ; см. также п. 7 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»).

Порядок изъятия документов налоговыми органами определяется только НК РФ. Изъятие документов в порядке налогового контроля называется выемкой (ст. 94 НК РФ). Выемка не может быть произведена вне рамок выездной налоговой проверки (ст. 94 НК РФ). Она возможна, если налогоплательщик в рамках такой проверки не предоставил затребованные проверяющими документы в отведенный срок. При этом налоговые инспекции должны предъявить постановление о производстве выемки, утвержденное руководителем налогового органа или его заместителем.

Таблица. Наиболее распространенные варианты изъятия документов правоохранительными органами

Теперь разберемся с отведенным сроком. По общему правилу (ст. 93 НК РФ) документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (или 20 дней – при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования.

Однако будьте внимательны: для так называемой встречной налоговой проверки в ст. 93.1 НК РФ содержится более короткий – 5-дневный срок, он касается истребования документов / информации о конкретных сделках или о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте должностным лицом налогового органа, проводящим такую проверку, или руководителем (заместителем руководителя) налогового органа при рассмотрении материалов проверки. Если организация не располагает запрошенными документами / информацией, то в тот же 5-дневный срок со дня получения требования она должна сообщить об этом. Если же истребуемые документы / информация не могут быть представлены в указанный срок, инспекция при получении от организации ­уведомления об этом вправе продлить срок представления.

Помимо упомянутых выше органов и служб, право изымать документы имеют и другие (например, Счетная палата РФ при проведении контрольных мероприятий).

Очевидно, что дать рекомендации по оптимальной схеме передачи документов и отстаиванию своих прав сразу по всем вариантам изъятия невозможно. Потому начнем с такого распространенного мероприятия, как обыск. Помимо того, что это самое психологически тяжелое действие из всех выше перечисленных, именно магическим термином «обыск» часто прикрываются сотрудники правоохранительных органов, которые на самом деле приходят с другими полномочиями и задачами.

Далее в первой части статьи мы разъясним положения УПК РФ, касающиеся обыска помещения юридического лица и изъятия документов, предметов.

Зачем пришли?

Первое, что надо сделать – это спросить, с какой целью пришли сотрудники органов исполнительной власти, и попросить их представиться с указанием должностей, фамилий и подразделений.

Если это следователь (не важно какого ведомства: МВД России, Следственного комитета РФ или иного), скорее всего речь идет действительно об обыске или выемке. Но в этом случае следователь обязательно представит постановление на производство обыска или выемки, где можно будет прочитать в рамках какого уголовного...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Федеральный и региональный МРОТ: что должен знать бухгалтер

Со следующего года МРОТ в очередной раз повышается. Причем в скором времени он сравняется с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения. Расскажем, какой МРОТ необходимо применять, если в регионе установлен свой уровень; как правильно сравнивать заработную плату с минимальным размером оплаты труда, а также какие выплаты должны в него включаться (за сверхурочную работу, работу по совмещению и совместительство и пр.).

Как не ошибиться при расчете «аванса»по зарплате

Понятие «аванс» в ТК РФ не используется. На практике им именуют выплату части зарплаты за первую половину месяца. Разберемся, как правильно установить даты выплаты зарплаты; можно ли выплатить «аванс» раньше срока; что входит в первую часть заработной платы и каков порядок уплаты НДФЛ с нее.

Сроки хранения документов: памятка для бухгалтера

Анализ нормативной базы показывает, что нередко по одному и тому же документу установлены различные сроки хранения. Рассмотрим сроки хранения архивных документов; уставов, протоколов, положений; бухгалтерской и налоговой документации; бумаг, связанных с валютными операциями и ВЭД, страховыми взносами и пр.

Создаем обособленное подразделение

Классический способ организации удаленных рабочих мест под контролем работодателя предусматривает создание филиала, представительства и других обособленных подразделений. Разберемся, какие документы необходимо издать, в какие сроки поставить на учет в инспекцию созданное подразделение, а также какие кадровые вопросы придется решить в первую очередь.

Документооборот по списанию материалов на производство СМР

Любая организация, стремящаяся к безошибочному учету, должна построить стройную систему документооборота. В теории это кажется довольно просто, однако на практике компания сталкивается со множеством сложностей, которые возникают не только по вине организации. Например, при создании документооборота по списанию материалов на производство строительно-монтажных работ (СМР). В статье представлены четыре возможные варианта построения системы, даны рекомендации и разъяснены их плюсы и минусы.

Что делать с перерасходом ГСМ?

Из статьи вы узнаете, каким образом выявить хищение горюче-смазочных материалов и установить вину работника. Разъяснено, какими документами руководствоваться для нормирования расходов на топливо, возможно ли взыскать с сотрудника сумму причиненного ущерба или выгоднее использовать иной метод, например, уменьшить премию или заставить работника оплатить перерасход топлива путем его покупки.

Как законно принять наличную выручку без ККМ: практические рекомендации

Если у организации нет кассы, а контрагент принес наличность, не отказывайтесь ее принимать. Если правильно оформить передачу денег, то фирма не потеряет партнера по бизнесу. Как законно принять наличность, чтобы за это не последовали штрафы, рекомендует практикующий адвокат.

Правила заполнения товарно-транспортной накладной

Из статьи вы узнаете, когда и в скольких экземплярах необходимо заполнять товарно-транспортную накладную. Автор приводит примеры заполнения ТТН и оформления товарной накладной по форме ТОРГ–12. В статье объясняется, в каких случаях достаточно оформления ТОРГ–12 без составления товарно-транспортной накладной. Анализируются позиции налоговых органов и арбитражных судов.