Top.Mail.Ru

Мобильный телефон на рабочем месте: запретить нельзя разрешить

Безусловно, многим работникам мобильный телефон необходим для выполнения должностных обязанностей. Без него не обойтись, например, водителю, курьеру, экспедитору или сотруднику, работающему удаленно. Для таких сотрудников целесообразно установить правила пользования корпоративной связью. Однако другим категориям сотрудников использование мобильной связи на работе, наоборот, будет только мешать. Можно ли их ограничить в возможности использования телефона и наказать за допущенные нарушения?

Некоторым работникам мобильный телефон нужен для выполнения должностных обязанностей. Таких работников компании, чаще всего, обеспечивают корпоративной мобильной связью. Для них необходимо установить правила пользования телефонами. С другой стороны, далеко не всегда работа связана с необходимостью использования сотовой связи, и тут у работодателя возникает желание запретить излишнее использование телефонов на работе, а в ­некоторых случаях сделать это необходимо.

Трудно представить человека, не имеющего мобильный телефон. Причем работодателю его использование работником становится интересным в некоторых ситуациях. Прежде всего, работа сотрудника может быть связана с необходимостью пользоваться телефоном для выполнения должностных обязанностей. В таких случаях компания, как правило, выдает работнику аппарат или сим-карту и оплачивает расходы на связь в определенном размере. При этом у работника и работодателя могут возникнуть проблемы, связанные с расходами на мобильную связь, а также временем выхода на связь, ведь иногда работодатель полагает, что сотрудник с ­оплаченным телефоном должен быть в постоянном доступе круглосуточно.

С другой стороны, проблемы с мобильниками могут возникнуть, если последние мешают выполнению обязанностей работников. Разговоры не по работе, игры и просмотр запрещенных сайтов на мобильном во время рабочего дня мешают сотрудникам эффективно использовать рабочее время. Кроме того, современные телефоны – это не только средства связи, но аудио-, видеозаписывающие устройства, а также фотоаппараты. Поэтому нередко работодатель опасается, что работник нарушит режим ­коммерческой или иной охраняемой законом тайны с помощью телефона.

Если мобильный телефон в работе необходим

Некоторым работникам мобильный телефон нужен для выполнения должностных обязанностей: это и менеджеры по продажам, ведущие переговоры с клиентами, и секретари, которые должны быть всегда на связи в ожидании поручений руководства, и ремонтники, выезжающие по вызову клиентов, и пр. Таких работников компания, как правило, обеспечивает корпоративной мобильной связью: предоставляет телефоны с сим-картой или только сим-карту и оплачивает расходы на разговоры. Для них ­необходимо установить правила пользования мобильной связью.

Составляем документ

Нормы, регламентирующие использование мобильных телефонов на работе, можно изложить в правилах внутреннего трудового распорядка, общих требованиях к охране труда или разработать отдельный документ, например, положение об использовании мобильных телефонов (см. Пример 2). В нем важно предусмотреть все необходимые для ­компании особенности использования сотового телефона:

  • порядок выдачи телефона или сим-карты;
  • перечислить сервисы, которыми работнику запрещено пользоваться (при необходимости);
  • порядок учета расходов на корпоративную связь;
  • порядок сдачи телефонов или сим-карт при увольнении;
  • перечень должностей работников, которым предоставляется корпоративная мобильная связь;
  • лимиты мобильной связи и пр.

Важно оговорить в локальном нормативном акте случай, если в силу производственного процесса необходимо, чтобы работник был доступен по корпоративной мобильной связи в течение всего рабочего времени.

К сведению

Некоторые работодатели рассчитывают, что работник будет на связи и за пределами рабочего времени, например, устанавливают «дежурства на телефоне», когда работник в нерабочее время обязан отвечать на телефонные звонки и при необходимости приехать на работу или выехать к клиенту. Но законны ли такие требования?

Режим «дежурство на дому» допускается только в случаях, установленных ТК РФ или иными федеральными законами (письма Роструда от 17.04.2008 № 911-6-1, Минздравсоцразвития от 28.11.2013 № 14-2-242). Подобные нормативные акты имеются в отношении медицинских работников, работников МЧС и некоторых других специальных служб. В отношении коммерческих организаций продолжает действовать постановление Секретариата ВЦСПС от 02.04.1954 № 233 «О дежурствах на предприятиях и в учреждениях» в части, не противоречащей ТК РФ.

Согласно данному документу:

  1. привлечение к дежурствам не допускается чаще одного раза в месяц,
  2. продолжительность дежурства или работы вместе с дежурством не может превышать нормальной продолжительности рабочего дня,
  3. дежурства в выходные и нерабочие праздничные дни компенсируются предоставлением в течение ближайших 10 дней отгула.

Поэтому требовать от работника, чтобы он «дежурил на телефоне» за пределами рабочего времени, работодатель не вправе. При возникновении спора суд может прийти к выводу, что такое дежурство являлось сверхурочной работой, а ее оформление строго регламентировано законом.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Если на работника надо составить характеристику

Рассказываем, какие характеристики может потребоваться составить на работника (внешние, для предоставления вовне организации, и внутренние, для кадровых и иных мероприятий). Предлагаем образцы документов, когда работник себя зарекомендовал положительно или, напротив, отрицательно. Даем советы по их оформлению (какую информацию включать, кто может подписывать, какие сроки выдачи). Приводим пример из судебной практики, когда работница пыталась признать незаконной характеристику, отменить ее и обязать работодателя выдать объективную.

Создаем рабочую дисциплинарную комиссию

После продолжительных праздников дисциплина на работе традиционно страдает. Отследить сроки привлечения к ответственности и соблюсти процедуру поможет создание в организации дисциплинарной комиссии. Предлагаем понятный и простой алгоритм наложения дисциплинарного взыскания, образцы приказов о создании (постоянной и разовой, на событие) дисциплинарной комиссии, а также 3 образца оформления протоколов заседаний дисциплинарных комиссий (для разных стадий процесса ее работы), которыми вы сможете воспользоваться на практике. Так вы ничего не упустите, а работники не смогут оспорить привлечение к дисциплинарной ответственности.

Как правильно составить согласие на обработку персональных данных

С декабря 2023 года штрафы за обработку персональных данных без согласия субъекта или с неверно составленным согласием выросли до 700 000 рублей. А за год до этого изменились и требования к самим согласиям на обработку персональных данных. Рассказываем, какие согласия и в каких случаях необходимо составлять, почему лучше оформлять разные согласия на обработку персданных, а не включать все в одно, приводим образцы согласий для наиболее типичных ситуаций, даем советы по оптимизации документооборота.

Дополнительные оплачиваемые отпуска: как улучшить положение работников и не нести риски

Работодатель не вправе ухудшать положение работника по сравнению с нормами, предусмотренными законом, но он может улучшать его и предоставлять больше гарантий и компенсаций, чем положено государством. Многие работодатели предоставляют своим сотрудникам ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, не предусмотренный законодательством. Но мало кто задумывается, как правильно это сделать, чтобы не нести рисков. За что можно предоставить ежегодный допотпуск, не предусмотренный законом, и как это прописать? Как он оплачивается? Выплачивается ли за него денежная компенсация в случае увольнения работника? Говорим о том, какие ошибки может совершить работодатель и как их избежать, опираясь на мнение Минтруда России и судебную практику.

Топ-10 нарушений трудового законодательства

Сколько найдется в России работодателей, которые ни разу не нарушали нормы Трудового кодекса РФ? Ответ очевиден: немного. А все потому, что нарушения подстерегают их практически на каждом шагу. И чтобы бороться с ними, надо знать «врага в лицо». В статье мы рассмотрим самые распространенные промахи, которые компании допускают в отношениях с работниками.

Семь способов уволить нерадивого сотрудника

Многим известно, что уволить работника при отсутствии его желания не так просто, как может показаться на первый взгляд. Свидетельством тому являются, например, многочисленные споры, победу в которых чаще всего празднуют именно работники. Однако это вовсе не означает, что работника нельзя уволить вообще. Рассмотрим наиболее популярные и, что не менее важно, эффективные способы расстаться с работником, несмотря на отсутствие у него такого желания, и при этом избежать риска «получить» уволенного обратно.

Четыре роковые ошибки работодателя при отзыве сотрудника из отпуска

Причины для отзыва сотрудника из отпуска могут быть самими разными: от банальной болезни коллеги до непредвиденной работы, которую никто другой выполнить не сможет. Но в любом случае надо помнить, что досрочный выход из отпуска – ​дело добровольное. Принудительный отзыв из отпуска – ​наиболее распространенное нарушение. Подробно об этой и о других ошибках читайте в статье.

Компенсация морального вреда в трудовых отношениях

Подавая в суд на работодателя, сотрудник наряду с основным требованием обычно просит взыскать еще и компенсацию морального вреда. Причем заявляемые суммы могут достигать сотен тысяч рублей. Расскажем, что такое моральный вред, как необходимо обосновывать его сумму и какими способами компания может снизить размер компенсации, а то и вовсе добиться отказа в удовлетворении требования ­работника.