Top.Mail.Ru

ВС РФ о возмещении судебных издержек

Выигравшая в суде сторона имеет право на возмещение судебных расходов. Причем суды, как правило, значительно снижают размер на оплату услуг представителей. Проанализируем свежее постановление Пленума ВС РФ, где разъясняется порядок такого возмещения, а также даны советы, на что обратить внимание, чтобы расходы были возмещены в максимальном размере.

Участие в судебных процессах невозможно представить без финансовых рисков. Каждая сторона рискует проиграть дело и понести затраты на юридические услуги, сбор доказательств и т.д. Более того, проигравшая сторона должна возместить судебные расходы победителя. Чтобы бухгалтеру разобраться в этих тонкостях, проанализируем свежее ­постановление ­Пленума ВС РФ, где разъяснен порядок такого возмещения.

Право победителя на возмещение своих судебных расходов гарантировано ч. 1 ст. 46 Конституции РФ. Когда сторона, выигравшая спор, вынуждена нести бремя судебных расходов, это затрудняет доступ к правосудию и означает, что судебная защита не осуществлена в полной мере (раздел D рекомендации № R (81) 7 Комитета министров Совета Европы государствам-членам относительно путей облегчения доступа к правосудию, 1981 г.). Дороговизна судебного процесса и неопределенность при распределении судебных расходов, особенно в условиях экономической нестабильности, иногда и ­вовсе вынуждает отказаться от обращения в суд (т.е. от права на защиту).

Из всех существующих проблем, касающихся возмещения судебных издержек, наибольшую неопределенность вызывают вопросы о возможности судов снижать их размер и о порядке возмещения расходов на оплату услуг представителей в суде.

В связи с этим Пленум ВС РФ принял постановление от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» (далее – Постановление). В нем конкретизировано и обобщено применение судами всех уровней норм главы 9 АПК РФ, главы 7 ГПК РФ и главы 10 КАС РФ. Это первое постановление высшей судебной инстанции о судебных расходах. Прежде ВАС РФ в своих разъяснениях касался только отдельных моментов (см., например, информационные письма Президиума ВАС РФ от 05.12.2007 № 121, от 13.08.2004 № 82, постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 12, от 02.06.2004 № 10).

Что такое судебные издержки?

Как известно, в состав судебных расходов входит госпошлина и судебные издержки, связанные с рассмотрением дела. Издержки – это затраты лица, в пользу которого принято решение по делу, на восстановление нарушенного права и защиту своих законных интересов. Что же касается госпошлины, то вопросы, связанные с ее уплатой и возмещением, регулирует не только процессуальное законодательство, но и НК РФ. ­Поэтому Пленум ВС РФ не стал рассматривать положения о госпошлине.

Судебные издержки можно условно разделить на несколько типов (ст. 106 АПК РФ, ст. 94 ГПК РФ, ст. 106 КАС РФ).

  1. Судебные издержки, общие для всех видов процессов:
    • суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам;
    • расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте;
    • расходы на оплату услуг юристов (представителей);
    • другие расходы, понесенные в связи с рассмотрением дела.
  2. Издержки в административном и гражданском процессе:
    • расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранцами и лицами без гражданства (если иное не предусмотрено между­народным договором РФ);
    • расходы на проезд и проживание сторон, третьих ­(заинтересованных) лиц, связанные с явкой в суд;
    • почтовые расходы.

    Здесь стоит отметить, что в арбитражном процессе возмещению подлежат иные расходы, связанные с рассмотрением дела (ст. 106 АПК РФ), а значит, указанные издержки могут быть компенсированы и сторонам арбитражного процесса. Тем более, что, например, обязанность направить копию искового заявления и приложения к нему в арбитражном процессе лежит на истце (п. 1 ч. 1 ст. 126 АПК РФ), в отличие гражданского процесса, в котором эти документы ответчику направляет суд (ст. 132 ГПК РФ).

  3. Специальные издержки в арбитражном и гражданском процессе:
    • расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления (ст. 106 АПК РФ);
    • компенсация за фактическую потерю времени (ст. 99 ГПК РФ).

В п. 2 Постановления Пленум ВС РФ разъяснил, что перечни судебных издержек являются открытыми. Их можно дополнить, например:

  • издержками на легализацию документов;
  • расходами на судебное исследование имущества;
  • тратами на оформление доверенности представителю в конкретном деле;
  • расходами на сбор доказательств до предъявления иска;
  • расходами на копирование документов для направления в суд, набор текста заявления, иных документов для суда (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.01.2011 по делу № А19?8464/10);
  • затратами на получение банковской гарантии для представления встречного обеспечения по иску (постановление Президиума ВАС РФ от 10.07.2012 № 6791/11);
  • расходами, понесенными стороной в связи с обязательным досудебным урегулированием спора. Например, на направление претензии, получение юридических услуг, административное обжалование актов или действий налоговых органов, подготовку отчета об оценке недвижимости при оспаривании кадастровой стоимости и т.д. (п. 4 ­Постановления).

В период работы ВАС РФ оплата юридических услуг, оказанных на досудебной стадии, к категории судебных расходов не относилась и не возмещалась в рамках дела об оспаривании решения налогового органа (постановления Президиума ВАС РФ от 18.10.2011 № 5851/11, от 29.03.2011 № 13923/10, от 15.07.2010 № 3303/10). Впрочем, до принятия Федерального закона от 02.07.2013 № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» обязательный порядок административного обжалования решений и актов налоговых органов не предусматривался. А согласно п. 3 Постановления, если внесудебный порядок урегулирования спора (например, медиации или обжалование в порядке подчиненности) не предусмотрен ни законом, ни договором, в возмещении понесенных затрат будет отказано.

Пленум ВС РФ не затронул вопрос о возможности возмещения издержек на оплату услуг по подготовке процессуальных документов, но без непосредственного участия юриста в судебном процессе. Суды считают, что победитель в споре имеет право на возмещение таких затрат, но расходы на услуги по составлению правовых заключений к ним не относятся. Такой вывод следует из п. 8 и 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

7 ошибок налоговиков, которые помогут оспорить результаты проверки

Проанализируем основные ошибки налоговиков, которые могут стать основанием для отмены решения по результатам проверки. В частности, когда компании не сообщили о рассмотрении материалов проверки; когда инспекция допустила нарушения при подписании акта проверки; когда документы по проверке получило неуполномоченное лицо; когда итоговое решение подписал не тот, кто рассматривал материалы проверки, и пр.

Кто ответит за долги компании, если она платить не в состоянии

По общему правилу учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица. Поэтому они нередко и не подозревают, что за взысканием долгов налоговые органы (иные кредиторы) могут прийти лично к ним и обратить взыскание на их личное имущество. Изучим судебную практику и свежие поправки в законодательство о банкротстве, о субсидиарной ответственности контролирующих организацию лиц.

Отсутствие в требовании конкретного перечня документов не освободит от штрафа

В последних определениях Верховного Суда РФ видна тенденция арбитров к ужесточению позиции в пользу налоговых органов. Отсутствие указания на конкретное количество и конкретные реквизиты документов не может служить основанием для освобождения налогоплательщика от ответственности. Выставляя требование о предоставлении документов, налоговики обычно не могут знать точные реквизиты нужных документов и их количество. В то же время они должны сформулировать требование таким образом, чтобы из него было понятно, какие документы надо предоставить.

Досудебное урегулирование споров с налоговыми органами

До обращения в суд налогоплательщик обязан пройти досудебный порядок в отношении обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговой инспекции, а также их ненормативных актов. В данной процедуре есть несомненные плюсы. Проанализируем, какие инструменты защиты могут и должны использовать организация / предприниматель для защиты своих прав, а также дадим рекомендации, на что следует сделать упор, пытаясь отстоять нарушенное право.

Верховный Суд РФ об исковой давности

Проанализируем постановление Пленума ВС РФ, в котором освещаются вопросы о начале течения срока исковой давности и порядке его применения. Рассмотрим положения о восстановлении, приостановлении и перерыве срока, а также ситуации, когда о применении исковой давности заявляет только один из соответчиков или третье лицо.

Основные особенности государственных (муниципальных) казенных учреждений

Казенные учреждения, находящиеся в государственной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований, являются совершенно новым типом юридического лица, ранее в Российской Федерации не существовавшим. Правовой статус казенных учреждений, их полномочия, правомочность и правоспособность требуют отдельного рассмотрения, так как это связано с тем, что казенное учреждение сочетает черты как федерального государственного (муниципального) учреждения, так и территориального структурного подразделения федерального органа исполнительной власти. В настоящее время происходит процесс формирования казенных учреждений, а переходный период для них продлится весь 2011 год.

Практика камеральных проверок получения налоговых вычетов физическими лицами

Наиболее сложным для гражданина вопросом, связанным с получением налогового вычета, является прохождение камеральной проверки в налоговой инспекции. Ведь при ее проведении налогоплательщику необходимо выполнить ряд обязательных процедур, от правильности и точности выполнения которых зависит принятие положительного решения о предоставлении налогового вычета. В статье рассматриваются требования, которые могут быть предъявлены к налогоплательщику – физическому лицу в ходе проверки. Анализируются практические ситуации, которые могут ­возникнуть. Предлагаются варианты поведения в затруднительных ситуациях.

Особенности автономных государственных (муниципальных) учреждений

Изменившийся с 01.01.2011 статус автономных государственных (муниципальных) учреждений вызывает ряд вопросов, связанных с их статусом и ведением финансово-хозяйственной деятельности. Каковы взаимоотношения автономных учреждений с собственниками (учредителями)? Какова система управления ими и их финансово-хозяйственной деятельностью? Каковы особенности их налогообложения?