С 1 сентября 2016 г. начнет действовать новый закон о третейском судопроизводстве. Он направлен на создание современного и эффективного механизма правового регулирования института арбитража (третейского разбирательства) в России с учетом мировой практики. Предполагается, что закон будет способствовать повышению авторитета и привлекательности третейских судов. Узнаем, что изменится в процедуре третейского разбирательства и с какими рисками могут столкнуться компании при рассмотрении их спора по новым правилам.
Некоторые компании предпочитают передавать возникшие споры на рассмотрение не государственных, а частных судов. В преддверии 2016 года был принят закон, направленный на реформирование системы арбитража. В статье будут рассмотрены наиболее существенные преобразования. Она поможет компаниям учесть преимущества и риски, связанные с изменениями правил арбитражного судопроизводства.
Третейское разбирательство (арбитраж) – одна из старейших форм урегулирования разногласий негосударственным образованием. Третейские суды появились раньше государственных и первоначально представляли собой посредничество третьих лиц при разрешении хозяйственных и бытовых споров. Но и значительная часть современных экономических споров во всем мире разрешается частным судопроизводством.
Основные преимущества арбитража перед государственным разбирательством таковы:
- судопроизводство ведется негласно в закрытом судебном заседании. Информация, полученная в ходе разрешения дела, остается конфиденциальной;
- стороны могут выбрать арбитра по своему усмотрению;
- стороны сами выбирают место, время и язык судопроизводства;
- решение арбитража подлежит исполнению на территории всех стран-участниц Конвенции ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (заключена в г. Нью-Йорке, 1958 г.);
- решения арбитража могут быть исполнены в принудительном порядке (на основании исполнительного листа, выданного государственным судом);
- по общему правилу решение арбитража является окончательным, и стороны не могут его обжаловать (ст. 34.2 Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ (принят в г. Нью-Йорке 25.06.2010 на 43-й сессии ЮНСИТРАЛ)). Хотя в России это не совсем так (ст. 40 Федерального закона от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее – Закон об арбитраже)).
В России арбитраж не так распространен, как за рубежом (по приблизительным данным, в арбитраже разрешается лишь 10% экономических споров), в т.ч. из-за ряда недостатков. Юристы отмечают чрезмерное количество арбитражных учреждений, несоблюдение ими принципов беспристрастности, независимости, равенства при разрешении споров (впрочем, это проблема не только частных, но и государственных судов). Так, «карманные» суды, образованными крупнейшими корпорациями, нередко используются недобросовестными участниками оборота для вывода имущества из-под взыскания кредиторов. Поэтому они не стали достойной альтернативой государственному правосудию. Предполагается, что реформирование третейских судов может сделать арбитражный процесс более эффективным и удобным инструментом разрешения споров.
Новый закон об арбитраже
Закон об арбитраже вступит в силу с 1 сентября 2016. Он заменит действующий ныне Федеральный закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». Международный коммерческий арбитраж, как и прежде, будет регулироваться Законом РФ от 07.07.1993 № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже». При этом некоторые положения Закона об арбитраже будут распространяться и на международный коммерческий арбитраж (например, о требованиях к арбитрам, о порядке создания и деятельности судов и т.д.).
Законом об арбитраже закреплены:
- основные понятия (арбитр, третейское разбирательство, администрирование арбитража, правила арбитража и т.д.);
- порядок ведения и принципы арбитража;
- порядок заключения арбитражного соглашения;
- правила формирования состава и компетенция третейского суда;
- требования к арбитрам, основания их ответственности;
- порядок принятия арбитражного решения и прекращение арбитража;
- порядок вынесения, отмены, оспаривания и приведения в исполнение арбитражного решения;
- порядок образования и деятельности постоянно действующих арбитражных учреждений;
- требования к содержанию правил арбитража;
- соотношение арбитража и медиации.
Арбитражное соглашение
Стороны любого договора могут обратиться в третейский суд, но только если между ними заключено арбитражное соглашение. Его можно заключить разными способами (ст. 7 Закона об арбитраже1):
- включить арбитражную оговорку в текст договора. Обычно в такой оговорке указывается место и способ урегулирования споров. Она признается соглашением, независящим от других условий договора. Так, принятие арбитражного решения о том, что сам договор недействителен, не повлечет недействительность арбитражной оговорки (ч. 1 ст. 16);
- заключить отдельное соглашение;
- включить соглашение в устав компании (за исключением АО с количеством акционеров более 1000 и ПАО). В этом случае соглашение будет распространяться на споры участников и самой компании с другими лицами, только если эти лица прямо выразили свою волю о его применении (ч. 7 ст. 7).
Стороны обладают достаточной свободой при заключении арбитражного соглашения. В частности, они могут договориться о том, в какой суд будет передан потенциальный конфликт, о месте проведения разбирательства (ст. 20), а также о языке процесса (ст. 23).
Кроме этого, стороны могут:
- отказаться от обращения к государственному суду по ряду процессуальных вопросов, например, о принятии мер по назначению арбитров (ч. 4 ст. 11), об отводе арбитра (ч. 3 ст. 13), о прекращении полномочий арбитра (ч. 1 ст. 14), о решении вопроса о компетенции арбитража (ч. 3 ст. 16);
- предусмотреть возможность принятия постоянным арбитражем обеспечительных мер до формирования третейского суда (ч. 2 ст. 17);
- определить размер гонорара арбитров суда, сформированного для разрешения конкретного спора (ч. 4 ст. 22);
- исключить возможность предъявления встречного иска (ч. 7 ст. 25);
- при администрировании спора постоянным учреждением предусмотреть, что решение арбитража является окончательным, т.е. не подлежащим отмене (ст. 40);
- исключить проведение устного слушания (ч. 1 ст. 27);
- обусловить выбор арбитров их принадлежностью к списку рекомендованных арбитров (ч. 1 ст. 47) и др.
В некоторых из перечисленных выше случаев стороны своим соглашением меняют правила арбитража соответствующего учреждения.
Законом об арбитраже также закреплено положение, выработанное судебной практикой (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.12.2012 по делу № А45-18317/2012) о сохранении в силе соглашения при перемене лиц в основном обязательстве.
Стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять арбитражное решение (ст. 38).
Недействительность соглашения
Арбитражное соглашение может быть признано недействительным одним из следующих способов:
- третейским судом, если сторона спора заявит о недействительности соглашения. В этом случае исковое заявление другой стороны останется без рассмотрения (ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 16);
- компетентным судом, если рассмотрение дела передано стороной договора на его рассмотрение. Тогда решение...