Интернет давно и по праву стал одним из главных каналов продажи товаров, работ и услуг. При этом до потенциальных покупателей (заказчиков) информация обычно доходит через сайт предпринимателя. А чтобы потенциальные клиенты смогли отыскать его на просторах Всемирной паутины, бизнесмен должен приложить немало усилий. И первое, о чем необходимо позаботиться, – продвижение сайта в различных поисковых системах. Как правило, услуги по продвижению оказывают специализированные организации. Разберемся, на что нужно обратить внимание при заключении договора с ними.
В условиях высокой конкуренции бизнесмены сталкиваются с необходимостью увеличения расходов на продвижение своих продуктов. В настоящее время, для того чтобы занять устойчивые позиции на рынке, важно не только создать качественный продукт, но и продать его. Наиболее эффективным способом является продвижение сайта в различных поисковых системах. С этой целью бизнесмен заключает со специализированной организацией соответствующий договор. Расскажем, как его составить, чтобы получить желаемый результат.
Поисковая оптимизация
Если верить Википедии, поисковая оптимизация (от англ. «search engine optimization», «SEO») – это комплекс мер для поднятия позиций сайта в результатах выдачи поисковых систем по определенным запросам пользователей. Обычно чем выше позиция сайта в результатах поиска, тем больше человек на него заходит.
Продвижение сайта в Интернете способствует тому, что ресурс будет занимать самые первые позиции в ведущих поисковых системах, согласованных сторонами договора, по тем ключевым словам или словосочетаниям, которые будут интересны заказчику. Они также указываются в предмете договора (см. Пример 1).
В результате услуг по поисковой оптимизации позиции сайта повышаются, компания получает возможность найти новых клиентов и извлечь больше прибыли. Не удивительно, что такие услуги пользуются спросом. Их оказание осуществляется на основании соответствующего договора.
В этом договоре стороны должны согласовать предмет (ст. 432, п. 1 ст. 779 ГК РФ), т.е. перечень действий исполнителя, связанных с поисковой оптимизацией сайта заказчика, а именно:
- создание необходимой плотности ключевых слов на оптимизируемых страницах, чтобы поисковая система посчитала страницы сайта наиболее соответствующими запросу пользователя;
- оптимизацию ссылочной структуры сайта;
- организацию большого количества ссылок на сайт в различных каталогах, на форумах и досках объявлений;
- обмен ссылками с тематически близкими сайтами;
- покупку платных ссылок и др.
Перечень конкретных мероприятий в каждом конкретном случае определяется возможностями исполнителя, поэтому в договоре нет необходимости приводить подробный перечень операций. Достаточно будет указать на саму услугу – поисковая оптимизация – и обозначить цель: продвижение сайта и повышение его позиций по запросам в соответствии с согласованным перечнем ключевых слов.
Результаты продвижения
Высокая конкурентная среда, в условиях которой действует исполнитель, едва ли позволит ему гарантировать, что сайт станет самым посещаемым. Очевидно, конкуренты заказчика тоже не сидят сложа руки и занимаются продвижением собственных продуктов, используя те же средства и методы, что и заказчик. Поэтому исполнитель, безусловно, должен стремиться к желаемому результату, но гарантировать его достижение не может.
Тем не менее в договоре поисковой оптимизации стороны могут согласовать такие параметры, как:
- необходимый минимум посещаемости сайта, который должен обеспечить исполнитель;
- выдачу ссылок на сайт по запросам в соответствии с ключевыми словами в ТОП-10 результатов и т.д.
Разумеется, в договоре должно быть указано, что услуги исполнителя считаются оказанными только в том случае, если достигнут соответствующий результат.
Если в договоре не оговаривается необходимость достижения исполнителем конкретного результата, то заказчик будет не вправе ссылаться на то, что свои обязательства исполнитель не выполнил (постановление ФАС Поволжского округа от 13.02.2013 по делу № А65-11709/2012). Если же включить указанное нами условие, то заказчик сможет требовать от исполнителя достижения определенного...